Картотека игр
по ТРИЗ-технологии
Игра «Черное – Белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети
называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с
изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.
(Пример: «Книга». Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо –
они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок»,
«Таблетка» , «Конфетка», «Наказание» и т.д.
Игра «Угадай, что я загадала»
Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы
(Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких
странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не
угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова
друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб»,
«Береза», «Вода», «Радуга» и т.д.
Игра «Наоборот» (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает
словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч
(хороший - плохой, строить - разрушать, выход - вход, ...)
«Что будет, если…» ( с 3-х лет).
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с
водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные»,
например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой
упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д.
«Солнышко светит» (с 3-х лет).
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры:
Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь —
идет, а еще... солнышко — светит... собака — лает... паровоз — мчится...
Ход игры:
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие
для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка
прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль,
айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина,
поезд...
«Назови, одним словом» (с 3-х лет).
Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать
речь, внимание, мышление.
Правила игры.
Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом.
Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления
компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка.
«Цепочка» (с 3 лет).
Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление,
речь детей.
Правила игры: Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением
объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он
должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему.
Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.
Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображением очков,
ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку
следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт
следующему игроку картинку т.д.
Шкатулка со сказками» (с 4-х лет).
Цель: на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный
запас детей.
Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).
Правила игры. Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки
из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После
того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает
другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы
собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз
получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях
придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.
«Передай другому» ( с 4 лет)
Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память,
внимание, мышление.
Правила игры. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок
вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает
какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые». Картинка передаётся
следующему игроку. Другой игрок называет своё слово – сочетание и передаёт
другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет
картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.
Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Ход игры: Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и
придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт
следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д.
«Путаница» (с 4-х лет).
Цель: закрепить умения детей находить типичные свойства объекта.
Ход игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами (
например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло
книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту
типичное свойство.
«Угадай по описанию» (с 4 лет).
Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей.
Правила игры:
Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному
из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные
играющие догадались о чём идёт речь.
Ход игры:
Ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает
описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой формы, зелёного
цвета и т.д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» (с 5-летнего возраста).
Цель: на определение под - системных связей объекта, развивать
логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а
ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры: В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с
присосками?
Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.
В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?
Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще
портфель ученика.
В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?
Д: Это такие слова как «спасибо», «здравствуйте», «будьте добры»? Это может
быть вежливый человек, добрый человек, книга.
«Маша-Растеряша» (с 5 лет).
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем
речь детей.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем
ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры:
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с
другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской
карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция
предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты
нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать.
Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.
«По кругу» (с 5 лет).
Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память,
внимание, мышление.
Правила игры. Дети сидят вокруг стола. На столе стопка перевёрнутых
карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например
«шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».
Картинка передвигается к следующему игроку. Каждый игрок повторяет
словосочетание предыдущего игрока и добавляет своё и передаёт картинку
следующему игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет
картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.
Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Ход игры: Ребёнок вынимает любую картинку, например «шуба», и
придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» и передаёт
следующему игроку. Следующий игрок говорит «шуба пушистая и тёплая» и
передаёт следующему игроку и т.д.
«Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы)
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его
помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит
грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже
таскает.
«Мои друзья» (проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо
или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального
мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро
бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,
животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т.д.).
«Где живет?» (проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
«На что похоже» (проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам:
по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и
будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать
предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты
похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
«Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими
ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под
эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии.
Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем
знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.