kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека

кинезиологических упражнений

для детей старшего дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста»















































Картотека

кинезиологических упражнений

для детей старшего дошкольного возраста




















Цель:

Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, снижают психоэмоциональное напряжение и повышают стрессоустойчивость.

1.«Массаж ушных раковин».

Уши сильно разотрем, и погладим, и

помнем. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную

раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

2.«Качание головой»

Покачаем головой – неприятности долой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову

вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

3.«Кивки».

Покиваем головой, чтобы был в душе покой. Медленные

наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

4.«Шея-подбородок».

Опусти и головкой покрути. Поворачивать голову

медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

5.«Домик».

Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

6.«Ладошка».

С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

7.«Колечко».

Ожерелье мы составим – маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке(от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

8.«Внимание».

Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии

–выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.

9.«Поворот».

Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри. Повернуть

голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

10.«Ладошки».

Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх

-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

11.«Потанцуем».

Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.

Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.

12.«Дерево».

Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это

семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

13.«Водолазы».

Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем. Лечь

на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

14.«Отдохни»

(для снятия эмоционального напряжения). Сам себя ты

успокой, тихо песенку пропой. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

Упражнения для развития творческого (наглядно

-образного) мышления (правое полушарие).

15. «Очищение».

Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.

Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия2 выходит через правую часть тела (печень, почки,, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.

16. «Позевай».

Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. Закрыть

глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.

17. «Руки».

Рукам чтобы силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть

руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

18. «Запястье».

Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка. Обхватить

левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.

19. «Ладонь».

На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри. Фалангами

сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу

«буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.

20. «Полет».

Мы как птицы полетим –сверху вниз мы поглядим. Стоя,

сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.



21. «Гибкость».

Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать.

Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка

приподнимая плечи и сгибая ногу.

22. «Успокойся».

Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми

глазами. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.

Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие). В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические

способности, активизируется работа головного мозга.

23.«Язычок».

Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движение

языком вперед – назад.

24. «Язычок».

Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром.

Движение языка в разные стороны.

25. «Ротик».

Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть

рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации

работы мышц глаз.

26. «Глазки».

Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить. Вращать глазами по кругу по 2-3-секунды.

27. «Глазки».

Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. В течение

минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.




28. «Глазки».

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и

выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

29. «Глазки».

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего

глаза и держать 1-2 секунды.

30. «Глазки».

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

31. «Глазки».

Быстро-быстро поморгай –отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

32. «Глазки».

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко

открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

33. «Глазки».

Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.

Нарисовать взглядом геометрические фигуры (круг, квадрат,

треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

34. Упражнения на дыхание.

«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

35. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим

ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» («У-у-у»).

36. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем. Медленно вдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.

Можно разбить эти блоки на комплексы.

Комплекс 1

Упражнения 30,5,6,7,25,23,34.

Комплекс 2

Упражнения 2,17,27,28,13,35

Комплекс 3.

Упражнения 25,3,4,8,18,12,35.

Комплекс 4.

Упражнения 29,24,17,20,19,21,14

Комплекс 5.

Упражнения 31,9,24,10,11,22,36


КОМПЛЕКС № 1.

1. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,

соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,

распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем —двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—

ладонь»), произносить их вслух или про себя.

3. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в

сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При

выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозг

5. Ухо —нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой —за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Добываем огонь.

С напряжением прокатывать палочку между

соединенными ладонями.

7. Уголек на ладони.

Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

8.«Повороты».

п. -о.с. Повернуть голову и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади (10 раз).

9.«Ладонь»

И.п. -о.с. Фалангами сжатых в ку­лак пальцев производить

движения по принципу буравчика на ладони массируе­мой руки; затем руки поменять (10 раз).


КОМПЛЕКС № 2.

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю

ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза,

опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).

5. Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

6. Качаем палочку.

Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая

удерживать палочку (2-3 раза).

7. Потряхивание.

Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.

8.«Зубки»

и.п. – о.с. закрыть глаза, массировать зоны соединения

верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева. Затем сделать расслабляющий звук зевоты. (10 раз).


КОМПЛЕКС № 3.

1.Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите,

положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

2. Домик.

Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.

Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

3.Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет«один, один-два, один-два-три и т.д.».

4.Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

5.Раскатывайте на столе небольшой воображаемый комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.


6.Удерживаем палочку.

Брать палочку за концы и удерживать ее на

весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

7.Раздавим орех.

Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих

сторон, как бы пытаясь его раздавить. Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шар из руки.

8.«Глазки».

И.п. -о.с. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все

сначала» (6 раз).

9. «Ротик»

«Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть»

10. «Ладонь».

И.п. -о.с. 1 -раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать

на точку внима­ния, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии -выдох, при ослаблении

-вдох. То же самое правой рукой (10 раз).


КОМПЛЕКС № 4.

1.Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки,

—выдох.

2. Снеговик.

Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик.

Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3.Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4.Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы

дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

5.Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

6. Бегущие пальцы.

Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.

7. Тигр кусает шар.

Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения

ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.

8. «Полет».

И.п. — о.с. Стоя, сделать несколько сильных взмахов руками,

разводя их в стороны. Закрыть глаза и представить, что вы летите, размахивая крыльями (10 раз).

9.«Шея»

И.п. - о.с. Поворачивать голову мед­ленно из стороны в

сторону, дышать сво­бодно. Подбородок опустить как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами (10 раз).

10.«Позвоночник»

И.п. - лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки)

колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу (10раз).


КОМПЛЕКС № 5.

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2.Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

3.Делайте движения челюстью в разных направлениях.

4.Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

5.Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

6.Ползущий карандаш.

Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.

7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.


КОМПЛЕКС № 6.

1.Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полет.

Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их

в стороны.

3.Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

4.Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

5.Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

6. Шаги. Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал

из пальцев.

7. Когти дракона сжимают жемчужину.

Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев



КОМПЛЕКС № 7.

1.Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, за

тем правую).

2. Яйцо.

Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками,

голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

3. Хлопки.

Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук

соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

4.Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой пред

мет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.).

5.Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

6. Вращаем палочку.

Зажать конец палочки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше

от груди. Перевернуть палочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и средним пальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращение палочки.

7. Перекаты

(выполняется по возможности расслабленной кистью).

Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.

8.«Запястье»

И.п. - о.с. Обхватить левой рукой запястье правой и

массировать. То же левой рукой (10 раз).

9.«Дерево»

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их

руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытягивая руки вверх (4 раза).

10.«Ручки»

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук,

постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости. Затем расслабить руки и встрях­нуть ими.



Упражнения на релаксацию

1. «Дирижер» Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. «Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что–нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3. Релаксация «Ковер-самолет» Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Упражнение перед психомышечным расслаблением

1. «Транспорт»

Уже круг, шире круг. Видим руки. Нет рук. Упражненье начинаем, Руки выше поднимаем.

Кулачки зажали. Тихо посчитали:1, 2, 3, 4, 5.

Ручки могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились. Оказались за рулем — Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали. Ехали — устали. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

На корабль мы попали, Волны сильно нас качали.

Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать.1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде

Едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги,

Отдыхают наши ноги.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Набежала черная туча —

Мы глаза зажмурим лучше.

Все лицо мы напрягаем,

Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер —

Задрожали наши дети.

Все наше тело в напряженье,

Очень трудно без движенья.1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать. Всем, конечно, очень нравится, лечь, глаза закрыть, расслабиться.



Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии. Задания подбираются в зависимости от цели и темы НОД



  1. «Ласковое солнышко»

Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко.

Сразу стало холодно.

Замерзают пальчики, руки, ноги.

Мы стали как льдинки.

Но вот из-за тучки показался солнечный луч.

Он погладил нас по носику, но щечкам.

И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце.

Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки.

Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки.

Согрелись и стали теплыми ноги.

Потеплели плечи, грудка, живот.

Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко.

Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные.

Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали.





2. «Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. (Ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (Барабанить пальцами тo по одной ладони, то по другой)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (Кулак, ребро, ладонь)



3.«Грибы да ягоды»

Я в лесу нашел грибок.

Я сорвать его не смог: (ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем).

Дождь грибочек поливал,

(пальцы ласково глядят по щекам)

И грибочек подрастал.

(руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг называем грибы)

Ягодка росла в лесу. Я домой ее несу.

(Кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем) Солнце ягодку согрело,

(пальцы ласково гладят по щекам)

Наша ягодка поспела.

(Делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках) - называем ягоды)



4. «Урожай» Овощи растут на грядке.(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы) Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках) Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь) Я сегодня молодец. (гладим себя по груди) На грядке овощи растут,(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы) Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках) Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь) Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)



5. «Зима»

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз.

(Пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (Ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (Ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки. (Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. (Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль. (Кулак, ребро, ладонь)



6. Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики. (Фонарики)

Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)



7. «Найди животных»

Мы тихонько в лес зайдем. (Пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем? (Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют. (Одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти. (Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) -дети по очереди называют диких животных)

По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям)

Видим будки и сараи. (Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти. (Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют домашних животных)

В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям)

Очень долго удивлялись. (Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют животных жарких стран).



8. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук. (Возле уха каждый палец стучит об большой 3 раза)

Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)

Наши пальчики трещат. (Потирание кулачков друг о друга)

Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)

А теперь ты их согрей. (Ладони на щеки)

К путешествию готовы? (кулаки на коленях)

Да! (руки вверх, ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет. (Руки в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне. (Ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)

Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)

Колеса стучат. (Кулачки стучат по коленям или по столу)

С поезда много веселых ребят (зверят). (Подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол) Перечислить имена детей (зверей).

(Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).



9. «Где вы, рыбки?»

Рыбки, рыбки, где вы, где?

Рыбки плавают в воде.

Вы плывете, рыбки, сами?

Машете вы плавниками.

Что блестит, как жар горя?

На вашем теле чешуя.

Рыбки, рыбки, вы не спите.

Вы плывите! Вы плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб.

По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается. Рыбка — присесть. Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед. Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.



10. «Букет цветов»

Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. (Кисти сжимаем и разжимаем по очереди)



11. «Массаж ладоней»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть —

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.



12. «Гусеница»

Шла гусеница по дорожке.

У нее в ботинках ножки.

Ротик, нос, а глаза — два,

И большая голова.

Желтый, зеленый, красный, синий,

С улыбкой ты всегда красивый! (по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы)



13. «Чики-чи, чики-чи»

Кто же это так стучит? (левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот)

Крепко глазки закрываем, (дети закрывают глаза ладонями)

Кто это стучит — узнаем. (Ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек)

Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет).

14. «Магазин одежды»

Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин. (Ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем. (Костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз по ладони другой руки) - дети называют различную одежду

Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем. (Массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони) Пальцы могут отдыхать. (Поглаживаем каждый палец)



15. «Наши пальчики»

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)

Серединку на ладошке

Наши пальчики найдут. (То же другой рукой)

Чтоб внимательнее стать,

Нужно точку нажимать. (Нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу, (круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку. (Легко пошевелить пальцами) Давим, ( крепко сжать кулаки)

Тянем, (напряженно вытянуть пальцы)

Отдыхаем. (Расслабить кисть)

Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)



16. «Внимательный мишка» По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)

И в бочонке мед нашел. (царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)

Лапкой мед он доставал,(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой)

Язычком его лизал. (Круговые движения указательным пальцем по центру ладони др.)

Нету меда! (крепко зажать кулаки)

Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы)

Ищет мишка — не найдет. (Ладони на щеках, качаем головой)

Hyжнo обязательно

Мишке быть внимательным. (Указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)



17. «Пальчики»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. (Трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них) К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать) пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке)



18. Упражнение для развития памяти

Открывайся, третий глаз,

Научи скорее нас. (Массируем точку на переносице) Лучше станет наша память.

Вы проверьте это сами. (Массируем точки на висках) Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.



19. Точечный массаж

На полянке стоит дом.

В этом доме умный гном. (Массируем точку между бровей)

Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит. (Массируем точки на висках)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Вивтоненко Людмила Васильевна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства