kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того чтобы лучше понять патогенетические характеристики дизартрии необходимо рассмотреть анатомо – физиологические особенности речевого аппарата здорового человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией.»

Характеристика двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушаются артикуляция, голосообразования, темп, ритм и интонация речи.

Для того чтобы лучше понять патогенетические характеристики дизартрии необходимо рассмотреть анатомо – физиологические особенности речевого аппарата здорового человека.

Речевой аппарат человека условно можно разделить на три части:

  1. Центральную. Ее образуют определенные зоны коры больших полушарий мозга.

  2. Проводящую – проводящие пути или черепно – мозговые нервы.

  3. Периферическую – органы артикуляции, голосообразования и дыхания.

К основным зонам коры больших полушарий , играющих наиболее важную роль в речевом развитии ребенка и взрослого относятся следующие: лобная доля – 44 или поле Брока – центр речевого праксиса, находятся в задней части нижней лобной извилины. Центр обеспечивает анализ кинестетической импульсации от мышц речедвигательного аппарата, хранение и реализацию «образов» речевых автоматизмов. Формирование устной речи тесно связано с расположенным кзади от него нижним отделом передней центральной извилины (проекционной зоны губ, языка и гортани) и с находящимся кпереди от него музыкальном моторным центром.

Музыкальный моторный центр (поле 45)обеспечивает определенную тональность, модуляцию речи, а также способность составлять музыкальные фразы и петь.

Центр письменной речи локализуется в заднем отделе среднелобной извилины в непосредственно близости от проекционной корковой зоны руки(поле6).Центр обеспечивает автоматизм письма и функционально связан с центром Брока.

Теменная доля. Центр кожного анализатора располагается в задней лобной извилине полей 1,2,3 и коре верхней теменной области (поле 5, 7). Кзади от средних отделов задней центральной извилины располагается центр стереогнозиса (поле 7,40 и отчасти 39),обеспечивающих возможность узнавания предметов на ощупь.

Височная доля. Центр слухового анализатора располагается в средней части верхней височной извилины, на поверхности, обращенной к островку (извилина Гешля, поля 41,42,52). Указанные образования обеспечивает проекцию улитки, а также хранение и распознавание слуховых образов.

Акустико-гностический сенсорный центр речи (центр Вернике) локализуется в задних отделах верхней височной извилины слева, в глубине латеральной борозды (поле 22 и 37).Центр обеспечивает распознавание и хранение звуковых образов устной речи как собственной, так и чужой.

За границей височной, затылочной и теменной долей располагается центр анализатора и письменной речи (поле 39), которой тесно связан с центром Вернике височной доли, с центром зрительного анализатора затылочной доли, а также с центром теменной доли. Центр чтения обеспечивает распознавание и хранение образов письменной речи.

Проводящие пути связывают речевые центры головного мозга с периферическими отделами речевого аппарата. Особое значение при проведении импульсов от центрального отдела к периферическим и от периферических к центральному имеют черепно-мозговые нервы.

Черепно-мозговые нервы начинаются в стволовой части мозга, где располагаются их ядра. По характеру большинство черепно-мозговых нервов являются смешенными, то есть они содержат чувствительные и двигательные волокна, причем в одних преобладают чувствительные , в другой двигательные. Всего имеется 12 пар черепно-мозговых нервов. Речевой аппарат иннервируют следующие пары черепно-мозговых нервов:

V пара – тройничный нерв (смешанный) осуществляет двигательную и чувствительную иннервацию. Иннервирует жевательные мышцы и мышцы, закрывающие рот.

VII пара – лицевой нерв обеспечивает иннервацию мимической мускулатуры, в том числе мышц, осуществляющих смыкание и втягивание губ, оскаливание, надувание и втягивание щек.

IX пара – языкоглоточный нерв и X пара – блуждающий нерв осуществляют иннервацию мышц гортани и голосовых связок, глотки и мягкого неба, кроме того языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка.

XI пара – добавочный нерв иннервирует мышцы шеи.

XII пара – подъязычный нерв (двигательный) иннервирует мышцы языка.

Ядра IX, X, XI и XII черепно – мозговых нервов располагаются в продолговатом мозге(Bulbas medulleu), в связи с чем они получили название бульбарных ядер.

Периферическую часть речевого аппарата образуют органы дыхания , голосообразования и артикуляции.

Основным органом артикуляции является язык. Принято выделять группу внешних и группу внутренних мышц языка. Мышцы внешней группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка; мышцы внутренней группы обоими концами прикрепляются к разным участкам слизистой оболочки. Сокращение внутренней группы мышц обеспечивает движение языка как целого; при сокращении второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

Внешние мышцы языка.

  1. Подбородочная мышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти. Волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня. Назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед( высовывать его изо рта).

  2. Подъязычно-язычная мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка кзади от него. Это плоская мышца, идущая от подъязычной кости к боковым отделам языка по направлению вверх и кпереди. Тянет язык вниз и назад.

  3. Шилоязычная мышца: длинная , тянущаяся от шиловидного отростка височной кости до кончика языка по направлению вниз, кнутри и несколько кпереди. С уровня язычно – небной дужки мышца идет горизонтально в боковых отделах языка до самой его верхушки и тянет язык вверх, растягивая его в ширину.

  4. Небно – язычная мышца: волокна мышцы тянутся между мягким небом и боковым отделом языка, входя в поперечные его волокна со своей стороны. При фиксированном мягком небе тянет языка вверх и кзади.

Внутренние мышцы языка.

  1. Верхняя продольная мышца языка расположена под слизистой оболочкой списки языка. Волокна ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и кончика языка. При сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает его кончик кверху.

  2. Нижняя продольная мышца языка представляет собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка. Сокращаясь, сгорбливает язык и загибает его книзу.

  3. Поперечная мышца языка состоит из нескольких пучков , которые, начинаясь в перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка. Назначение – уменьшать поперечные размеры языка (суживать и заострять язык).

Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменить форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произнесения звуков речи, а также в актах жевания и глотания.

Рот служит одновременно органом речи и вкуса , а в особых случаях – органом дыхания.

В анатомическом отношении рот делится на две части:

  1. Преддверье рта.

  2. Собственно полость рта.

Преддверье рта – щелевидное пространство, ограниченное спереди и с боков губами и щекам и , а сзади зубами и деснами.

Губы представляют собой мышечный валик, образованный круговой мышцей рта. Они покрыты снаружи кожей, а со стороны преддверья рта – слизистой оболочкой. Переходя с губ на альвеолярные отростки верхней и нижней челюсти, слизистая оболочка срастается с ними и образует десна.

Кроме круговой мышцы рта , которая расположена в толще губ и при своем сокращении прижимает губы друг к другу, вокруг ротового отверстия расположены многочисленные мышцы, обеспечивающие разнообразные движения губ. К верхней губе относятся:

  • мышца, поднимающая верхнюю губу;

  • малая скуловая мышца;

  • большая скуловая мышца;

  • мышца смеха;

  • мышца, поднимающая угол рта.

К нижней губе относятся:

  • мышца, опускающая нижнюю губу;

  • мышца, опускающая угол рта.

Щеки также являются мышечным образованием. Щечная мышца, иначе – мышца трубачей.

К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести группу жевательных мышц:

  • собственно жевательная мышца;

  • височная мышца;

  • внутренняя и наружная крыловидная мышцы.

Жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнею челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаются одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц с одной стороны челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц.

Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы – двигательным корешком тройничного нерва.

Все приведенные краткие сведения от анатомическом строении и функциональной организации речевой деятельности способствует пониманию возникновения речевой патологии.

Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей являются дизартрии.

Этиология дизартрии.

Причины дизартрии заключаются в органическом поражении головного мозга вследствие:

  • поражений нервной системы в период внутриутробного развития ребенка;

  • родовых травм и асфиксий;

  • заболеваний нервной системы(ДЦП, олигофрения);

  • травм и интоксикаций раннего послеродового периода;

  • нейроинфекций;

  • гемолитической болезни новорожденных;

  • опухолей мозга;

  • врожденной аплазии ядер черепно – мозговых нервов (синдром Мебиуса);

  • наследственная болезнь нервной и нервно – мышечной системы.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной систем под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих на плод во внутриутробном периоде развития , в момент родов и после них.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная связь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей, определяет частое сочетание дизартрий с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности (К. А. Семенова 1972, И. И. Панченко 1973 , Л. А. Данилова 1977).

Классификации дизартрий.

В её основу положены:

  • принцип локализации:

  • синдромологический подход:

  • степень понятности речи для окружающих.

Наиболее распространенная классификация отечественной логопедии связана с учетом неврологического подхода на основе места локализации поражения двигательного аппарата ( О. В. Правдина и др. ).

Клинические формы дизартрии ( выделяются в работе Р. Е. Левиной 1969, Р.И. Мартыновой 1973, Л. С. Волковой 1989):

1.Псевдобульбарная (спастическая) форма. Нарушено произношение переднеязычных звуков (слабое поднятие кончика языка вверх),ограничены движения языка. Наличие синкинезий ( движение нижней челюсти и нижней губы при поднятии кончика языка вверх). Отсутствуют произвольные движения, но рефлекторные , автоматические сохранны.

Псевдобульбарная (паретическая) форма. Выраженный парез речевых мышц со слабостью и ограниченностью активных движений, нередко повышенной или пониженный мышечный тонус. Общая слабость лицевой, артикуляционной и жевательной мускулатуры. Язык широкий, малоподвижный, с трудом удерживается нужная артикуляционная поза. Вследствие паретичности мягкого нёба – открытая гнусавость, речь медленная, затухающая.

2.Экстрапирамидная дизартрия. При поражении проводящих путей на различных уровнях, возникают различные патологии: резкие изменения тонуса, нарушение эмоционально – двигательной иннервации, гиперкинеза. Тонус меняется в зависимости от внешних влияний, эмоции ребенка, отсутствует постоянство артикуляционных нарушений, произношение звуков зависит от эмоционального настроя; отмечаются гиперкинезы, искажающие речь, она становится мало понятной; или же гиперкинезы ведут к прекращению речевой деятельности. Возникают трудности при переключении с одной артикуляции на другую, то есть резко страдает автоматизация артикуляционных движений.

3.Можечковая дизартрия отмечается при поражении мозжечка и его связей. Нарушена синхронность работы дыхания, фонации и артикуляции. Речь замедленна и толчкообразная, с нарушением ударений и затуханием голоса к концу фразы.

4.Корковая дизартрия. Проявления патологии зависят от места поражения коры. Страдает произношение звуков, связанных с тонкими, изолированными движениями отдельных мышечных групп языка. При корковый дизартрии не наблюдается саливация, нарушение голоса и дыхания.

5.Бульбарная дизартрия. Возникает при поражении ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов. Развивается периферический парез речевой мускулатуры. Могут развиваться вялые параличи щек и губ.

При дизартрии наряду с речевыми выделяются и неречевые нарушения. Это проявление бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Очень часто дизартрические расстройства входят в синдром ДЦП.В результате многолетних исследований особенностей речевого развития детей с церебральным параличом было установлено, что ведущим дефектом их речевой деятельности является дизартрия.

Комплексные исследования, проведённые М. В. Ипполитовой, Н.Н. Малофеевым, Е. М. Мастюковой, Н. В. Симоновой, Л. Б. Халиловой, обнаружили разнообразные речевые нарушения у большинства (75- 80%) учащихся с церебральным параличом. Исследования, основанные на системном подходе к изучению речевой функции, позволяют рассматривать речевые нарушения в аспекте их структурной и семантической целостности.

У большинства учащихся отмечается своеобразие формирования словарного запаса, что находит выражения в употреблении одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с ними, в отсутствии ряда слов-названий, в несформированности многих родовых, видовых и обобщенных понятий. Особенно ограничен у них запас слов, обозначающих признаки и качества предметов, а также различные виды действий с ними. Такое своеобразие обусловлено основным заболеванием детей – двигательными нарушениями, которые не позволяют детям свободно передвигаться и действовать с предметами, ограничивают их общение с окружающим миром.

Хотя большинство учащихся с детским церебральным параличом пользуются к началу обучения фразовой речью, она у них бедна, состоит из двух – трех слов. Отмечается отсутствие предлогов, искажение предложно – флективных отношений, отображающих различное расположение предметов в пространстве и во времени.

У детей отмечается неумение правильно применять глаголы в возвратной форме, в различных временах, затруднения в употреблении предложений со сравнительными оборотами и наречиями, обозначающими разную меру и полноту действий.

Важной представляется также проблема речевых нарушений при стертой форме дизартрии. В исследованиях ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина и др.) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии часто наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

В настоящие время при изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики о различных аспектах её изучения: о структуре значения слова, о её развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Н. А. Уфимцева, А. М. Шахнорович, Г. А. Черёмухина, А. Р. Лурия и др.).

В процессе усвоения значения слова ребенок-дошкольник, прежде всего, овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности в значении слова начинают осознаваться понятийные, лексико-сематические признаки.

У дошкольников со стертой формой дизартрии отмечается задержка в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенности обобщающих слов ( в пользу преобладания денатотивного компонента).

У детей 6-7 лет активно формируются семантические поля, однако, дифференциация внутри семантического поля ещё не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности такой дифференциации, у детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют.

Дети со стёртой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего слова.

Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя речи у детей со стёртой формой дизартрии (Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина).

С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи, категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.

Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слова из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.

Такова краткая характеристика двигательных нарушений дошкольников, страдающих дизартрией.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Характеристика двигательных и речевых нарушений у детей с дизартрией.

Автор: Макарова Лилия Сергеевна

Дата: 25.01.2023

Номер свидетельства: 624031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства