Классик русской природоведческой литературы для детей Виталий Валентинович Бианки.
Классик русской природоведческой литературы для детей Виталий Валентинович Бианки.
Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное. Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки - это своеобразный самоучитель любви к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классик русской природоведческой литературы для детей Виталий Валентинович Бианки.»
Классик русской природоведческой литературы для детей
Виталий Валентинович Бианки.
Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное. Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки - это своеобразный самоучитель любви к природе.
Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому - вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Он разработал практически все художественно−литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, "лесная газета" и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др.
Например, сказка «Первая охота». В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).
Одной из задач, которую ставит Бианки – воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств.
Самой знаменитой книгой Бианки В. В. о мире животных стала его добрая и гуманная "Лесная газета" впервые вышедшая в 1928 г. и продолжавшаяся выпускаться до 1958 г. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. Она до сих пор остается непревзойденной как по оригинальности формы, так и по насыщенности содержания. Другой подобной не было и нет. Вся возможная и невозможная информация о жизни животных и птиц, все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в живом мире животных, описано на страницах "Лесной газеты". Здесь можно было найти все.
А в 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней. Перед нами мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий животного. Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком. Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным.
В произведениях Бианки заметна фольклорная традиция. Писатель учился у народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках - юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки, в них скрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании. Поэтому так велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора. В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Учась у народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты. Таковы, например, его «Теремок» или «Колобок». Старые тексты часто дополнялись новыми строками.
К примеру, на протяжении всей своей жизни Виталий Бианки многократно дополнял переиздания "Лесной газеты", а также сборник "Лесные были и небылицы", которые давно стали настоящей классикой и образцом научно-художественной литературы для детей. Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть. Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных. Научны почти все сказки Бианки, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист.
В несомненной связиснароднойтрадицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый Комар («Росянка - комариная смерть») погибает, пойманный растением-хищником: «и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью». Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы.
Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или назидательном приключении. Охотник на медведя не стал убивать зверя, видя, как внимательно слушает мишка звук лесной струны-щепки на расколотом грозой дереве («Музыкант»).
Наряду с отдельными рассказами Бианки создает для малышей и циклы рассказов. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется герой-мальчик. На прогулках с отцом он постигает лесные секреты: как выследить зайца, поймать тетерева, прячущегося во сне в подснежной лунке.
Рассказы писателя для детей старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», имеют стройную композицию, поэтические зачин и концовку. Они тоже объединены в циклы («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). Наряду с героями-детьми (школьник, юннат) более активную роль играют в рассказах взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, ученый). Нехитрые по сюжету, рассказы в большинстве своем заставляют читателя всерьез призадуматься над происшедшим.