kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека театрализованных игр для развития эмоционально выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Формировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека театрализованных игр для развития эмоционально выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.»

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Разработала: учитель-логопед 1 к.к. Белоброва Т.Г.


Задачи: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Формировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.


« ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрываь глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

2 вариант : часть детей- «артисты», они показывают мизансцену I какого-либо спектакля, остальные дети-зрители, запоминают её, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.


«ПОЙМАЙ ХЛОПОК»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстротуреакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).


«ПОЕЗД»

Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплочённости.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребёнок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей - «вагонов» в чёткой последовательности.


«СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «в центре круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ -Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (причёску, цвет волос, одежду, её цвет) названного ребёнка.


«Я ПОЛОЖИЛ В МЕШОК....»

Цель: развивать произвольную слуховую память. Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок....» (называет любой предмет). Следующий ребёнок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. постепенно запоминаемых слов становится всё больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности


«ТЕНЬ»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение,

фантазию.

Один ребёнок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень следует за ним, стараясь в точности повторить всё, что он делает.


«РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции.

По определённому сигналу одного из детей - командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия.


«ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ»

Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что о] показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.


«ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Дети повторяют движения за ведущим.


«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память,сплочённость.

Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный

ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей,

профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д


«РАБОТА СО СХЕМАМИ-ЭМОЦИЯМИ»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.

Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображённых моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть-удивление-радость « Шёл грустный цыплёнок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыплёнок и отправился с братом в плавание».


«УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ?»

Цель: объяснять заданную позу; развивать память, воображение.

Педагог предлагает детям принять определённую позу и объяснить её. Например:

1) стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;

2) наклониться вперёд. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».


«ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Цель: развивать умение оправдывать своё поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определённому заданию: человек идёт, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребёнок придумывает свой варианповедения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимает и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определённое задание.


«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: развивать умение оправдывать своё поведение; развивать фантазию.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять своё поведение.


«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.

Предмет кладётся на стул в центре круга или передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, что( была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвёртка, вилка, ложка, градусник и т.д..


«УКАЧИВАЕМ КУКЛУ»

Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая.


«КАПРИЗУЛЯ»

Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.

Дети изображают ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«САМОЛЁТ»

Цель: расширять диапазон голоса.

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.


«ЧУДО - ЛЕСЕНКА»

Цель: расширять диапазон голоса.

Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона.


«ЭХО»

Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау».


«ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, гриб игрушки, животных.


«ЭТЮДЫ»

Цель: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.

Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стих( музыкальным отрывкам («Колобок и лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.)


«ВЬЮГА»Цель: развивать силу голоса.

Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуты «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.


«ФРАЗА ПО КРУГУ»

Цель: учить чёткости дикции, интонационной выразительности речи.

Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.


«МЯЧ ЭМОЦИЙ»

Цель: учить чёткости дикции, интонационной выразительности

речи.

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает

ребёнку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...).

Ребёнок произносит скороговорку с названной интонацией.


«ЗВЕРИНЫЕ СКОРОГОВОРКИ»

Цель: учить чёткости дикции, интонационной выразительности речи.

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.


«ФАНТАЗИИ О...»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что её окружает, волнует, где и как она живёт. Например: «Я - утюг», «Я - кошка»


«ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.


«МОРОЖЕНОЕ»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

Дети превращаются в мороженое: руки подняты вверх, все мышц напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы


«КАКТУС И ИВА»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

По команде педагога «Кактус» дети превращаются в кактус (напрягают мышцы), по команде «Ива»- превращаются в иву (расслабляют мышцы).


«МОКРЫЕ КОТЯТА»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».


«ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК»

Цель: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнёром; слуховое внимание.

Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети - зайчата повторяют ритмический рисунок.


«НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется


ЭТЮДЫ

Цель передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.


«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Каждый ребёнок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).


«НОВАЯ КУКЛА»

Каждый ребёнок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой»


Игры на дыхание.

Цель: развивать правильное речевое дыхание

- «ИГРА СО СВЕЧОЙ»

- «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

- «КОРАБЛИКИ»

-«СЧИТАЙ ДО ПЯТИ»- Дети делают бесшумный вдох через нос затем на выдохе считают от 1до5.


«БОЛЬНОЙ ЗУБ»

Цель: преодолевать твёрдую атаку гласных.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Белоброва Татьяна Геннадьевна

Дата: 01.11.2018

Номер свидетельства: 483128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства