Картотека дидактических игр для второй младшей группы по блокам Дьенеша
Картотека дидактических игр для второй младшей группы по блокам Дьенеша
Дидактикалық ойын «Тап»
Дидактическая игра «Найди» Ойынның мақсаты / Цель игры: Знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий». Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Қажетті құралдар / Материал: блоки Дьенеша. Ойын барысы /Ход игры:
Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для второй младшей группы по блокам Дьенеша»
Екінші кіші топтарға арналған Дьенеш
блоктары бойынша дидактикалық
ойындар картотекасы
Картотека дидактических игр
для второй младшей группы
по блокам Дьенеша
Дидактикалық ойын «Тап»
Дидактическая игра «Найди» Ойынның мақсаты / Цель игры: Знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий». Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Қажетті құралдар / Материал: блоки Дьенеша. Ойын барысы /Ход игры:
Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Дидактикалық ойын «Қазынанытап»
Дидактическая игра «Найди клад»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Қажетті құралдар / Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ойын барысы /Ход игры:
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Дидактикалық ойын «Бір шеңбермен ойын»
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Қажетті құралдар / Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Ойын барысы /Ход игры:
Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактикалық ойын «Қанша?»
Дидактическая игра «Сколько?» Ойынның мақсаты / Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Қажетті құралдар / Материал: логические фигуры. Ойын барысы /Ход игры:
Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..." За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.
Дидактикалық ойын «Суретшілер»
Дидактическая игра «Художники»
Ойынның мақсаты / Цель игры: • развитие умения анализировать форму предметов • развитие умения сравнивать по их свойствам • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Қажетті құралдар / Материал: • "Эскизы картин" - листы большого цветного картона • дополнительные детали из картона для составления композиции картины ; • набор блоков
Ойын барысы /Ход игры: Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Дидактикалық ойын «Не өзгерді?»
Дидактическая игра«Что изменилось»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Қажетті құралдар / Материал: Набор блоков Дьенеша. Ойын барысы /Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактикалық ойын «Хоровод» Дидактическая игра «Хоровод»
Ойынның мақсаты / Цель игры: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Қажетті құралдар / Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ойын барысы /Ход игры: Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактикалық ойын «Екінші қатар»
Дидактическая игра «Второй ряд»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Қажетті құралдар / Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ойын барысы /Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактикалық ойын «Ертегі кейіпкеріне көмектес»
Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание и память
Қажетті құралдар / Материал: Набор логических блоков Дьенеша, карточки.
Ойын барысы /Ход игры:
- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:
- У Буратино оказались все синие квадраты
- Чтобы Нюше достались все желтые
- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие
Дидактикалық ойын «Қабаттар»
Дидактическая игра «Этажи»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Қажетті құралдар / Материал: Набор блоков.
Ойын барысы /Ход игры:
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Дидактикалық ойын «Домино»
Дидактическая игра «Домино»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Қажетті құралдар / Материал: Блоки Дьенеша.
Ойын барысы /Ход игры: В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Дидактикалық ойын «Қонжықтарға тәттілер»
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развитие умения сравнивать предметы по одному – четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»
Қажетті құралдар / Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ойын барысы /Ход игры:
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.
Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Дидактикалық ойын«Ғажайып қапшық»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.
Қажетті құралдар / Материал: Чудесный мешочек, набор геометрических фигур разного цвета.
Ойын барысы /Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что сегодня утром Вини – Пух, принес им «чудесный мешочек» с посланием:
Я – чудесненький мешочек. Вам, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать, Как вы любите играть!
Если вы, ребята отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в «мешочке».
А вот и загадки, которые Винни – Пух положил в мешочек:
1.Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (Круг)
2.Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? (Квадрат)
3.Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочешь сам. (Треугольник)
Дети рассматривают, что лежит в мешочке, достают фигуры, определяют их форму и цвет. Затем закрывают глаза, воспитатель прячет фигуры в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.
Дидактикалық ойын «Сиқырлы гүлдер»
Дидактическая игра «Волшебные цветы»
Ойынның мақсаты / Цель игры: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.
Қажетті құралдар / Материал: круги разного цвета, полоски, соответствующих цветов.
Ойын барысы /Ход игры:
На волшебном лугу выросли разноцветные цветы, но подул сильный ветер и перепутал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?
Дети самостоятельно подбирают круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя свой выбор.
Дидактикалық ойын «Шыршаны безендірейік»
Дидактическая игра «Украсим елку бусами»
Қажетті құралдар / Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур Ойынның мақсаты / Цель игры: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.