kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека опытно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить дошкольников с окружающим миром посредством опытно-экспериментальной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека опытно-исследовательской деятельности в старшей группе.»




Картотека опытно-исследовательской деятельности

в старшей группе


1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку… » 

Цели: познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей. 

2. Игры с вертушками. 

Цели: познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания. 

3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают. 

4. Игра-забава с мыльными пузырями. 

Цели: наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей. 

5. Экспериментирование с песком: дополнить представления детей свойствах песка: сухой - рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки, Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность. 

6. Эксперимент: свойства сухого и влажного песка. 

Цели: предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи. 

7. Игры с песком: »Угощение для кукол» 

Цели: учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного. 

8. Опыты с вертушками. 

Цели: обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья? 




9. Рисование на мокром песке. 

Цели: обогащать эстетический опыт детей. 

10. Опыты с камнями. 

Цели: развивать тактильные ощущения. Сверху камни - теплые, снизу холодные. 

11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу» 

Цели: учить детей на вкус определять овощ или фрукт. 

12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок. 

13. Начать знакомить со свойствами снега: снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) . 

14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит. 

15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять. 

16. Опыты со снегом. 

Цели: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение. 

17. Опыт: «Тонет - не тонет». 

Цели: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы. 

18. Опыт «Лед и снег» 

Цели: предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный



запас. 

19. Опыт со снегом: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. 

20. Эксперимент «Цветной снеговик» 

Цели: расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки. 

21. Опыты со снегом 

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым) 

22. Экспериментирование с водой. 

Цели: формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей. 

23. Игры со снегом: «Я пеку, пеку, пеку… » 

Цели: в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом. 

24. Конкурс «Снежный ком» 

Цели: побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег -сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей -скатать снежные комья. Организовать конкурс -у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена. 

25. Опыт « Чем пахнет? » 

Цели: учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей. 



26. Опыт: подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка. 


27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку» 

Цели: формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи. 

28. Опыт с глиной. 

Цели: познакомить детей со свойствами сырой глины - мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей. 

29. Опыты с подкрашенной водой на участке - рисование на снегу. 

Цели: расширять практический опыт детей. 

30. Эксперименты со своей тенью. 

Цели: познакомить детей с понятием «тень». Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета. 

31. Эксперимент «Куда исчез снег? » 

Цели: расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) . 

32. Эксперимент: « Куда делась вода? » 

Цели: показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство. Вызвать желание экспериментировать. 

33. Эксперимент «Таяние сосульки». 

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя. 

34. Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой.




Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной. 


35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть? -солнце стало более ярким. 

36. Опыт «Свойства почвы» 

Цели: освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны. 

37. Опыт « Легкий - тяжелый» 

Цели: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать, провалится ли он в снег. 

38. Опыт «Как растут проталины? » 

Цели: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. 

39. Опыт: запустить в ручей кораблик. Посмотреть, как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает. 

40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки. 

41. Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть. 

42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки» 

Цели: в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде. 

43. Опыт «Уголь и мел» 

Цели: продолжать знакомить детей с различными природными материалами,




показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь - черный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека опытно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Автор: Золина Наталья Павловна

Дата: 28.11.2022

Номер свидетельства: 618610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства