Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия для детей с ОНР. Лексическая тема «Семья»»
Конспект фронтального занятия для детей с ОНР 3 уровня.
Лексическая тема «Семья»
Программное содержание:
1. Активизировать словарь по теме «Семья».
2. Формировать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов от существительных, обозначающих членов семьи; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; 3. Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
4. Развивать связную речь (пересказ текста).
5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики. 6. Развивать познавательные процессы. 7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Вос-ль: К нам сегодня пришёл мальчик.
(Картинка мальчика). Его зовут Миша.
Он хочет поиграть с вами познакомить вас со своей семьёй.
2. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Это вся моя семья.
3. Рассматривание сюжетной картинки «Семья»
Вос-дь: Кого вы видите на картинке? (Я вижу Мишину маму) и т п. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).
Вос-ль: Сколько человек в этой семье? Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам?
(На картинке две мамы). Сколько пап? Сколько сыновей? Сколько дочерей? Кем Миша приходится маме и папе? (сыном, бабушке и дедушке? (внуком, сестре (братом?
Вос-ль: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье?
(Я думаю, дедушка самый старший в семье).
Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая, настоящая).
2. Д/и «Предлоги» (беседа по сюжетной картинке)
Вос-ль: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Вос-ль: Где сидит бабушка? (Бабушка сидит в кресле).
Вос-ль: папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).
Вос-ль: кошка сидит на стуле (Нет, кошка сидит около стола)
Вос-ль: где висит картина?
(Картина висит на стене. Картина висит над диваном).
Вос-ль: Где сидят дети? (Дети сидят за столом)
Вос-ль: Саша, где стоит Миша? (Миша стоит около дивана).
Вос-ль: Миша, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.
3. СЛАЙД 1
Д\и «Чьи это вещи?»
Вос-ль:
Чей это платок? Чье платье? Чьи это игрушки? Чьи туфли? Чьи очки? Чей учебник? Чья удочка? (Бабушкин платок, папины туфли, мамино платье,). И т. п.
Вос-ль: Куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).
Вос-ль: Куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).
Вос-ль: куда положим учебник? (учебник положим в портфель).
Куда поставим туфли? (туфли поставим на полку для обуви)
4. Развитие общей моторики.
Вос-ль: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём.
Отдых наш — физкультминутка. (Шагаем на месте.)
Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.) Раз и два, раз и два!
5. Вос-ль: Послушайте загадку:
Свяжет носочки и сварит обед, Знает варенья старинный рецепт, Часто печет пироги и оладушки, Наша хорошая, добрая… (бабушка). – Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш. (дед)
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно. (папа)
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша. (мама)
Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка Моя старшая (сестренка)
Вот веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой. (братишка)
6. Дидактическая игра «Скажи,какой?»
Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.
Дети садятся на ковёр, логопед по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.
Мама (какая, папа (какой, бабушка (какая, дедушка (какой, сестра (какая, брат (какой)
7. Дидактическая игра «Распределим обязанности»
- Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.
Вос-ль: (сидя на ковре) выставляет перед детьми коробочки, на которых наклеены картинки с изображением членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка сестра, брат) и коробку с цветными пуговицами. Дети называют по одному виду работ и кладут один камушек в коробочку. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.
8. Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)
- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок -улыбнитесь, а если это плохой поступок – сделайте грустное лицо.
Сын полил комнатные цветы. Дочка съела всю кашу. Мальчик порвал книжку.
- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку? Дети убрали игрушки на место. Девочка разбила чашку.
- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)
Сын подрался во дворе. - А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)
Дочка помыла посуду. Мальчик вытер пыль.
9. Пересказ текста «День рождения»
Вос-ль: читает рассказ:
«У Миши сегодня день рождения. Мама испекла для Миши вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Никита нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Миша был очень рад подаркам!»
Вопросы к тексту:
1. О ком рассказ?
2. Какой праздник сегодня у Миши?
3. Что испекла мама?
4. Что папа подарил сыну?
5. Кто подарил Мише картину?
6. Что подарили Мише бабушка и дедушка?
Вос-ль: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать.
Повторное чтение рассказ воспитателем.
Пересказ текста детьми.
8. Д\и «Подарки для Миши»
(Развитие мышления, логики).
Вос-ль: Что бы вы подарили Мише?
Вос-ль: Спасибо, ребята!
Мише очень понравились ваши подарки!
Давайте попрощаемся с Мишей.
Итог занятия:
Вос-ль: С кем сегодня мы познакомились? Что вам больше всего понравилось?