kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека театральных игр, игр на превращения, игр на действия с воображаемым предметом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека театральных игр, игр на превращения, игр на действия с воображаемым предметом.»

Картотека театральных игр, игр на превращения, игр на действия с воображаемым предметом.

Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем

Цель: Развивать воображение , инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое – пятеро внучат», с другой стороны остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чём будет загадка, дети идут к «дедушке» и  «внучатам»

Дети. Здравствуй дедушка седой с длинной белой бородой!

Дедушка.  Здравствуйте внучата! Здравствуйте ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу , там увидели лису. Что мы делали не скажем , но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются назад на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три- догони!» бегут за черту в свой дом, а « дедушка» и  «внуки» пытаются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата»

В загадках дети показывают , как они, например моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы, ягоды, играют в мяч, подметают веником поли т. д.

Самолёты и бабочки

Цель: Учить детей владеть мышцами руки шеи, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети  двигаются врассыпную, как и упражнения «Муравьи», по команде «самолёты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и спины напряжены), по команде «Бабочки» переходят на лёгкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону  («бабочка» ищет красивый цветок) кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующее произведение из репертуара по музыкальному воспитанию.

Буратино и Пьеро

Цель Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «муравьи» по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы расстопырены, все мыщцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Превращения детей

Цель. Развивать воображение , инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

 Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья,  цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать своё поведение, развивать веру в фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны продумать где проляжет их путь= по пустыне,по горной тропе, по болоту через лес, через джунгли, через океан на корабле – и соответственно менять своё поведение.

Насос и надувная кукла

Цель. Развивать умение расслаблять и напрягать мышцы, взаимодействовать с партнёром, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш», действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребёнок- надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках , его мыщцы расслаблены, руки и голова опущены.  Второй ребёнок изображает человека с насосом и выполняет движения насоса. Затем дети могут поменяться местами.

Чудо – юдо из яйца.

Цель Развивать воображение , инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры

 Дети лежат на полу, (голову прижать к коленям и обхватить руками) и изображают птенца ещё не вылупившегося из яйца. А из яйца должны вылупиться фантастические обитатели других планет, они могут скакать или ползать, ходить на четвереньках или перекатываться. Они изучают всё, чт о им попадается на пути, ищут себе пищу, общаются между собой миролюбиво или враждебно. Усталые ищут себе подходящее место для отдыха и укладываются спать.

Зёрнышко

Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребёнок представляет себя маленьким зёрнышком какого – либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить руками). В заданном ритме из зёрнышка пробивается росточек, он тянется к солнышку, растёт, выпускает листочки… Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зёрнышка.

В «ДЕСТСКОМ МИРЕ»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребёнка на роль продавца. Покупатели по очереди просят показать им ту или иную игрушку. Продавец заводит её ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

Штанга

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребёнок поднимает «тяжёлую штангу». Потом бросает её и отдыхает.

Вышивание

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий- «иголка», остальные дети становятся , держась за руки, за ним- «нитка». Иголка двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно расставить препятствия, разбросав мягкие модули.

Осьминог

Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперёд, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить 4 раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить 4 раза , чередуя положение рук.

Тюльпан

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, пальцы соединены.

  1. Утром тюльпан раскрывается – соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

  2. На ночь закрывается- соединяя ладони, опусить руки вниз.

  3. Тюльпанное дерево – внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.

  4. Раскидывает свои ветви –руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.

  5. И осенью листики опадают –Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

 

Воробьи – Вороны

Цель . Развивать внимание. Выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи и «Вороны», затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит, команда , которую  не называют- убегают в «домики». Ведущий говорит медленно: -« Во-о-ро- о…». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остаётся на месте.



                                                                                    

                                               Снежная королева

Цель Развивать умение расслаблять и напрягать  поочерёдно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребёнок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей : называет при этом определённые части тела (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки , корпус, ноги)дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Конкурс лентяев

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры.

Хоть и жарко, хоть и зной

Занят весь народ лесной

Лишь барсук- лентяй нарядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.

Дети ложатся на ковёр и изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковёр и стараются как можно больше расслабиться.

Скульптор

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнёром.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребёнок берёт на себя роль скульптора, а другой роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее животное, придумать ему имя и рассказать о нём, где живёт , чем питается и т.д. В дальнейшем можно дать существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

Пантеры

Цель .Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнёром.

Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «Хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочерёдно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.

Передай позу

Цель. Развивать память, внимание наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по- турецки с закрытыми глазами. Водящий ребёнок придумывает и фиксирует позу, показывая её первому ребёнку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребёнка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

Запомни фотографию

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф» Он располагает свою группу в определённом порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести первоначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие -  нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

След в след

Цель. Развивать внимание согласованность действий ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу , только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Внимательные матрёшки

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определённым количеством нарисованных матрёшек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три- замри». Стоять должно столько детей сколько матрёшек на карточке. Упражнение усложнено тем, что в момент выполнения задачи никто не знает кто именно будет вставшим и сколько их будет. Готовность каждого встать (если матрёшки не хватает) или сразу же сесть (если он видит что вставших больше, чем нужно)эффективно влияет на активность каждого ребёнка. Как вариант детям можно предложить не прсто всать, а образовать хоровод из задуманного количества детей.

Змеи

Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры. Стать на колени, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперёд, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги (хвост) и снова продвинуться вперёд. Характер движений волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч»

Марионетки

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной сойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую- либо позу по второму хлопку- быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве. (лёжа, сидя, стоя)

Тень

.Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребёнок – водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей(3-5 человек),как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить всё,  что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма, поднял руку, чтобы поймать бабочку и т.д.

Кто во что одет

цель Развивать наблюдательность, произвольную и зрительную память.

Ход игры. Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу,  взявшись за руки,  и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот»

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай

Поскорее дай ответ

Ваня наш во что одет?

Или для девочек:

Ждём мы твоего ответа

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребёнка.

Летает – не летает, растёт- не растёт

Цель. Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребёнок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями, если не летает , опускают руки вниз. Если растёт, поднимают руки вверх, не растёт, обхватывают себя двумя руками.

Весёлые обезьянки

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную- это обезьянки. Лицом к ним ребёнок- посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребёнка, точно повторяют всё за ним.

День рождения

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребёнок, который приглашает детей на День рождения. Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

Превращение комнаты

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Возможные варианты :магазин , театр, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы.

Пальма

Цель. Развивать умение расслаблять и напрягать  поочерёдно мышцы рук в кистях, локтях плечах.

Ход игры. Выросла пальма большая- пребольшая: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки»- уронили кисть.

«ветви» уронить руку от локтя.

«И вся пальма» уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

Гипнотизёр

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизёра и проводит «сеанс усыпления», делая характерные плавные движения руками, он говорит : « Спите, спите, спите… Ваши голова, руки и ноги становятся тяжёлыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн» Дети постепенно опускаются на ковёр, ложатся  и полностью расслабляются. Можно использовать диск с музыкой для медитации.

Зеркало

Цель. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребёнок стпновится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом

Друг за другом

Эй ребята не зевать

Что нам Вовочка покажет

Будем дружно выполнять.

Ребёнок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Баба- Яга

Цель. Развивать умение расслаблять и напрягать  поочерёдно мышцы то правой то левой ноги.

Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.

Бабка –Ёжка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала!

(дети идут врассыпную по залу)

А потом и говорит : «У меня нога болит»

(дети останавливаются)

Пошла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар- раздавила самовар!

Вышла на лужайку – испугала гайку!

(дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают)

Король

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребёнок. Остальные дети- работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они булут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работник. Здравствуй король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы делать умеете?

Работники. А ты отгадай!

Дети , действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии. Король должен отгадать профессии работников. Если он это сделает правильно, то он догоняет  убегающих детей. Первый пойманый ребёнок становится королём.

Коршун

Цель. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня  мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном» - говорит воспитатель.

-Коршун, коршун, что ты делаешь?- спрашивает наседка

- Ямочку катаю – отвечает коршун.

- Что в ней ищешь?

- Камешек.

- Зачем тебе камешек?

- Чтобы носик точить.

- Зачем тебе носик точить?

- Чтобы детушек твоих клевать.

Считалочкой выбирают коршуна, наседку, а остальные дети будут цыплятами. Как только коршун скажет последние слова , дети- цыплята должны бежать в курятник. Наседка должна защищать своих цыплят, прогонять коршуна словами «Кыш, кыш злой коршун» Старайтесь не попадаться в лапы коршуну» Роль наседки  в первый раз  берёт на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа  играющих.

Поварята

Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на группы по 7- 8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребёнок придумывает, чем он будет, луком, морковью, капустой . - для салата. Все становятся в общий круг- это кастрюля – поют песню:

Сварить можем быстро мы борщ или суп.

И вкусную кашу из нескольких круп.

Нарезать салат иль простой винегрет.

Компот приготовить. Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребёнок впрыгивает в круг. Когда все компоненты блюда окажутся в «кастрюле», ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие можно предложить детям сварить кашу из разных круп или компота их из разных фруктов.

Снеговик

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры.  Педагог спрашивает детей , что они любят  делать зимой на прогулке. Выслушав ответы детей, она предлагает детям превратиться в снеговиков. Воспитатель говорит слова: Дети слепили во дворе  из снега снеговиков.. Дети старались , они слепили им сначала туловище, голову ,затем руки и ноги. Красивые получились снеговики. Но вот наступила весна, Солнце стало припекать всё больше и больше, Снеговики начали таять, Сначала у них обмякла шея и опустилась голова ( дети опускают голову вперёд). Затем стали таять руки и ноги  (дети расслабляют мышцы рук и ног). А затем и весь снеговик растаял ( дети ложатся на пол в расслабленном состоянии)

Превращение предмета

Цель. Развивать умение наделять обычный предмет несколькими свойствами, развивать сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладётся на стул в центре круга или передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения могут быть различными. Например карандаш или палочка- ключ, отвёртка, вилка, лодка, шприц, градусник, зубная щётка и т. д.

Одно и тоже по- разному

Цель. Развивать умение оправдывать своё поведение, свои действия нефантазируемыми причинами, развивать воображение, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где он находится. Одно и тоже действие в разных условиях выглядит по- разному .Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определённое задание

1 группа «сидеть» (варианты):

  • Сидеть в цирке

  • Сидеть в кабинете у зубного врача

  • Сидеть у шахматной доски

  • Сидеть с удочкой на берегу реки.

2 « группа – задание «идти» (варианты)

  • Идти по дороге, вокруг лужи и грязь

  • Идти по горячему песку

  • Идти по палубе корабля

  • Идти по бревну или узкому мостику

  • Идти по узкой горной тропинке

 

3 группа – задание « бежать» (варианты)

 

  • Бежать, опаздывая в театр

  • Бежать от злой собаки

  • Бежать, попав под дождь

  • Бежать, играя в жмурки

 

4 группа - задание «размахивать руками» (варианты)

  • Отгонять комаров

  • Подавать сигнал кораблю, чтобы заметили

  • Сушить мокрые руки

 

5 группа – задание «ловить зверюшку»

  • Кошку

  • Попугайчика

  • кузнечика




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Волненко Людмила Юрьевна

Дата: 12.12.2023

Номер свидетельства: 642043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства