kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека коммуникативных (речевых) игр " ОНР,ФФНР, заикание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для логопедов, работающих на логопункте в ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека коммуникативных (речевых) игр " ОНР,ФФНР, заикание"»

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ) ИГР

С ОНР

1.«Камешки»
Цель: Способствовать развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовить детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова. Расширять словарный запас – знакомить с названиями животных, растений, предметов. Развивать навыки классификации предметов (в лесу – животные: лиса, белка, волк, олень; в небе – самолёт, ворона, синица; на воде (в воде) рыба, акула, лодка и т.д.). Развивать лексико-грамматический строй речи у детей; тактильные рецепторы.
Оборудование: морские плоские камушки (или сделанные из картона), на которые наклеены картинки с изображением растений, животных, и др. предметов, схемы звукового анализа, изображения природной среды: вода, лес, небо, земля и т.п

Варианты игры различные.
1 в. (за столом).

Ребёнок выбирает один из камешков с изображением картинки (среда обитания), затем подбирают к ней камешки с изображением животных, растений, предметов, соответствующие среде.

2в. (за столом).

Дети берут камешки, расположенные картинкой вниз, перевернув её, называют предмет (можно предложить описать изображение), затем подбирают схему к слову.

3в. (на полу).

Камешки располагаются на полу, картинками вниз. Дети передвигаются между ними в спокойном темпе. По сигналу берут камешек и выполняют действие, которое скажет педагог: подобрать схему, собраться в подгруппу по среде обитания, рассказать о предмете и т.п.

2. «Найди лишнее слово» (3 уровень)

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово

 Перечень серий слов: отличается от них и должно быть исключено.

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.


3. «Один и много» (3 уровень)

Цель: учить изменять слова по числам.

Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов.

много предметов, а вы – один». Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:

Книга         ручка          лампа         стол            окно

город          стул            ухо             брат            флаг

ребенок      человек      стекло        трактор       озеро

имя             весна          друг            семя            арбуз

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее

Слова для игры:

когти          облака        волны        листья

цветы         пилы         молодцы     стебли



С ФФНР

  1. «Поймай рыбку»

Возрастная группа: 5-7 лет

Вид нарушения: нарушение звукопроизношения.

Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.


2. «Три медведя»

Возрастная группа: 6-7 лет

Вид нарушения: нарушение фонематического анализа и синтеза.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Описание игры: ребёнок берёт картинку Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.


3. «Тихо-громко»

Возрастная группа: 5-7 лет

Вид нарушения: нарушение фонематического слуха

Цель: Развитие слухового внимания, координации движений, чувства ритма.

Оборудование: Бубен, тамбурин.

Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся. Тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.


С ЗАИКАНИЕМ

1. «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.

Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков.

Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).


2. «Узнай овощ»

Цель: развитие глубокого вдоха.

Оборудование: блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом.
Ход: дети под руководством взрослого рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.


3. Игры-молчанки

Цели. Снятие чрезмерной возбудимости. Исключить привычку ускоренной и неправильной речи. Подготовить нервную систему детей к формированию правильного речевого навыка. Воспитание терпения и усидчивости.

« Аквалангист»

«…В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить водоросли, рыб, подводных жителей или предложить всё это нарисовать и вырезать. В конце игры ребёнок получает звание «Лучший аквалангист».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека коммуникативных (речевых) игр " ОНР,ФФНР, заикание"

Автор: Моисеева Ирина Викторовна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 567004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства