Октябрь. Прогулка №12 Наблюдение за тучей Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память. Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей. - Какая туча? (большая, тяжелая). Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь. Художественное слово: Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… (А.Плещеев). Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч» Цель: Научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Дидактическая игра: «Один, много». Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память. Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба в колонне, врассыпную. Цель: учить выполнять команду воспитателя, строиться в колонну. Труд: собирать игрушки, очищать их от песка. Цель: воспитывать желание помогать друг другу, выполнять поручение воспитателя. Игры с выносным материалом: совочки, мелкие игрушки, формочки. Вечерняя прогулка Наблюдение за осенними листочками. Развивать у детей способность к наблюдению листопада, подводить детей к самостоятельному выводу - листочки падают, потому что стало холодно. Активизировать в речи глаголы - падают, опадают, облетела. Вызвать эстетический отклик на красоту осенних деревьев, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву. П/Игра «Где вы были?» Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили (ходят на месте) Как вы, ручки, работали? Мы грибочки собирали (приседают, собирают грибы) А вы глазки помогали? Мы смотрели, да искали (Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо) Труд. Сбор природного материала для поделок Октябрь. Прогулка №13 Наблюдение за насекомыми осенью Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи. Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны. Художественное слово: загадать загадку Мы в работе поминутно От зари и до зари, Нас в лесу найти нетрудно – Лишь под ноги посмотри. Назови меня скорей – Я рабочий … (муравей). Подвижная игра: «Горелки». Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя. Дидактическая игра: «Что умеет делать насекомые?» Цель: обогащать знания детей, учить детей выражать свои мысли, развивать память, связную речь. Индивидуальная работа по физическому воспитанию: пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку Цель: развивать ловкость, внимание, удерживать равновесие. Труд: собрать сухие листья. Цель: поддерживать чистоту на участке, доводить порученное дело до конца. Самостоятельная деятельность детей с выносными игрушками. Вечерняя прогулка Наблюдение. Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную погоду движутся облака. Обратить внимание на то, что ветер стал холоднее. П/Игра «Пчелки» Цель: Разаитие ловкости. Ход игры: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, «жужжат» Появляется взрослый – «медведь» - и говорит: - Мишка-медведь идет, Мед у пчел унесет. Пчелки, домой! «Пчелки» летят в определенный угол комнаты – «улей». «Медведь», переваливаясь, идет туда же. «Пчелки» говорят: - Этот улей - домик наш. Уходи, медведь, от нас! Ж-ж-ж-ж-ж! «Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их. Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья Октябрь. Прогулка №14 Наблюдение за собакой Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей. Ход наблюдения: понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак? Художественное слово: Вот собачка Жучка, Хвостик закорючкой, Зубы острые – ай- ай! Шерстка пестрая. Гав! Гав! С.Федорченко. Подвижная игра: «Ловишки» Цель: Учить образовывать круг, повторять слова и движения за педагогом. Дидактическая игра: «Назови собачку» - подбирать кличку для животного. Цель: активизировать в речи клички животного. Индивидуальная работа по физическому воспитанию: прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Цель: развивать ловкость, учить прыгать легко на носках. Труд: полить цветы в клумбах, собрать сухую траву. Цель: прививать желание помогать взрослым, любовь к природе. Игры с выносным материалом: совочки, мелкие игрушки, формочки Вечерняя прогулка Наблюдение за осенними листочками. Развивать сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев. Побуждать узнавать и называть листочки, рябины (как перышки), березы, находить деревья, с которых они слетели. После наблюдения собрать листочки в букеты - самые большие, самые маленькие, листочки желтого цвета, листочки красного цвета П/Игра «Поймай грибок» Цель: упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры: Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб. Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, Я, Я!» Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг) Труд. Собрать и разложить по коробочкам природный материал. Октябрь. Прогулка №15 Наблюдение за работой дворника Цель: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника. Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассмотреть его орудия труда. Чем работает дворник? Кому нужна его работа? Художественное слово: Встанет дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет И дорожки разметет. В.Степанов Подвижная игра: «Кролики» Цель: Научить играть по правилам, напоминать, что при беге нельзя толкаться, что нужно быть повнимательнее к друг другу. Дидактическая игра: «Что делает?» Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник». Индивидуальная работа по физическому воспитанию: прокатывание мяча друг другу, сидя на пятках. Цель: упражнять в прокатывание мяча. Труд: собрать рассыпанный песок в песочницу. Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. Самостоятельная деятельность детей Игры с выносным материалом: мелкие игрушки, машинки, кубики для игры. Вечерняя прогулка Наблюдение. Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды. П/Игра «Поймай грибок» Цель: упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры: Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб. Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, Я, Я!» Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг) Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья. Октябрь. Прогулка №16 Наблюдение за автомобилями. Учить различать транспорт по внешнему виду. Машина, машина, машина моя, Работаю ловко педалями я. Машину веду я у всех на виду, Катаюсь на ней во дворе и в саду. Рассмотреть стоящий по близости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать сколько дверей. Вспомнить, какой общественный транспорт знают дети. Индивидуальная работа. Игровое упражнение «С кочки на кочку» Цель: Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; совершенствовать навык перепрыгивания. Подвижные игры «Воробышки и автомобиль» Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения. «По ровненькой дорожке» Цель: Научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.. Труд. Очистить дорожки. Подмести веранду. Приучать соблюдать порядок на участке детского сада. Самостоятельные игры с выносным материалом: совочки, мелкие игрушки, формочки, машинки Вечерняя прогулка Наблюдение. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в его работе. Показать орудия труда дворника, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. П/Игра «По ровненькой дорожке» Цель: научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом. Ход игры: По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке Шагают наши ножки, раз – два, раз – два. («пружинка» на двух ногах с продвижением вперед) Ой камни, ой камни, бух упали в яму. (присесть на корточки) Раз – два, раз – два, вылезли из ямы (поднимаются) Труд. Собрать крупный мусор Сентябрь. Прогулка №17 Наблюдение за птицами Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Ход наблюдения Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. Воробей, что ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь. Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.) Трудовая деятельность Кормление птиц. Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными. Индивидуальная работа. «Собери игрушки». Цель: развивать внимательность. Подвижные игры: «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место; приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища. «Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; Самостоятельные игры детей с выносным материалом Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаш, совочки, машинки. Вечерняя прогулка Наблюдение за проезжей частью дороги Цели: познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представление о правилах дорожного движения. Трудовая деятельность. Предложить детям подмести веранду. Цель: учить правильно пользоваться веником, воспитывать трудолюбие. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения. «Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. Выносной материал: Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Сентябрь. Прогулка №18 Наблюдение за дождем Цель: познакомить с природным явлением — дождем. Ход наблюдения В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь. Сколько знаю я дождей? — Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой. Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Трудовая деятельность. Поливка дождевой водой растений в группе. Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями. Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: закреплять умения прыгать на двух ногах. Подвижные игры «Солнышко и дождь». Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. «Лиса в курятнике». Цели: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки; учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 метра; совершенствовать навыки перепрыгивания. Выносной материал: Для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды. Вечерняя прогулка Наблюдение за собакой Цели: дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным. Ход наблюдения Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.) С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, Хвост колечком. Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает. Трудовая деятельность. Заготовка травы для животных уголка природы. Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их. Подвижная игра «Лохматый пес». Цели: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения; бегать, стараясь не попадаться водящему. Выносной материал: Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки. Сентябрь. Прогулка №19 «Наблюдение за елью» Цели: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение. Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше. Трудовая деятельность: Сбор разноцветных листьев. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Индивидуальная работа. «Кто дальше бросит?» Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску. Подвижные игры: «Птицы в гнездышках» Цели: учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. «Найди свой домик» Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. Выносной материал: Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки. Вечерняя прогулка Наблюдение за птицами Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Трудовая деятельность. Кормление птиц Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными. Подвижная игра: «Воробушки и кот» Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место; приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища. Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаш, совочки, машинки. Сентябрь. Прогулка №20 Наблюдение за трудом дворника Расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду. Что делает: сгребает листья, подметает дорожки, собирает мусор. Что есть у дворника (метла, грабли, корзина для мусора). Подвижные игры: «Птички в гнездышках» Цель: Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентировка в пространстве. «Кошка и мышки» Цель: Упражнять детей в подлезании (или пролезании), умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. «Кошка мышек сторожит, Притворилась будто спит. Тише, мышки, не шумите, Кошку вы не разбудите…» Трудовая деятельность. Собрать палочки и сухие листья на участке. Цель: Приучать соблюдать порядок на участке детского сада. Индивидуальная работа: «Поймай мяч». Цель: развивать ловкость. Самостоятельная деятельность. Игры детей с выносным материалом. Выносной материал: Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, грабельки, ведерки. Вечерняя прогулка Наблюдение. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей как листья падают к земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно. Дидактическая игра «У кого кто?» Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком. Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. П/Игра «Поймай цветок» Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше. Ход игры: дети пытаются поймать листок висящий на веточке или летящий по воздуху. Труд. Собрать букет из листьев. Самостоятельные игры с выносным материалом. |