kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека «Со сказочными героями в мир экономики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека

 

«Со сказочными героями в мир экономики»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека «Со сказочными героями в мир экономики»»














Картотека



«Со сказочными героями в мир экономики»







































«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.

Содержание:

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

? О чем спорили поросята?

? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

? Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?

? Как можно назвать слово «материал» по-другому?



«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 2. Цель. Расширить представления детей о рациональном использовании денег.

Содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.

Вопросы к детям:

? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

? Что такое расход?

? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

? Какое слово запишем в экономический словарик?



«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 3. Цель. Сформировать понимание необходимости расчета доходов, умение выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.

Содержание:

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.



Доход: 25

Виды расходов

Величина расходов

Экономия

Продукты питания



Одежда. Обувь



Оплата. Электричество



Оплата телефон




?



Вопросы к детям:

? Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?

? Какие бывают расходы?

? Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: Д Р, Д



«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 4. Цель. Сформировать понимание источников денежных накоплений; развить умение экономить.

Содержание:

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям:

? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

? Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?

? Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

? Какое слово запишем в экономический словарик?



«Выгодное дело»

Братья Гримм

Цели: познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат.

Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: деньги, обмен товарами.

Вопросы:

? Для чего крестьянин продал корову?

? Прав ли был крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо?

? Почему он бросил деньги в пруд?

? Сколько сотен уступил крестьянину солдат?

? Выгодно ли крестьянин поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?

Социально-нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность.

Вопросы:

? В какой стране живут герои сказки?

? Почему король решил дать денег крестьянину?

? Почему солдат и торговец получили от короля розги?

? Почему крестьянин остался с деньгами?

Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.



«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»

В. И. Даль

Цели: расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.

Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: выгода, убыток.

Вопросы:

? Для чего мышь схитрила?

? Почему воробей обратился к царю?

? Каким образом царь разрешил проблему воробья?

? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?

Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.

Вопросы:

? Почему воробей обвинил мышь?

? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.



«Терем-теремок»

(русская народная сказка)

Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Материал: кукольный театр «Теремок».

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.

Вопросы:

? Какими видами труда занимались жители теремка?

? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?

? Как был восстановлен теремок?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Вопросы:

? Как жилось зверям в теремке?

? Почему они помогали друг другу?

? Для чего нужно разделение труда?

? Есть ли разделение труда в твоей семье?

? Как вели хозяйство жители теремка?

Обсудите пословицы: «Всякий человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».



«Телефон»

К. И. Чуковский

Цели: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.

Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.

Материал: фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности и возможности.

Вопросы:

? Почему Чуковскому звонили звери и птицы?

? Какие потребности были у зверей?

? Почему носорог просил помочь бегемоту?

? Какие из всех потребностей были самыми главными?

Социально-нравственное качество: доброта.

Вопрос:

? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).



«Мужик и медведь»

(русская народная сказка)

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Материал: теневой театр «Мужик и медведь».

Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Вопросы:

? Чем занимался мужик в поле?

? Каким образом он поделил урожай?

? Зачем мужик повез репу в город?

? Почему мужик посеял на следующий год рожь?

? Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.

Вопросы:

? Как мужик сохранил урожай?

? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

? Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.



«Петушок и бобовое зернышко»

(русская народная сказка)

Цель: формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.

Вопросы:

? Почему курочка попросила у хозяйки маслица?

? Как герои сказки помогли петушку?

? Каким образом получился продукт их труда?

? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?

Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.



Вопросы:

? Почему все герои сказки помогали петушку?

? Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.



«Федорино горе»

К. Чуковский

Цель: расширить представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятности.

Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: труд, результат труда.

Вопросы:

? Почему домашняя утварь убежала от Федоры?

? Каким образом Федора их вернула?

? Как Федору отблагодарили за труд?

? Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.

Вопросы:

? Почему от Федоры убежала домашняя утварь?

? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?

? Почему беглецы вернулись к Федоре?

? Кого называют бережливым, трудолюбивым?

Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.



«Хаврошечка».

(русская народная сказка)

Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.

Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.

Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.

Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».

Экономические категории: труд, обязанности.

Вопросы:

? Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?

? Какую работу она выполняла по дому?

? Чем были заняты хозяйские дочери?

? Каким образом коровка помогала Хаврошечке?

? Какие пословицы о труде вы знаете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.

Вопросы:

? Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?

? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?

? Как восторжествовала справедливость?

Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.

Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».



«Как старик корову продавал»

С. Михалков

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Материал: Кукольный театр по сказке.

Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

? Почему старик целый день не мог продать корову?

? Как старик представлял свой товар?

? Каким образом паренек привлек покупателей?

? Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?

? Почему мужик передумал продавать корову?

? Что такое реклама? Где вы видели рекламу?

? Для чего нужна реклама?

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

Вопросы:

? Какими качествами обладал паренек?

? Почему паренек помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.



«Муха-Цокотуха».

К. И. Чуковский

Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.

Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

? Почему Муха-Цокотуха купила самовар?

? Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы:

? Для чего Муха пригласила гостей?

? Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.



«Как коза избушку построила»

(русская народная сказка)

Цели: познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.

Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.

Материал: Фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности, возможности.

Вопросы:

? Почему коза решила строить дом?

? Какой потребностью это было вызвано?

? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?

? Почему деревья отказали козе?

? Какая опасность угрожала козлятам?

? Почему коза принимала советы деревьев?

? Где коза построила дом?

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.

Вопрос:

? Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?

Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека «Со сказочными героями в мир экономики»

Автор: Ольга Александровна Горяшина

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства