kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хромотерапия-как метод эффективного взаимодействия воспитателя с родителями в речевой работе с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хромотерапия-как метод эффективного взаимодействия воспитателя с родителями в речевой работе с детьми

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хромотерапия-как метод эффективного взаимодействия воспитателя с родителями в речевой работе с детьми»

«Хромотерапия-как метод эффективного взаимодействия воспитателя с родителями в речевой работе с детьми»

Рубанова Лариса Сергеевна

воспитатель

МБДОУ №19

с. Суворовское


Номинация конкурса. «Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование компетенций ответственного родительства»

«Хромотерапия-как метод эффективного взаимодействия воспитателя с родителями в речевой работе с детьми»


Аннотация: методическая разработка посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.



Цель работы в данном направлении - речевое развитие детей через все компоненты устной речи, активное вовлечение родителей в творческий процесс развития хромотерапии у детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе, повысить потенциальные возможности полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи:
1.Познакомить с хромотерапией.
2. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
3. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.

Сегодня в дошкольном образовании пришло время изменить не только формы и методы взаимодействия с семьёй. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно.

Предварительная работа:

1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;

2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;

3. сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье, но она очень важна и интересна родителям (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);

4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.

Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).

Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета, может применяться на всех этапах работы:

- автоматизация и дифференциация звуков;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие правильного дыхания.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.  Наблюдая за детьми, обратили внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются  из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
Хромотерапия–наука, изучающая свойства цвета. Можно считать одним из направлений здоровье сберегающей технологий.

Учёные выделяют:

физиологическую;

психологическую.

И эти две составляющие имеют огромное значение в коррекционной работе.

Цветотерапия может оказать большое влияние на развитие детской речи. Для коррекции многих нарушений можно использовать цвет. Используйте знания о цвете в повседневной жизни, во время игр с ребёнком. Именно цветовое воздействие, возможно, станет толчком в развитии речи вашего ребёнка. Цвет – это своеобразная «магическая сила», и если её использовать умело, то возможно, как считают учёные, стимулировать развитие ребёнка. Изучение возможности семьи и детского сада в контексте деятельности хромотерапии, ознакомление родителей с идеей сотрудничества в данном направлении - согласованность, путем создания условий для творческой активности детей в цветвой терапии и обеспечения взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Самостоятельная реализации творческих семейных проектов, основанная на принципах уважения, доверия, открытости всех участников процесса взаимодействия.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа в основном строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал. Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Для детей создается возможность насладиться цветом. В это время идет активное обогащение словаря, расширение представлений детей о предметном мире, и весь этот процесс протекает на фоне приятных, положительных эмоций, что способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации. У детей есть возможность подержать предметы разного цвета в руках, что способствует расширению сенсорных ощущений. Ребенок, держа предмет в руках, осознанно воспринимает, вербализирует свои ощущения, образно описывает их, и сразу соотносит качество с самим предметом, его внешним видом и со своей эмоцией. Хромотерапия-это не медикаментозный метод лечения.
Цвета, как известно, делятся на:
1.Теплые (желтый, красный и оранжевый) Возбуждающие и стимулирующие
2.Холодные (фиолетовый, синий и голубой).
Расслабляющие и успокаивающие.
Цветотерапия (хромотерапия) – не только безболезненный, но и приятный метод исцеления. Цветовые вибрации влияют на все плотные и тонкие структуры тела, выстраивая гармонию и порядок на каждом уровне. Консультируя родителей, объясняли, что игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. В рекомендациях к родителям говорите о том, что ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Таким образом, использование хромотерапии, как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы коррекционных мероприятий в работе с детьми. Данный метод не имеет противопоказаний. Ведь дети по природе своей более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нём нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая (повторюсь еще раз) палочка-выручалочка в любых критических случаях. Существует довольно много способов применения хромотерапии в быту: освещение, медитация, принятие цветных ванн и душа, выбор цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы. Если ваш ребенок с кем-то поссорились, возбужден пусть выпьет воды из стакана, 5 минут постоявшего на зеленой подставке (вспомнит зеленые листья деревьев, травы, кустарников это его успокоит), после того как немного успокоился, можно прибегнуть к помощи розового цвета (он прибавит ему энергии). Таким образом, ребенок, избавится от остатков напряженности, настроение улучшится и тогда можно провести игру или занятие на развитие речи.

Хромотерапия помогает в выборе методов развития речевых способностей, связной речи. Используются самые разнообразные методы: рисование, изготовление поделок из различных материалов, лепка, выкладывание из счетных палочек, из пуговиц, аппликация из цветных шерстяных ниток, рассматривание из цветных стёкол, кинетический песок разных цветов, сухой аквариум с разноцветными камушками и песком и т. д. Цветные счетные палочки Кюизнера, где дети мастерят своими руками. Такая работа ведет к освобождению от запретов и жестких правил, развивает фантазию и самое главное речь ребенка.

Применяя цветотерапию в коррекционной работе, можно решать следующие задачи:

- автоматизация и дифференциация исправленных звуков;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства;

-развитие речевого дыхания.

В рамках проведения недели психологии «Вдохновения цветом»,  дети отмечают свои цветовые предпочтения на плакате «Коврик настроения». Педагог-психолог проводит тематические игры и акции, психологические упражнения и беседы с детьми. Данные встречи развивают цветовосприятие у детей, расширяют кругозор, стабилизируют эмоционально – волевую сферу. Родители узнают о цветовых предпочтениях своих детей, а также как цвета могут влиять на детей. Они участвуют в анкетировании, знакомятся с презентациями на данную тему. Проявляют творческую активность, оформляют плакаты, это дает им узнать о связи цветовых предпочтений, развитии речи и склонностях своих детей.

Консультация для родителей
«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)
 Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.

Используя в своей работе метод хромотерапии, с родителями создайте условия для повышения адаптивных возможностей детей:

- обучение,

- развитие,

- поведение,

- преодоления речевых нарушений,

- профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной,

- познавательной сфере,

-развития полноценной психической деятельности.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, нужно предложить ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Некоторые родители затруднялись работать со своими детьми по отдельным заданиям, поэтому разработайте им в помощь книжку-малышку, с вопросами и заданиями по этой теме:
- закрепление изученного материала в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

Предложите родителя проводить семейные вечера - зеленого, красного и т. д. цвета. Расширять представление детей о цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать соответствующие слова для его описания, развивать диалогическую речь. В этот вечер, если это зелёный вечер можно – полежать на зеленой травке, съесть зеленое сочное яблоко. Поиграте в словесную игру «Родственные слова», у слов-родственников общая часть (зелень, позеленел, зеленеют, зеленоглазый, зелено, зеленка, зелененький, зеленоватый). Совместно приготовить к ужину овощной салат из огурцов, капусты, горошка, укропа, петрушки и т. д.

В красный вечер предложите родителям поиграть в игры с заданиями для развития речи детей. Игра «Узнай на вкус», с закрытыми глазами ребенок определяет по вкусу ягоды, овощи, фрукты красного цвета – описывает по вкусу, внешнему виду, где растет, как растет и т.д. - обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в речи.

И самый главный совет родителям – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!



Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. Дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Стараясь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные.

Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Таким образом, использование в ДОУ данных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию дошкольников позволяет повысить родительскую компетенцию, родители принимают активное участие в воспитании и образовании своих детей, не занимают позицию стороннего наблюдателя. Родители в первую очередь должны стать примером для детей, так как они являются главным авторитетом в их жизни. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.



«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления» К. И. Чуковский.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды.



Список используемой литературы:

1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. / Н.В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е.А. Кудрявцева - Москва, 2007
2. Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] / Педагогическое мастерство: материалы III Международной. научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва, 2013. - с. 52-54.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Давайте поиграем. / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение,  1991.

5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

6. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.

7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - Учебно-методическое пособие-конспект. Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Спб. 2003.

8. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.

7. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рубанова Лариса Сергеевна

Дата: 05.11.2023

Номер свидетельства: 639370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства