Картотека летних игр учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста
Картотека летних игр учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста
Подвижные игры в работе учителя-дфектолога - это важный коррекционный инструмент, который помогает детям с ОВЗ развивать физические, познавательные и социальные навыки. Лето - это время, когда коррекционная работа становится ествественной, динамичной и адостной, потому что дети учатся через игру, движение и впечатления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека летних игр учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №59» д. Новое Девяткино
Картотека на тему "Подвижные игры летом"
Подвижные игры на прогулке в теплое время года
Подготовила: Моисеева А.Д.
Учитель- дефектолог
2025 учебный год
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ
«Право – лево»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Правила: Воспитатель читает стихотворение.
«Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево – понять он не мог:
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал,
«Победа» - раздался ликующий крик,
Где право, где лево узнал ученик.»
(В. Берестов)
Воспитатель просит детей поднять правую руку, левую руку, закрыть рукой левый глаз, правый глаз, подергать правое ухо, левое ухо и т. д.
«Куда бросим мяч?»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Оборудование: мяч
Правила: Дети встают в круг. Воспитатель дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя» и т. п.
«Круговая лапта»
Цели: развивать ловкость, быстроту; уметь ориентироваться в пространстве. Оборудование: мяч.
Правила. Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6—8 мин, после чего детям необходимо дать небольшой перерыв.
«Змейка»
Цели: развивать координацию коллективных действий; уметь ориентироваться в пространстве.
Правила. Количество игроков — 6—7 детей. Один из них водящий. Участники игры, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну — «змейку». Водящий становится перед «змейкой» и старается запятнать последнего игрока. Стоящий в «змейке» первым — капитан — преграждает путь водящему: широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. «Змейка» следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок — водящим. Игру можно повторять несколько раз с небольшими перерывами для отдыха.
«Зеркало»
Цели: развивать внимание и воображение; тренировать в запоминании последовательности движений.
Правила. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: повторить одиночные движения вслед за водящим; воспроизводить вслед за водящим серию движений в определенной последовательности; имитировать движения животного, птицы, насекомого, названных водящим. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.
«Ловишки на одной ноге»
Цели: развивать внимание и воображение; тренировать в запоминании последовательности движений.
Правила. Игра проводится так же, как и игра «Ловишки», но только вводится новое правило — нельзя ловить того, кто не успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено.
«Кот идет»
Цели: развивать ловкость, быстроту, координацию и скорость движений; воспитывать выносливость, координацию коллективных действий; учиться ориентироваться в пространстве.
Правила: Среди играющих выбирается кот. Он находится в углу зала в своем доме. Остальные игроки — мыши, они размещаются по залу в норах. Ведущий выходит на середину площадки и говорит: «Мышки, мышки, выходите, Поиграйте, попляшите, выходите поскорей, Спит усталый кот-злодей.» Мыши выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами: «Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота.». По сигналу ведущего «Кот идет!» все мыши застывают. Если какая-нибудь из них шелохнулась, кот забирает ее к себе в дом. Он ловит мышей до тех пор, пока водящий не скажет: «Кот ушел». Пойманные мыши не принимают участия в игре до смены нового кота.
Оборудование: полумаска волка, красный колпачок или красная шапочка.
Правила. У ведущего — волка — картонная полумаска, а у убегающего красный колпачок. Кто его наденет, тот становится Красной Шапочкой. Этого игрока и должен ловить волк. Но красный колпачок можно передать другому игроку. Тогда волк должен уже догонять новую Красную Шапочку. Когда волк ее поймает, он передает ей свою маску и становится игроком.
Упражнение «Хлоп-хлоп»
Цель: обучение звуковому анализу слова
Правила: "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза». Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Правила. Дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим — На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!». С последними словами все разбегаются и стараются занять места (обруч, кружок). В одну ракету могут сесть только два ребенка. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля — Луна — Земля, Земля — Марс — Земля и др.). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: З.Л.З., З.М.З. и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
Правила. Дети распределяются на две команды. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) — это клетка. Другая команда — птички. Ведущий говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Ведущий говорит: «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останутся 1—3 птички. Затем дети меняются ролями.
Правила. Дети распределяются на две группы и строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. Затем по сигналу ведущего ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задает ведущий ударами в бубен) по всей площадке (комнате). Прекратив ударять в бубен, ведущий говорит: «Построй шеренгу (круг, колонну)!», и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быстрее и правильнее (ровнее) построившаяся.
Варианты игры: после сигнала надо строиться не в любом порядке, а точно на свое место в шеренге, колонне или круге; каждая группа строится у флажка своего цвета (в шеренгу — флажок справа от первого — правофлангового; в круг — флажок в центре; в колонну — первый встает лицом к флажку). Во время бега, прежде чем дать сигнал к построению, ведущий говорит: «Стой!», дети останавливаются и закрывают глаза. Ведущий в это время переставляет флажки на другие места и затем говорит, как они должны построиться. Дети открывают глаза, находят свой флажок и бегут к нему строиться.
Правила. Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал ведущего «Два!» образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву), где строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. Если ведущий скажет: «Три!», дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.
Вариант игры. Дети должны построиться перед ведущим (лицом к нему), в каком бы месте площадки или комнаты он ни находился. Чтобы игра была сложнее и интереснее, ведущий, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стой!» Дети останавливаются и закрывают глаза. Ведущий переходит на другое место и дает сигнал «Два!» или «Три!», дети открывают глаза, образуют пары или тройки и бегут строиться.
Оборудование: кружки красного, зеленого и желтого цвета диаметром 10 см.
Правила. Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте. Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный — все стоят на месте, желтый — продвигаются в приседе, зеленый — прыгают на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
Правила. Количество игроков — 8—12 детей. Из числа играющих выбирают пса. Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, может, дремлет, может, спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что же будет?
Дети тихо подходят к псу и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим — псом.
Игры и забавы в ненастную погоду под навесом или на веранде.
НА НЕБОЛЬШОМ СВОБОДНОМ МЕСТЕ.
1. Сядь — встань.
Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.
2. Сядем парочкой.
Дети становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Одновременно садятся и вытягивают ноги. Затем пробуют, согнув ноги и упираясь друг другу в спину, встать. Посмотрим, какой паре это удастся.
3. Кто сумеет?
В положении стоя надо поднимать по очереди правое и левое плечо, стараясь достать плечом ухо.
Варианты: Присев и упершись руками о пол, надо подпрыгнуть и поставить ноги врозь, при этом руки остаются на полу. Потом следует выпрямиться, отдохнуть и проделать упражнение еще раз.
4. Удержись!
Двое ребят становятся один против другого на расстоянии полушага, носки и пятки вместе, руки согнуты перед грудью ладонями вперед. В этом положении легкими толчками ладоней надо заставить партнера потерять равновесие. Тот, кто сдвинется с места, сойдет с него хотя бы одной ногой, проигрывает.
5. Бой петухов.
Играющие, стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе либо скрестно перед грудью; можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.
6. Пролезь через руки.
Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «на замке», не отпуская.
7. Дотянись.
На расстоянии примерно шага от черты ставят городок (кубик). Не сгибая коленей, надо дотянуться до городка, взять его. Переступать черту нельзя!
8. Попробуй, подними.
Ребенок встает перед городком, кеглей так, чтобы предмет остался за спиной на расстоянии длины стопы. Присев, он должен дотянуться до городка, взяться за него двумя руками и, не переступая ногами, удерживая равновесие, попытаться встать. Победит тот, кому удастся выполнить задание с одной попытки.
9. Поставь на место.
Держа городок за спиной двумя руками, ребенок из положения стоя, ноги вместе, должен присесть, поставить городок на землю и встать, сохраняя равновесие.
10. Стой, стой, палочка, да не падай!
Палку длиной 70— 80 см с ровно обрезанными концами предлагается поставить на пол, держа обеими руками, и придать ей такое положение, чтобы она не падала, когда ее отпустят. Если отпущенная палка начинает падать, надо быстро поймать ее, не дав коснуться пола.
Варианты: Придав палке уравновешенное положение, надо быстро отпустить ее, хлопнуть в ладоши и снова поймать. Затем попробовать успеть хлопнуть в ладоши 2—3 раза подряд, прежде чем палка начнет падать.
11. Пройди под палку.
Предлагается опереть палку одной рукой о пол перед собой и, не отпуская палки, пройти под этой рукой, поворачиваясь вперед противоположным плечом.
12. Перешагни палку.
Ребенок берет палку обеими руками за концы, перешагивает через нее сперва одной, потом другой ногой так, чтобы палка оказалась сзади. Потом переступает через палку назад так, чтобы она снова оказалась спереди.
Варианты: Сидя вытянув ноги, ребенок держит палку. Ему предлагается согнуть, - приподнять и перенести через палку одновременно обе ноги сперва вперед, потом назад.
13. Выйди из обруча.
Ребенок приседает в центре обруча, руками опираясь о пол спереди. Переступая ногами назад, выходит за обруч, не меняя позы. Затем так же входит в обруч и выпрямляется.
14. Шагни в обруч.
Каждый играющий берет по обручу и держит его двумя руками внизу. Предлагается перешагнуть поочередно обеими ногами в обруч, а потом поднять его вдоль всего тела высоко над головой. Можно проделать и обратное движение: опустить обруч на плечи и ниже так, чтобы -удобно было перешагнуть из него назад.
15. Пролезь в обруч.
Лежа на спине, дети держат обруч вверху. Потом надо подняться, сесть, наклониться вперед, приподнять ноги от пола и продеть их в обруч; лечь на спину, упереться ногами в пол, немного согнув их, приподнять туловище и снять с себя обруч через голову. Затем предлагается проделать те же движения, начав с головы. Кто проделает это быстрее? (Упражнение лучше всего проделывать на коврике.)
18. Обойди вокруг обруча.
Ребенок лежа опирается сзади в центре обруча, туловище приподнято. Затем переступает ногами вокруг обруча снаружи (или внутри).
19. Выпрыгни из обруча.
Положение то же, что и в предыдущем упражнении. Не отрывая рук от пола, оттолкнуться ногами и выпрыгнуть назад за обруч, потом впрыгнуть в него.
20. Покружись в обруче.
Предлагается сесть в центре обруча на коврик, затем, слегка приподняв ноги, энергично оттолкнуться и, взмахнув руками, попробовать повернуться кругом. Кто повернется дальше?
Варианты: Стоя на одной ноге в середине обруча, другой ребенок опирается на мяч, лежащий у самого обода обруча. Вращаясь вокруг себя, он обводит мяч вдоль обруча.
21. Попади в кеглю.
Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги, так, чтобы попасть им в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.
22. Пропусти мяч.
Ребенок садится, опираясь руками сзади и слегка подтянув ноги. Взрослый или кто-нибудь из товарищей с небольшим мячом в руках становится в нескольких шагах. Говоря: «Хоп!», он прокатывает мяч в сторону сидящего. Тот быстро приподнимается, опираясь на руки и ноги, стараясь прогнуться так, чтобы мяч прокатился под ним, не задев его.
23. Кто быстрей?
Дети встают спиной друг к другу на расстоянии шага, ставя ноги врозь, затем кладут между ногами веревку или ленту. По счету «Раз, два, три!» надо быстро наклониться вперед, стараясь поскорее выдернуть веревку в свою сторону. Кому это удастся сделать, тот и победит.
24. Середина!
К ленте длиной 2—3 м с обеих концов прикрепляют палочки, середину ее отмечают цветной тесьмой. Двое детей отходят друг от друга, растягивая ленту, и встают лицом друг к другу, взявшись обеими руками за концы палочек. Быстро перебирая пальцами, они наматывают ленту на палочки, стараясь как можно скорее дойти до середины ленты. Кому это удастся сделать первым, тот говорит: «Середина!» — и выигрывает.
25. Угадай, кто это сделал?
Один ребенок назначается водящим. Держа одну руку за спиной ладонью вверх, он становится спиной к другим играющим, которые располагаются вокруг него полукругом. По уговору кто-либо из играющих незаметно подходит к водящему, дотрагивается до его руки и быстро возвращается на свое место. Как только водящий почувствует чье-то прикосновение, он начинает вслух считать до трех, потом поворачивается лицом к играющим и старается угадать (по выражению лица, движению, положению тела и другим предметам), кто к нему подходил. Если водящий угадает, он меняется с тем игроком, который к нему подходил, если же нет, то игра продолжается в прежней расстановке играющих.