НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ. 1.Обратить внимание детей, что птицы собираются в стаи. Первыми улетают те, кто прилетал последним: это стрижи, ласточки, мухоловки. В начале осени улетают журавли. Осенью журавлей видно лучше, так как они летят ниже, чем весной. Стихотворение С.Есенин Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком И журавли печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Какие птицы остаются зимовать? Как мы можем им помочь перезимовать? Сбор семян разных трав: подорожника, репейника, конского щавеля. Срезать ножом и хранить в виде веника. 2. П/и «У медведя во вору». Внести шапочку медведя. В какую игру будем играть? 3.ОВД прыжки на двух ногах на месте: ножницы, с поворотом вокруг себя. Кто больше? 4.Игры с песком. Чтобы вы хотели построить? Какие игрушки необходимы для постройки? ПРЕДЛОЖИТЬ детям объединиться группами и договориться кто что будет строить. Почему? В/м: формочки, совочки, ведёрки, вода, машинки. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА НА ОГОРОД 1.Утром дети увидят на поверхности травы белый налёт. Ночью был мороз, а утром потеплело. Теперь нужно убирать овощи на огороде. Рассмотреть общий вид огорода. Осмотреть грядки, узнать по ботве ещё не выкопанные овощи: морковь, редьку, свеклу. Собирать овощи в специальные ящики. Придя в д/с отметить тех детей, кто очень хорошо потрудился на огороде. Вымыть овощи и попробовать на вкус. 2. Д/и «назови овощи на вкус». 3. Д/и «Найди к ботве овощи». Д/И «Вершки и корешки». НА УЧАСТКЕ. 1. П/И «Перепрыгни через ручеёк». Ширина приблизительно 50 см. Добиваться дальности прыжка. Соблюдение всех его фаз. 2. Обучение катанию колец, обручей. 3. Игры по желанию детей. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОДГОТОВКОЙ ПТИЦ К ОТЛЁТУ. Обратить внимание детей на подготовку птиц к отлёту, собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом. - Почему улетают птицы? - Почему одни улетают раньше, а другие позже? - Вспомните, чем питались птицы летом? Насекомыми. Осенью птицы улетают в тёплые края на зимовку. Они летят не спеша, делая большие остановки, видно не хочется им улетать. - Какие птицы улетают самые первые? - Почему? 2.П/и «Перепрыгни через ручеёк». Бегать по сигналу:1,2,3 к ручейку беги. Закрепить умение правильно перепрыгивать. 3.Обучение детей бросанию колец и катанию колец между линиями. - Часть детей играет, часть детей наблюдает, потом наоборот. 4.Что нужно сделать, чтобы на участке было чисто? Вымести сухие листья, собрать их, отнести в кучи. - Какой инвентарь нужен для работы? 5.С/р игра «Пароход». Внести новые атрибуты: флажки, якорь. - На роль капитана воспитатель назначает самого активного ребёнка. Воспитатель- пассажир. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ. 1. Обратить внимание детей на небо. - Какое небо по цвету? - Какое вызывает настроение? - Какими смотрятся тучи? Тяжёлыми, тёмными… «..Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес Глухо шепчет тёмный лес, На ручей рябой и пёстрый За листком летит листок, И струёй, сухой и острой Набегает холодок». 2.П/и «Гуси – лебеди». Внести шапочки. В какую игру будем играть? 3.Д/и «Найди самый большой и самый маленький листок». 4.С/р игра «Больница». Приехал врач проверять осанку. 5.Упражнять мальчиков прыгать через скакалку на двух ногах. Показ воспитателем. Воспитатель следит за нагрузкой. 6.Что нужно сделать, чтобы на веранде было чисто и уютно? Чем можно помести лавочки пол? 7.Как можно использовать листья в игре? Что можно составить? Солнышко, дерево, домик и т. д. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА НА ОГОРОД. 1.Сходить с детьми на огород. Посмотреть в каком виде его оставили на зиму. - Что нужно ещё сделать? - Вспомнить, что росло на грядках летом? 2.Д/и «Что на дереве растёт». Закрепить знания о овощах и фруктах. 3.Труд. Перекопать грядку. - Зачем нужно перекапывать? - Показать корни от сорняков. Полюбоваться сделанной работой. - Отметить старательность детей. - Объяснить пословицу: «Что летом припасёшь – с тем зиму проведёшь». «Лето припасиха, - зима – подбериха». 4.Напомнить детям слова из игры: «Мы весёлые ребята». Закрепить правила игры и поиграть в игру. 5.Вынести мяч, организовать игру «Мяч в кругу». Прокатывание мяча в определённом направлении. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ. 1.Предложить детям поискать насекомых. Куда они пропали? Собрать сухие листья и просеять их через сито. Можно увидеть много живых существ. Они приготовились к долгой, холодной зиме. - Почему спрятались насекомые? 2.Вынести на участок ленты. В какую игру мы можем поиграть? П/и «Ловишки с лентой». 3.М/п игра «У кого мяч». Организовать с подгруппой детей. Приёмы: 4.Индивидуальная работа: упражнять в умении бросать мяч вверх и ловить его после отскока. 5.Вынести на участок кукол, посуду. Создать условия для с/р игры «Семья». Следить за умением детей распределять роли в игре. 6.Объясните значение пословицы: «Любишь кататься – люби и саночки возить». - Что это значит? - Учить детей убирать игрушки и оставлять игровые места чистыми. БЕСЕДА- КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ. Предложить детям подумать о том, как звери готовятся в лесу к зиме. Рассказать: что животные делают запасы на зиму: меняют шерсть на более тёплую, вырастает густой подшорсток. Некоторые звери впадают в спячку на всю зиму. 2.Какой инвентарь необходим для уборки участка? В/м: ведёрки, мётлы, лопатки, носилки. Напомнить, как пользоваться инвентарём. Уборка участка. 3.Предложить детям игрушки – зверушки. - Кто где живёт? - Кто как передвигается? Имитация движений. 4.Предложить детям самостоятельно организовать игру «Мяч в ворота». Упражнять в умении точно попадать в цель. Развивать силу удара. 5.Обратить внимание детей на то, как красиво мальчики сделали фигуры. В игре «Сделай фигуру». - Вспомнить правила. - Выбрать лучшую фигуру. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИМЕТАМИ ОСЕНИ. Стихотворение А. С.ПУШКИН Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман Гусей крикливых караван Тянулся к югу. Приближалась Довольно скучная пора Стоял ноябрь уж у двора. О каких приметах осени говорится в этом стихотворении? 2. Вспомните: каких животных называют домашними (дикими)? Д/И «Кто в домике живёт?» 3.Отметить: что осенью многие птицы улетают в тёплые края. П/И «Перелёт птиц». 4.Создать условия для прыжков в длину. Привлечь малоактивных детей. 5.Игра – соревнование «Кто самый внимательный». Предложить собрать игрушки не оставляя их на участке. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ. 1.Посмотреть как вдали и вблизи красуются ярко – красные кисти рябин. Листья рябины давно уже опали, а ярко – красные ягоды радуют глаз. - На рябинах можно увидеть снегирей. Понаблюдайте: какие у них крылья, хвост; какое оперенье на головке, спинке. - На что похож клюв? Да спинка у снегирей серая, на головке как бы чёрная шапочка, грудка ярко – малиновая. Крылья и хвост чёрные блестящие. Самка у снегиря серенькая с чёрными матовыми перьями. Клюв у снегирей короткий, вздутый у основания. Таким клювом легко выбирать семена ягод рябины (можжевельника) бросая мякоть. Снегири клюют и почки деревьев. 2 Предложить расчистить дорожку от свежее выпавшего снега, аккуратно обращаться с инвентарём, работать спокойно не мешая друг другу. 3.Упражнять мальчиков в прыжках на одной ноге по дорожке здоровья – 3 раза. 4.П./и «Воевода». Дети катают мяч, говоря слова: «Катилось яблоко вдоль огорода, кто его поднимет – тот воевода». Ребёнок, у которого остался мяч, идёт вокруг детей и говорит: «я сегодня воевода, я иду из хоровода» и кладёт мяч около детей. Все говорят хором: «Раз, два не воронь, а беги как огонь». 5.Игра М./п «Летает – не летает». Развивать внимательность и быстроту реакции. 6.Игры с выносным материалом: машинки, куклы, санки, коляски. Учить детей объединяться в группы, и договариваться в какую игру будут играть. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЁМ. 1.На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т. е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар поднимается от земли всё выше и выше – намного километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Холодный воздух их тащит вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. - В какое время года идёт холодный, мелкий, затяжной дождь? - Если капельки мелкие, дождь «моросит». Чаще всего моросящие дожди бывают осенью. - Сравнить какой дождь шёл летом? - После дождя, какая погода осенью? (Тепло, холодно). Иногда проблеснёт солнце. Обратить внимание во время дождя с ветром как облетают с деревьев листья. - Пышный наряд деревьев редеет. Художественное слово: А.Плещеев «…Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит…» 2.П./и «С кочки на кочку». Игра на дорожке здоровья – дети прыгают из кружочка в кружочек по указанию воспитателя. Повторить -3 раза. 3.С./р игра «Светофор». Внести атрибуты. Закрепить знания по ПДД. 4.П./и «Перепрыгни через ручеёк. 5.Выкопать цветущие с бутонами астры и пересадить в горшки в уголок природы. - Зачем мы это делаем? Обобщить ответы детей. | НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ 1.Обратить внимание детей, что земля покрылась снегом СТИХОТВОРЕНИЕ В.Русалиев «Первый снег». Первый снежок В воздухе кружит Белит лесок Улицы, лужи. Двор устилает Белым ковром Луг покрывает Скатертью новой Нивы укрыты Где зёрна зимуют – Пусть себе спят И о солнце тоскуют. - Зачем нужен снег? Рассказ воспитателя о значении снега для растительности. 2.Труд. В/м: метёлки, лопатки. Очистим веранду и постройки от снега. 3.Загадка: «Под полом таится, кошки боится». (Мышь) - Кто кроме кошки может поймать мышь? - П/И «Мышеловка». 4.Д/И «Что сначала, что потом». Закрепить знания детей о последовательности времён года. 5.С подгруппой детей организовать соревнование: «Кто дальше». Упражнять в прыжках на одной ноге. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЁМ. 1.Вспомнить какой дождь был в начале осени. Сравнить какой дождь сейчас? Холодный, частый, со снегом. Дождь идёт с большими хлопьями снега, сопровождаемый заунывным ветром. - А можно про плохую погоду придумать красивые стихи? Попробуйте. - Кому такая погода нравится? - Что хочется делать в такую погоду? А поэт Аким написал об этом так: Дождь, дождь Целый день Барабанит в стёкла Вся земля, вся земля От дождя промокла. Воет, воет за окном Недовольный ветер Хочет двери он сорвать Со скрипучих петель. 2.П/И «Караси и щука». На роль водящего выбрать считалкой. 3.Игра «Кто дальше» - закреплять умение детей в метании мешочков на дальность правой и левой рукой. 4.Почистить клумбу, рабатки от растительных остатков. Учить детей пользоваться граблями. 5.Игры с выносным материалом по интересам детей. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ. 1.Понаблюдать за птицами на участке. Обратить внимание на появление лесных жителей ворон, галок, сорок. - Почему птицы прилетают близко к жилью человека? Прилетели из леса в поисках пищи. - С наступлением холодов, какие птицы прилетают с севера? Снегири. 2.Вынести корм для птиц (крошки, собранные семечки). Отметить, какая птица к какому корму подлетела? 3.Эстафета «Будь ловким». Повторить 3 раза. Прыжки вокруг кубиков (кеглей) расстояние – 5 метров. Закрепить правила игры. 4.Учить детей при катании на самокате отталкиваться правой ногой; удерживать равновесие (девочек). 5.Повторить стихотворение Плещеева «ОСЕНЬ». 6.Вынести обруч. Метание мешочков с песком в горизонтальную цель правой и левой рукой по 5 раз с мальчиками. 7.Ходьба по скамейке боком приставным шагом (3 раза). На середине присесть, встать и идти дальше (девочки). НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧВОЙ. 1.Рассмотреть с детьми почву. - Почему она стала твёрдой и её нельзя копать лопаткой? - Попробуйте выдернуть из неё растения, получается? - Почему нет? Поясните: земля замёрзла, то покрывается лёгким снегом, то подтаивает. - В такую погоду можно вынести санки? Почему нет? - А удобно ли кататься на велосипеде? Гололёд. 2.Поручить мальчикам, подмести дорожку. Учить работать метлой, сгребать совком и веником мусор. Показ ребёнком. 3.П./и «Не оставайся на полу». Вспомнить содержание игры. 4.Игра М./п Дни недели». Дети стоят в кругу или врассыпную. «В понедельник я купался, (изображают, как плавают) А во вторник рисовал, (изображают, как рисуют) В среду долго умывался, (изображают, как умываются) А в четверг в футбол играл, (бегут на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают на месте) А в субботу танцевал, (кружатся на месте) В воскресенье торт я кушал, (изображают, как едят) А под вечер отдыхал. Приседают, Сложенные ладоши кладут под щёку, глаза закрывают. Развивать быстроту реакции, ловкость. 5.С./р игра «Дом» и «Пароход». Воспитатель участвует в игре вместе с детьми. Подсказывает, напоминает. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ. 1 Рассмотреть деревья. Какие сейчас деревья? Как можно сказать о них? Деревья голые, на них почти нет листьев. Художественное слово: «…Осень наступила, высохли цветы и глядят уныло голые кусты…» - Раскрыть содержание пословицы: «В ОКТЯБРЕ лист на дереве не держится». - Отметить, деревья стали как бы прозрачными. На ветках в глубине леса увидишь птицу, чего раньше и не заметить. - Через голые ветки прекрасно смотрится небо. Глядя на лес, можно открыть многие лесные тайны. 2.П./и «Раз, два, три к названному дереву беги». Закрепить знания детей о хвойных и лиственных деревьях. 3.Игра М./п «Низко – высоко». Дети стоят в кругу. Взрослый говорит: Украсили мы ёлочку разными игрушками, а в лесу ёлочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу: «Высокие» - поднимайте руки вверх; «Низкие» - приседайте и руки опускайте; «Широкие» - делайте круг шире; «Тонкие» - делайте круг уже. Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей. 4.Сбор природного материала для творчества. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ. 1.Дети, назовите осенние месяца. Сентябрь, октябрь, ноябрь. - Назовите последний осенний месяц? Ноябрь. - Как изменилась погода? - Какое цветом небо? - Что можно сказать о солнце? По народному поверью: месяц ноябрь – грудень. На всех дорогах лежат смёрзшие груды грязи, почерневшие листья. - Земля покрыта где снежком, где высохшей травой в перемешку с опавшими листьями. - Какое настроение вызывает эта картина? - Пояснить пословицу: «Ноябрь – зиме родной батюшка». 2.Помочь подсыпать дорожки песком – проявить заботу о людях. 3.П./и «Найди свою пару». Действовать по сигналу, вставать только к своей паре. 4.Прыжки на 2 ногах с продвижением вперёд: «Кто дальше». 5.Игры с выносными игрушками. С./р игра «Поездка на пароходе». Воспитатель участвует в роли пассажира. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТУМАНОМ. 1.Отгадайте загадку: «Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок». (туман). - Что такое туман? - Когда чаще всего бывает? Туман – это охлаждённые капельки воды, невидимые в воздухе. Стихотворение А.Екимцев Лес – в карман, Поля – в карман Спрятал Дедушка Туман. Спрятал копны и стога, Даже солнышко В карман Спрятал дедушка Туман. Только он совсем забыл, Что карман Дырявым был. За рекою в гору лез – Потерял поля и лес. Потерял потом луга, Копны сена и стога…» Особенно частые и густые туманы осенью. В эту пору в холодном воздухе много поднявшихся от земли крошечных водяных капелек. Невидимые капельки воды оседают на нашей одежде, на лице и руках, как будто мы идём сквозь облако. Осенний туман долго не тает. 2.П./и «Хитрая лиса». Узнать игру по описанию. 3. Приготовить кормушки для пернатых друзей. Д/З : сделать кормушки вместе с родителями. 4. Игры с обручем – прокати обруч по ровной дорожке. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ. 1.Каждый вид птиц питается своим излюбленным кормом. Синица – одна из самых полезных птиц. Давайте вспомним: какую пользу приносит синица летом. - обобщить ответы детей: «Летом она оберегала фруктовые сады от вредителей, уничтожала их в большом количестве. Т.к. основной корм многочисленных птенцов – насекомые. - Поздней осенью насекомые исчезли. - Как помочь синицам прожить осень и зиму? Подвешивать на деревьях своего участка кусочки несолёного сала или мяса. - А можно ли держать птиц в комнатных условиях? Нет они погибают. - Подвесить сало на нитке и понаблюдать: как синицы будут лакомиться салом. А.Барто «Синица» Скачет шустрая синица Ей на месте не сидится Прыг – скок, прыг – скок Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку Причесала клювом грудку И с дорожки – на плетень Тири – тири –тень – тень – тень. 2.П./и Вороны – воробьи». Внести шапочки, узнать игру по описанию. 3.Катание на самокате. Учить девочек отталкиваться ногой и управлять рулём. Показ мальчиком. 4.Упражнять в подлезании в обруч с предметом в руках (кубик) не касаясь обруча – 4 раза. 5.С./р игра «Пароход» помочь детям развить сюжет. Использовать атрибуты по назначению. 6.Труд: уборка игровых мест, аккуратно и бережно собирать все атрибуты. В синем небе птичьи стаи Зимовать на юг летят, И деревья надевают Шитый золотом наряд – Осень красок не жалеет И на урожай щедра! Пусть нас солнышком согреет Эта яркая пора! Сентябрь. Первым к нам сентябрь приходит Собирает он ребят: В школу за руку приводит, Тех, кто младше, - в детский сад. Радуют деньки погодой, Так и манят нас гулять, И грибы искать с охотой, И гербарий собирать! Октябрь. Вот сентябрь отступает, В гости к нам октябрь спешит! Потихоньку холодает, Чаще дождик моросит, Ветер стайки листьев кружит, Собирает в хоровод, А один листочек в луже, Словно лодочка плывёт! Ноябрь. Вот ноябрь пришёл с дождями, Льдом на лужах по утрам… Редким солнышком, ветрами… Отчего же грустно нам? Оттого, что очень скоро Зиму снежную встречать И под новогодней ёлкой Яркий праздник отмечать. Осень. Е.Бочковская Художница Осень взмахнула кистью. Жёлтым обрызгала лёгкие листья, Небо пронзила сизо – лиловым, Речку покрыла лаком свинцовым. Из пёстрых, узорчатых листьев клёна Ковёр расстелила на фоне зелёном. Зелёные сосны, зелёные ели, С лёгким, пьянящим запахом прели… На шаг отошла, прищурила глаз, По веткам кармином прошлась ещё раз. Тихо, красиво и грустно немножко. Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке… Солнце скупо дарит лучи. Осень. На юг улетели грачи. |