kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека веселых историй для артикуляционной гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказки для артикуляционнй гимнастики в помощь воспитателям и логопедам для работы  с детьми 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека веселых историй для артикуляционной гимнастики»

































По мнению физиолога Е.Н. Ви­нарской, эмоциональный диском­форт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему так важно обес­печить на занятиях положитель­ный настрой и поддержать инте­рес к изученным ранее упражне­ниям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Все люди на свете любят сказ­ки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные - они всегда ин­тересны. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет. Так почему бы не исполь­зовать его для исправления детс­кой речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, осо­бенно в логопедических группах, можно отнести принцип повто­ряемости, что объясняется сни­женной способностью автомати­зировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро на­доедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упраж­нения объединены в небольшие сказки.

Авторские сказки.

Предлагаемые сказки приду­маны автором для отработки ком­плексов упражнений, развиваю­щих правильный артикуляцион­ный уклад звуков ([к] - [ г] ­ [х]; [ш] - [ж] - [ч] - [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуля­ционной гимнастики. Сказки по­нравились детям и дали положи­тельный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип ак­тивности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что дела­ет. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упраж­нения. Полезно, чтобы дети повто­рили сказку на вечерних заняти­яx с воспитателем. Подобное зак­реление материала во второй половине дня может быть допол­нительным коррекционным зада­нием по развитию связной речи.

Храбрый комар (для пассивной артикуляционной гимнастики).

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

« Хоботок»l.

А потом он весело улыбался себе.

Губы фиксируются двумя пальца­ми.

и всем насекомым, которые жили рядом с ним.

Губы фиксируются четырьмя паль­цами.

Но однажды поселилась рядом ля­гушка, она широко открывала

рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее.

Он сделал страшную мордочку, свер­кая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна,

положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испуга­лась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фикси­руется двумя пальцами.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

«Веселая змейка».

А комар в ответ помахивал сво­им чистым хоботком.

Язык выпячивается вперед.

С тех пор все насекомые по ут­рам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.


Прекрасная Обжорка (к комплексу упражнений для отработки звуков К – Г – Х.

Г усеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко за­сыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок_.Но наша гусеница не растерялась и

улыбнулась слону в ответ.

«У лыбочка»

и слон решил удалиться подаль­ше, чтобы не нарушать покой

оча­ровательной дамы с такой пре­красной улыбкой.

- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, ­

сказала гусеничка. - Ой, какой

у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматьcя, чтобы у нее стал вид

бо­лее здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка и Иголочка»

Она очень сильно проголодалась и тут же npинялась за еду. Она ела, ела и ела..: Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки ».

Затем Обжорка немножко посер­дилась ,

«Киска сердится».

свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка».

Настало время для Обжорки пре­вратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачива­ла вверх-вниз, как на качелях.

«Качели».

В один прекрасный миг вылете­ла из кук6лки прекраснейшая ба­бочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красо­ту.


Т рудолюбивая божья коровка (к комплексу упражнений для отработки звуков Ш-Щ-Ч)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего

до­мика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью

коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теп­лыми лучиками.

А когда солныш­ко осветило спинку божьей коров­ки, то все

увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в окру­ге

стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коров­ка, если у тебя нет черных пят­нышек,"

- говорили они.

-Даты просто красный жук, - вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы­глянуло. Божья коровка переста­ла

плакать, цодставила солныш­ку личико, и они стали улыбать­ся друг другу.

'Улыбочка».

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться.' Ты не бойся трудно­стей, - сказало солнышко и по­дарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разгля­дывала, потом стала делать уп­ражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошле­пала его.

«Непослушный язычок».

и он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дожди­ком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

« Чаше'чка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик».

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка» . веселого маляра,

«Маляр » . грибок

«Грибок» и даже гармошку.

«Гармошка». Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила"как у нее на спинке появились чер­ненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ло­житься спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело от­ветила божья коровка. Они попи­ли чай с вареньем

«Вкусное варенье». И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок» А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего до­мика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие щеки о:гкрыл новый аттракцион. Мож­но было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик» .

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленьки­ми и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто по­учиться, кто книжку посмотреть.



Загадочная бабочка (к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии)

Эту красивую бабочку все на­зывали Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не го­ворить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчи­ка. Он сидел под кустом и силь­но плакал, открывая при этом свой клюв.

« Птенчик».

А бабочка ему говорит:

Явился в желтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка все свое:

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

"Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка».

- А еще знаешь, про что-ни­будь большое? - спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

"У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой. Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это...

- Слон! -закричал весело птенчик.

« Хоботок» .

- Вот теперь я вижу, ты в полном 'порядке! Скажи., почему ты так громко плакал? - спро­сила бабочка.

- Я остался один, потому и

плакал. Рядом с птенчиком стояла ма­ленькая лопатка. И бабочка сра­зу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку.

«Лопатка»

я отгадал. А еще знаешь? ­

спросил птенчик.

­Бабочка предложила птенчи­ку отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тог­да бабочка загадала ему следую­щую загадку:

Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его на­дували, но он все равно сдувался.

«Надуй игрушку»

Они даже пошлепали свои языч­ки,

«Непослушный язычок» .

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перыш­ки в разные стороны. Посмотре­ла на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по вопросам, и зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загад­ку и причесался. .

«Расческа» .

Затем друзья покачались на ка­челях.

«Качели» .

И не заметили, как время прошло.

- А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка. И снова отгадал птенчик за­гадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чу­десные загадки и пригласил а ксебе в гости. Так загадочная ба­бочка нашла себе друзей.


Адаптированные сказки

Автор также использует сказки уже полюбившихся детям писате­лей: С.П. Кремневой, А.И. Конс­тантиновой и А.Г. Назаровой, Ва­лентина Гурова и других. Сказ­ки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляцион­ной гимнастики.

Невоспитанный мышонок

Жил в лесу невоспитанный МЫIlIОНОК. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышон­ку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми -зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил ис­правиться, почистил зубки,

« Почистим зубки». причесался.

«Расческа.»

Видит, зайчик на качелях кача­ется.

«Качели.»

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

"Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой.

Обрадовался мышонок, дальше пошел.

Haвстpeчу ему змейка

ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык-силач» .

И с ней он поздоровался. "Удиви­лась змейка и гирьку

уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздоро­ваться. Видит, сидит на дереве во­рона, бублик во рту держит.

«Бублик».

Мышонок громко закричал ей: «Доб­рое утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатил­ся с горки.

«Горка» .

Едва в воду не упал. Хорошо, за­борчик его задержал, ,который лягушата построили.

« 3аборчик»

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, при­глашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть ­еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дере­ве летучая' мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мы­шонок. «Уже вечер наступил, ­отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок! » И мышонок за­свистел весело, как паровозик.

«Паровозик- свистит»

и побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.


К то поможет воробью

Не слушался маленький воро­бышек маму, подошел к краю гнезда,

широко открыл рот, за­зевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно за­лететь в гнездо, да оно высоко на

дереве было, а дерево на горке.

«Гopка»

Стал воробышек бегать вокруг де­рева, крылышками хлопать, да

взлететь

не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воро­бьишко и

громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка»

- Помоги мне, - просит во­робышек, - я из гнезда упал.

- Я бы рада тебе помочь, ­отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же

я тебя положу в гнез­дышко? Иди по тропинке, най­дешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробы­шек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он по­может? Услышала плач мама-во­робьиха - летает вокруг него, жа­лобно чирикает, но не может под­нять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

«Лошадка»

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помог­ло. Все горюют вместе, а приду­мать ничего не могут. Слышат ­стучит дятел.

«Барабанщик»

Позвали. его, совета попросить.

Дятел подумал и сказал:

- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребя­тишек, у них есть руки, и по де­ревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал во­робей по ступенькам и видит: ре­бята в футбол играю,

«3агнать мяч в Bopотa»

попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не па­дал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чи­рикал возле них - благодарил.


Заяц-огородник


История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем

ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал

од­нажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки

показа­лись. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил

тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил

он огород за­вести. Взял лопату и пошел на полянку.

«Лопатка»

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он - шипит рядом

кто-то: .

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь? - Огород копаю, чтобы еду на весь

год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а по­том головку подняла, осмотрела всё и

похвалила зайца.

«Веселая змейка»

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засу­шенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», - удивилась бел­ка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. ­А сама хвост распушила и даль­ше по деревьям ускакала. Только белка ушла _ медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц зани­мается, частенько к людям в ого­род заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. - И ушел косо­лапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «a_, ('o_, «y_, «и_, ('Ы_, (,э,).

А перед самим вечером смот­рит - волк идет, чашечку несет.

- Ой, заяц, какой ты моло­дец! - заохал волк. - До чего до­думался! Только полить свою ка­пусту не забудь, вот тебе чашка.

« Чашечка»

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сде­лал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик»

Все лето заяц 'работал: поливал, полол, от вредных гусениц обере­гал огород. А когда осень насту­пила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка»

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

И сполняется песенка змеи: «ш-ш-ш»


Сказка о кляксе

Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила

по­казываться людям.

«Язычок на балкончике»

Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал

своим долгом воскликнуть: «Какой

ужас! Какая жирная и некраси­вая черная Клякса!» Кому

такое понравится? Вот почему она пред­почитала отсиживаться

в дупле. Но разве хорошо сидеть в одино­честве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр»

Но все",кто ее видел, снова маха­ли руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»,

«Язычок на балкончике»

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.

«Маляр»

Но И это ,;никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огром­ная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшей­ся краской выкрасила свое дуп­ло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

«Спрячь конфетку и Почистим зубки»

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой крас­ки и покрасилась в яркий сол­нечный цвет.

«Маляр»

Представляете! Конечно, себе в "таком наряде она понравилась. Но только она появилась на ули­це, как каждый, кто ей встречал­ся, в ужасе кричал: «Какая жел­тая Клякса! Как блин!»

«Лопатка»

В это время пролетала Сова ­мудрая голова.

« Часики»

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове по­казалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова. - Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала доб­рые словам улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

«Качели»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека веселых историй для артикуляционной гимнастики

Автор: Кутрухина Ольга Владимировна

Дата: 18.10.2024

Номер свидетельства: 657965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства