Просмотр содержимого документа
«Комплексное занятие для подготовительной группы "В гостях у Кузьмы"»
Комплексное занятие в старшей подготовительной группе:
«В гости к Кузьме».
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре;
Познакомить детей с предметами крестьянского быта;
Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов;
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
НОД:
(хозяюшка и дети входят в избу под музыку русскую народную)
Хозяйка: Здравствуйте, гости-дорогие!
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И здоровьицем!
– Проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посмотрите, ребята, сколько в моей избе интересных старинных вещей. Будем сегодня опять друг друга потешать, загадки загадывать?
Хозяйка: Наша изба ровно тепла.
Домом жить - не лукошко шить.
Домом жить - не развеся уши ходить.
Домом жить - обо всем тужить.
Дом вести – не лапти плести.
Загадки о русской избе и домашней утвари:
1.У нее в печурочке –
Золотые чурочки. (Дрова в печи)
2.Четыре брата
Под одной крышей стоят. (Стол)
3.Два брюшка –
Четыре ушка. ( Подушка)
4.Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
5.Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)
6.Сверху дыра, снизу дыра,
А посредине – огонь да вода. (Самовар)
7.Из ее большой трубы
Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь,
А зовется просто … (Печь)
– Для чего людям нужна печь?
Дети: (предполагаемые ответы детей)
Хозяйка: Да, самое большое место в избе занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи. А кто-нибудь из вас знает стихотворение про русскую печь?
Ребенок: У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовиться в печи
И хлеба и калачи
Каши и картошка
И баранья ножка!
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых, и помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть такой помощник, зовут его Кузьма. А показывается он только хорошим и добрым людям. Вы 'хорошие дружные ребята?
Дети: ДА!
Хозяйка: Тогда сейчас я вам подскажу, как можно позвать домового.
Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!
Дети: (все вместе зовут домового)
Домовой: Здравствуйте, ребята и гости дорогие! Вы меня играть звали?
Дети: ДА!
Домовой: Ой, я очень люблю играть! А вы знаете мою любимую игру, называется она «Дед, дед, домовой».
Дети вместе с воспитателем и домовым играют в игру «Дед, дед, домовой»:
Дед, дед, домовой,
Ты облей нас водой,
Что мы делали вчера –
Отгадать тебе пора! (В бане мылись; пироги пекли; печку топили; в доме подметали и т.д…)
Домовой: Повеселили вы меня. Хозяюшка, а твои , ребятки, потешки то знают.
Дети: ДА!
Дети читают наизусть потешки (русский фольклор, игровой фольклор ):
«Лиса и волк», «Зима пришла», «Братцы, братцы…»
«Федул, что губы надул», «Ты пирог съел…»
«Где кисель – тут и сел»
Домовой: Ой, молодцы! Ребята, а вы на ложках играть умеете?
Дети: ДА!
Домовой: Ну, а теперь моя очередь. Хозяюшка! Раздавай ложки.
( Дети ударяют по ложкам и в тоже время проговаривают слова.)
Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
(Дети, постукивая ложками, выполняют руками круговые движения по часовой стрелке.)
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму –
Бух!
(Дети выполняют предыдущее упражнение, но с движением руками против часовой стрелки.)
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
(Дети постукивают по коленям.)
Хорошая дорога,
Хорошая дорога,
Вот стало что-то хуже,
Вот стало что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет.
(Дети в обе стороны ударяют по ложкам друг друга правой и левой рукой .)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку калачи,
Переваливай в печи!
Хозяйка: Видите, ребята, какой Кузенька у меня веселый, озорной, любит играть и веселиться. Но самое главное, что он дом оберегает! Правда, Кузьма?
Домовой: Правда, правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами. Обереги бывают разные: перец – защищает от ссор в семье, чеснок и лук отгоняют нечистую силу, кукуруза оберегает здоровье детей.
Хозяйка: Что такое оберег?
Дети: Это предмет, охраняющий от злого и плохого.
Домовой: А еще, ребята, я хочу познакомить вас с одним из оберегов, называется – подкова. Что вы знаете о подкове?
Дети: (предполагаемые ответы детей)
Домовой: Ну, тогда, я вам сейчас расскажу. Подкова – оберег дому. Весили ее над дверью. Если подкову повесить рожками вверх, то счастье из дома не выйдет, а если перевернуть подкову, то счастье все уйдет, выльется.
Хозяйка: Дорогие гости, пусть и в вашем доме будет счастье. А наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками!
Хозяйка: А мы с Кузей будем вам помогать.
(Дети рассаживаются за столы. Педагоги оказывают индивидуальную помощь детям. По ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий.)
Хозяйка: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.
(Дети дарят подковы.)
Домовой: А мы с хозяюшкой готовились к вашему приходу и испекли в нашей печке вкусное угощенье.
Ребенок: Дедушка-домовушечка,
Угости нас сушечкой,
Будем кушать и хвалить
Да тебя благодарить!
Домовой: Конечно, угощу за то, что вы были такие веселые и внимательные!
Домовой и хозяйка угощают детей сушкой.
Хозяйка: Ну что, ребята, понравилось вам у нас в гостях?
Дети: Да!
Хозяйка: А что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: (предполагаемые ответы детей)
Хозяйка: Да, сегодня мы с вами познакомились с домовым, узнали, что такое русская печь и для чего она нужна, а еще поиграли на ложках, отгадывали загадки и научились делать обереги своими руками.
Хозяйка: Но я еще не обо всем вам рассказала, у меня еще очень много всего интересного есть, приходите еще ко мне в гости.