Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский.
Высотный (дом) — многоэтажный.
Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный.
Прекрасный (парк) — красивый, изумительный.
Родина — Отечество, Отчизна.
Современный (зал) — новый, модернизированный.
Старинный (дворец) — древний.
Вариант 2.«Скажи наоборот»
Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово, и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению, названному педагогом.
Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой.
Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме.
Материал: иллюстрации с изображением различных мест города Астаны, Темиртау, природных пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране Казахстан. Давайте расскажем ему о ней.
Наш Казахстан (какой?) — красивый, необъятный, современный, процветающий и т. д.
Казахстанцы (какие) — трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.
Наш город (какой) — красивый, зеленый, чистый, многолюдный и т. д.
Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях.
Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей.
Столица Казахстана— город Караганда. (Астана)
На флаге Казахстана — красный и белый цвет. (Голубой, жёлтый).
В Казахстане все разговаривают на английском языке. (На русском, казахских языках.)
В степях Казахстана водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Сайгаки, волки, зайцы, лисы и др.)
3. Упражнение «Мой город»
Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.
Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.
Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.
Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.
Я люблю свой славный (город).
Из-за тумана не видно красивого (города).
Я скучаю по своему родному (городу).
Мы украшаем наш славный (город).
Мы гордимся своим прекрасным (городом).
Я могу долго рассказывать о своем (городе).
А теперь добавим слова казахстанский, казахский.
Наша природа (казахстанская).
Наши сказки (казахские).
Национальный костюм (казахский национальный костюм).
Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.
Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача — поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.
Красивый город — (красивые города).
Широкая река — (широкие реки).
Глубокое озеро — (глубокие озера).
Зеленый лес — (зеленые леса).
Цветущий луг — (цветущие луга).
Поющая птица — (поющие птицы).
4.Упражнение. «Скажи красиво о Казахстане»
Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.
Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.
Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.
А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.
Я рад, что живу в Казахстане, потому что.
Я люблю свою страну за то, что.
Города страны становятся красивее, потому что.
Мне нравится отдыхать в Казахстане, потому что.
Я люблю свой народ за то, что.
Я горжусь тем, что Казахстан...
Я уверен, что Казахстан…
Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.
Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.
У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о Казахстане, тракторе, поле одновременно. (Казахстанские тракторы пашут поля.)
Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.
5. Упражнение «Мой Казахстан»
Цель: развитие умения изменять силу голоса, интонацию, в зависимости от содержания, высказывания; закреплять навыки правильного звукопроизношения.
Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.
Восторженно.
Небо чистое и глубокое
И степной тихий рай —
Казахстан - моя Родина,
Казахстан мой любимый край!
Вопросительно.
Здесь домов вокруг так много,
Много улиц, площадей,
И отдельные дороги
Для машин и для людей.
Кто ответит мне, друзья,
Где живу сегодня я?
Плавно.
Как прекрасен рассвет в этой пуще,
Когда солнце, сырое на вид,
Разгораясь все пуще и пуще,
Меж стволов в поднебесье летит.
Гордо.
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля.
И гремят, не смолкая заводы,
И шумят, расцветая поля.
6. Упражнение «Наш дом -Казахстан»
Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание
по иллюстрации, представлению.
Материал: открытки, фотографии, иллюстрации.
Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Астаны (другого города) ; отгадать по описанию часть города (здание, сооружение) .
Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудновыполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.
Гид — это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.
Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о
чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.
Например: «Это здание находится в центре города. Оно символизирует дерево жизни, которое своими корнями удерживает почву, а высокой и пышной кроной подпирает небо. Одновременно, вмещает в себе и символизирует подземный мир, земной и небесный.(Байтерек)
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.
Вариант 2. «Путешествуем по Казахстану».
Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место Казахстана, не называя его.
Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.
7.Дидактическая игра «Гости города»
Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок. Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок - экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача детей - рассказать о том месте, которое изображено на открытке.
8.Дидактическая игра "Собери картинку"
Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей - собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.