Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет»
Пальчиковые игры для малышей от 4 до 5 лет 1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо- страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.
2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
3. ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
4. БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
5. МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
6. КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
Пальчиковые игры для малышей от 5 до 6 лет
СКАЧЕТ ЗАЙЧИК
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат.
Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперед.
МОЯ СЕМЬЯ
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. (ф. фребель)
Поочередно пригибать пальцы одной руки к ладошке, начиная с большого, а на слова «А вот и вся семья» другой рукой охватывать весь кулачок.
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «Здравствуй!» говор Я соседской курице. Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?
1. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. 2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средах, безымянных пальцев и мизинцев.
СОН
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит. Тише, мыши, не шумите, Пальчики не разбудите.
Задание выполняется одной рукой.
УТЯТА
Раз-два — шли утята. Три-четыре — за водой. А за ними плелся пятый. Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался — Громко-громко запищал: — Пи-пи-пи! — Не пищи! Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
ЗАМОК
На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли.
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Перебирать пальцами.
КРАБ
Тихо, тихо краб ползет И добычу стережет.
Передвигать пальцами правой (левой) руки вбок.
СОРОКОНОЖКА
Две сороконожки Бежали по дорожке.
Передвигать пальцами обеих рук вбок.
КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись (Т. Сикачева)
Разъединить нижние пальцы. Выполнить движения вперед-назад несколько раз.
ВВЕРХ ПО ЛЕСЕНКЕ (ВНИЗ ПО ЛЕСЕНКЕ)
Вверх по лесенке шагаем, И ступенечки считаем. Раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре.
Выполнить движения пальцами вверх несколько раз. Затем заменить в стихотворении первую строку на «Вниз по лесенке шагаем...» и выполнить движения пальцами вниз несколько раз.
ЦВЕТОК
Набухай скорей, бутон, Распусти цветок, пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладони немного округлить. Получается бутон. Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый цветок.
БРАТЬЯ
Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.
Задание выполняется одной рукой, затем двумя руками по очереди.
ЦЕПОЧКА
Пальчики перебираем И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев. В этом упражнении участвуют все пальцы.
ГРИБЫ
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб сорвал, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, Этот ел, Ну а этот лишь смотрел.
Задание выполняется правой (левой) рукой. В течение 4-й недели задание выполняется двумя руками одновременно: -на каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого; пошевелить всеми пальцами; -на каждую следующую строку загибать по одному пальцу, начиная с мизинца; -на последнюю строку большой палец не загибать.
ДОМИК
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять.
Задание выполняется одной (двумя) рукой: на каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого; пошевелить всеми пальцами; сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца; сжать и разжать все пальцы.
СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. А вот этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.
Поочередно пальцами правой руки дотрагиваться до пальцев левой руки. Сделать семь хлопков всеми пальцами.