kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 4 - 5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень полезная разработка для "блочного" планирования педагогам ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 4 - 5 лет»

Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет

по лексическим темам


«Осень».


«Солнышко и дождик»

Прилетела тучка. (Двигаем ладонь – это тучка.)

Спрятались ромашки. (Раскрытые ладошки сжимаем и прячем.)

Падают дождинки (Кончиками пальцев касаемся лица.)

На детские мордашки:

И на лбу, и на шеках,

На носу и на ушах.

Выглянуло солнышко, (Поднимаем ладонь с растопыренными пальцами.)

Расцвели ромашки. (Поднимаем руки, сжатые в кулачки, раскрываем их.)

Прыгают веснушки (Кончиками пальцев касаемся лица.)

На детские мордашки:

И на лбу, и на щеках,

На носу и на ушах.


«ДАРЫ ОСЕНИ»

Солнце, солнце, веселей,

Посвети, ещё погрей!

(Сжать пальцы в кулак, разжать)

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай:

(Хлопки)

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой)

Чтоб когда придет зима,

Были полны закрома.

(Сжать пальцы в кулак)


«Пирожки»

Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.)

Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)

И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)

Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.)

Угощайся, мой дружок!


«Охотники»

По дорожке мы бежали– (Поворачиваем правую руку тыльной стороной вверх. От сгиба локтя до запястья правой руки бегут два пальца левой руки – это человечек.)

Бегемота мы поймали. (Хватаем левой рукой большой палец.)

По дорожке мы бежали —

Крокодила мы поймали. (Хватаем левой рукой указательный палец.)

По дорожке мы бежали — И слоненка мы поймали. (Хватаем левой рукой средний палец.)

По дорожке мы бежали — Обезьянку мы поймали. (Хватаем левой рукой безымянный палец.)

По дорожке мы бежали — Попугайчика поймали. (Хватаем левой рукой мизинец.)

Повторяем упражнение левой рукой.


«Детский сад. Игрушки»


«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.


«ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках


«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять.(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)

Бабу снежную лепили,(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)

Птичек крошками кормили,( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)

С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.(переворачиваем ладошки вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли.(потрясти опущенными вниз кистями рук)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)


«Дружба»

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. (в замок (несколько раз
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

«Овощи»


«Огород»

В землю семена кладем, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.)

Их зароем (Слегка царапаем ладошку.)

И польем. (Трясем кистью над ладошкой.)

Вырастет капуста. (Складываем руки в замок.) Вырастет моркошка. (Ладони прижимаем друг к другу.)

Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.)

Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.)

И подсолнух, (Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.)

А еще картошка. (Показали кулачки.)

Будет славный урожай, (Большой палец

Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь.)


«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок

Положили на бочок,

Перец и морковку

Уложили ловко,

Помидор и огурец (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец.)


«Фрукты»


«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик –апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик –абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик –груша,

Просит: «Ну –кА, скушай!»

Этот пальчик – ананас, (Поочередно разгибают пальчики и на себя.)

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошки вокруг и на себя.)


«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)


«Ягоды, грибы»


«Ягоды»

По тропинке в лес пойдем. (Два пальца левой руки – человечек – шагает по ладошке правой руки.)

Много ягод наберем.

Земляничку и клубнику (Щепотью левой руки «отщипываем» кончики пальцев правой по 2 раза.)

И бруснику, и чернику.

И калинку, и малинку —

Все положим мы в корзинку. (Сложенные в щепоть пальцы правой руки опускаем в корзинку – левую ладонь, согнутую «лодочкой».)

Повторяем упражнение левой рукой.


«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.


«Деревья. Кустарники»


«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)


«Две больших сосны»

Две больших сосны

Стояли рядом,

А меж ними елочка росла.

Две сосны

Подружку укрывали,

Чтоб вершинку

Ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Понять руки вверх.

Опустить руки вниз и отвести немного в стороны.

Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Изобразить руками вершину елочки, соединив ладошки над головой.

Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону.



«Дом, семья»

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком


«Ребята»

Все ребята спать пошли. (Показываем девять пальцев. Большой палец загнут.)

Только Ваню не нашли.

Где же Ваня?

Нету Вани.

Ищут-ищут – не найдут,

Ну а Ваня тут как тут. (Разгибаем и показываем большой палец.)

Далее так же ищем указательный палец – Машу, средний палец – Мишу, безымянный

палец – Катю, мизинец – Дашу.

То же самое показываем на другой руке. Постепенно увеличиваем темп.


«Домашние животные»


«Повстречались два котенка»

Повстречались два котенка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Мяу-мяу! Мяу-мяу! (Соприкасаются кончики мизинцев двух рук.)

Повстречались два щеночка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Гав-гав! Гав-гав! (Касаются кончики безымянных пальцев двух рук.)

Повстречались два козла. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Ме- ме-ме! Ме-ме-ме! (Соприкасаются кончики средних пальцев двух рук.)


«Повстречались два барана».

(По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Бе- бе-бе! Бе-бе-бе! (Соприкасаются кончики указательных пальцев двух рук.)

Повстречались два быка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Му-му- му! Му-му-му! (Соприкасаются кончики больших пальцев двух рук.)

Эту вкусную траву (Растопыриваем пальцы на двух руках.)

Не отдам я никому! (Прячем пальцы под мышками.)



«Дикие животные»


«ЗАЙЦЫ»

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить

«Мышки»

Правую руку сжимаем в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мышки погулять. (Левой рукой разгибаем по одному пальцы на правой руке.)

По полянке скачут. (Средний и указательный пальцы левой руки прыгают на раскрытой ладони правой.)

Зерна в норке прячут. (Пальцы левой руки скребут по ладони правой.)

Раз, два, три, четыре, пять!

В норке спрятались опять! (Левой рукой загибаем по одному пальцы на правой руке.)

Повторяем упражнение левой рукой.


«Домашние птицы»


«Встреча»

Показываем разных животных и то, как они говорят. Вот пришли к нам два гуся:

Га-га-га! Га-га-га!

Вот пришли два попугая:

Да-да-да! Да-да-да!

Вот пришли к нам два зайчонка: (Шевелим пальцами-ушками.)

Раз-два-три! Раз-два-три!

Вот пришли к нам две собачки:

Посмотри! Посмотри!

Две козы к нам прибежали,

И друг дружку забодали!


«Гусенок»

Шел гусенок по тропинке.

Видит: вкусные травинки. (Растопыриваем пальчики.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Гусенок щиплет пальчики, как травку.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел утенок через бор

И увидел мухомор. (Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.)

«Знаю точно я, друзья:

Мухоморы есть нельзя!»


«Транспорт»


«Автобус»


Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.


«Машина»

Би-би-би- гудит машина

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук-

Мотор стучит

(ритмично хлопают руками)

-Едем, едем, едем, едем,- он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу,

Шу-шу-шу- они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та - вперед спешат

(делают ритмичную «вертушку» руками)


«Посуда»


«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибают пальчики по одному)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)


«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник

(надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются.

(кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке

(потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

(легли на ковер, вытянулись)


«Зима»Новогодний праздник


«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И …сломаем.


«Мороз»

Вот пришел к нам мороз. (Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги.)

Щиплет щеки, щиплет нос. (Щиплем щеки и нос.)

Ручками помашем, (Машем руками.)

Ножками попляшем. (Топаем ногами.)

Раз-два-три, раз-два-три, (Имитируем движения при лепке.)

Будем мы лепить снежки.

Раз-два-три-четыре-пять, (Сжимаем пальчики.)

Будем пальчики сжимать.

Уходи, мороз седой (Машем рукой.)

Да с лохматой бородой! (Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.)


«Зимние забавы»


«Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома

(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот

(Рисуют руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет,

Никто не пройдет.

(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

(Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка)



«Дорожка»

Дорожка – тыльная сторона руки. От сгиба локтя до ладони движется кисть на

пальчиках, имитируя походку животных.

Вот по узенькой дорожке

Медленно крадется кошка.

А потом прошелся слон

Весом ровно десять тонн.

Вот лошадка пробежала.

И корова прошагала.

Муравьишка пробежал.

И зайчишка проскакал.

Дворник тут с метлой пришел

И дорожку всю подмел. (Правой кистью подметаем дорожку.)



«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)


«НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз


«Одежда. Обувь»


«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)


«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать, 
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)


«Профессии»


«Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)


«Мастера»

Ножничками режем – (Указательным и средним пальцем на обеих руках показываем, как режем ножницами.)

Чик-чик-чик!

Часики по стрелочке —

Тик-тик-тик! (Сгибаем правую руку в кулак, разгибаем указательный палец и выполняем им круговые движения – это стрелка часов.)

Молоточек тукает —

Тук-так-так! (Бьем кулаком одной руки о другую.)

Если мы работаем,

То вот так! (Показываем большой палец на обеих руках.


«Мебель»


«Часы»

Имитируем движения, описанные в стихотворении.

Если бьет девятый час,

Пальцы моются у нас.

Если бьет десятый час,

Пальцы в сад идут у нас.

Если бьет уж первый час,

Пляшут пальчики у нас.

Если бьет уж третий час,

Пальцы прыгают у нас.

Если бьет четвертый час,

Пальцы плавают у нас.

Если бьет девятый час,

Пальцы кушают у нас.

Если бьет десятый час,

Пальцы спать идут у нас.


«Мебель»

В нашей комнате-столовой – 
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)


«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре, 
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, 
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, 
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)


«Комнатные растения»


   ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы!                  (Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы.        (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали!              (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали!          (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало.             (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало…            (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили?           (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили!          (горестно покачать головой)


МАК

На пригорке вырос мак               (Пальцами левой руки сделать бутон)

Он склонил головку так.            (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает,          (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает.      (как бабочка крылышками)




«Зимующие птицы»


Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко. 
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

«Сколько птиц к кормушке нашей».
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. 
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.


«Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.


«Защитники Родины»

«Капитан»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. Как рыбы плывут в воде)


«Солдаты»

Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени».

Аты-баты, аты-баты!

Мы отважные солдаты!

А теперь, ребятки, (Показываем две руки с растопыренными пальцами.)

Встали по порядку!

Каждого мы знаем.

Всех пересчитаем. (Считаем пальцы, загибая их.)

Первый, второй, третий, четвертый, пятый,

Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.


«Ранняя весна. 8 Марта»


«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)


«Весна»

Цветочек

Вот цветочек вырастает. (Медленно поднимаем правую руку, согнутую в кулак.)

Лепесточки раскрывает. (Раскрываем кулачок.)

Над цветком пчела летит (Левую кисть складываем в щепоть и совершаем круговые движения над правой ладонью.)

И тихонечко жужжит,

Собирает сладкий сок– (Пощипываем правую ладонь.)

Угощайся, мой дружок!


«Капель»

С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке. Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе. Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп. Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек. И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.


«Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.

Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком

Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

*** Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Выполняем руками волнообразные движения

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из под старой травки

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Уже глядит цветок.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Раскрылся колокольчик

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, пришла весна.


«Правила дорожного движения»


Физкультминутка

Наши маленькие ноги

Шагают бойко по дороге дети -маршируют на первое четверостишье

Путь везде отрыт для нас

Пешеходы мы сейчас

А теперь мы побежим

Мы ведь к поезду спешим -дети бегут на второе четверостишье

Опоздать боялись мы

Очень беспокоились

Вот теперь мы пассажиры дети садятся

Хорошо устроились

Долго, долго ехали

И в Москву приехали встают любуются

Красивый город и большой

Гостей встречает он с душой

Многоэтажные дома, улицы широкие смотрят вверх

Поток машин туда сюда

Скорости высокие крутят головой в разные стороны

Все у нас без исключенья

Знают правила движенья грозят пальчиками

Мы дороги переходим

На зеленый свет

Если красный загорится

Стоп! Дороги нет хором повторяют это четверостишье

Нам Москва понравилась

Хорошая Москва! качают головой

Снова мы в Москву поедем руки ладонями соединить у груди

Года через два.


«Постовой»

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)


«Цветы»/ Неделя театра


«Музыканты»

Мы на дудочке играли: (Пальчики бегают перед лицом по воображаемой дудочке.)

Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Мы на кнопки нажимали:

Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

А потом на пианино: (Пальчики бегают перед грудью – играем на пианино.)

Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Быстро-быстро заиграем:

Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

А потом на барабане: (Сжимаем руки в кулаки, барабаним перед собой.)

Бам-бам-бам! Бам-бам-бам!

Громко-громко барабанит Барабан, барабан!

Сразу папа прибежал, (Прячем руки за спину.)

Барабан у нас отнял.


«Репка»

Тянет репку дедушка, (Правая рука сжимает пальцы левой и тянет ее.)

Тянет репку бабушка,

Тянет репку внучка,

Тянет репку Жучка,

Тянет репку мышка,

Мышка-шалунишка.

Вытянули репку– (Показываем кулачок.)

Гладкую и крепкую! (Гладим кулачок.)







«Перелетные птицы»


«Перелетные птицы»

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы


«Скворечник»

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.

Свести руки над головой.

Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.


«Птенчики в гнезде»

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.


«Птенчики»

Птенчики скворцов зовут:

- Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды

И немножечко воды.

Червячков мы поедим,

С вами в небо полетим!

Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.


«Вдоль по реченьке»

Вдоль по реченьке

Лебедушка плывет,

Выше бережка

Головушку несет,

Белым крылышком

Помахивает,

На цветы водичку

Стряхивает.

Изобразить руками ровную поверхность.

Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.

Помахать руками.

Потрясти кистями рук.


«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка,

А корзинка на пол – бух!

Полетело десять (девять, восемь) мух.

«Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.

Ладони соединить «ковшом» - «корзинка».

Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям), разъединить руки.

Развести руки в стороны, шевеля пальцами, - «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту.


«Космос»



Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)


«Продукты питания и их назначение»


«Суп»

Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой суп.)

Надо овощи помыть. (Выполняем движение – моем овощи.)

А потом порезать ловко (Ребром правой руки «режем» по ладошке левой.)

Лук, картошку и морковку.

Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой суп.)

Надо в чан воды налить. (Складываем из правой руки стаканчик и наливаем.)

И капусту порубить, (Ребром левой руки рубим ладошку правой.)

И немножко посолить. (Выполняем движение– солим.)

И еще немножко (С левой ладошки берем по одному горошку.)

Положить горошку.

Закипела вдруг вода. (Волнообразные движения руками.)

Значит, суп сварился? Да! (Киваем.)


«Пирожки»

Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.)

Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)

И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)

Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.)

Угощайся, мой дружок!


Части тела. Здоровье

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.


«С добрым утром»

С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки.

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.

Я проснулся?

(Поглаживание частей тела, о которых говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.)


«Наш город. 9 Мая. День Победы»


«Солдаты»

Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени».

Аты-баты, аты-баты!

Мы отважные солдаты!

А теперь, ребятки, (Показываем две руки с растопыренными пальцами.)

Встали по порядку!

Каждого мы знаем.

Всех пересчитаем. (Считаем пальцы, загибая их.)

Первый, второй, третий, четвертый, пятый,

Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.


«День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.


«Дом»

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.


«Семья»

Как у нас семья 
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)


«Насекомые»


УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.


«Паучки»

Вот бежит к нам паучок.

Наш веселый старичок. (Скругляем правую кисть, ставим на пальчики, бежим – это паучок.)

А за ним бежит другой:

«Поиграть хочу с тобой! (Скругляем левую кисть, ставим на пальчики, бежим.)

Раз, два, три четыре, пять!

Тебя буду догонять!» (Одна рука догоняет и хватает другую, затем руки меняются местами.)


«Две сороконожки»

Две сороконожки (Кисти ставим на пальчики – это сороконожки, они бегут по

ножкам.)

Бежали по дорожке.

А потом кричали:

– Купите нам сапожки!

Посажу на стульчик (Переворачиваем кисть, на каждый пальчик надеваем сапожок.)

Я сороконожку.

И на ножку каждую

Надену по сапожку.

Чтоб по улицам ходить, (Быстро-быстро стучим пальчиками по ножкам.)

Громко каблучками бить!


«Осы»

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.


Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки 
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки

Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка – 
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 4 - 5 лет

Автор: Ишмуратова Альбина Ришатовна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392175


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства