kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр

по ТРИЗ-технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по ТРИЗ-технологии»

Картотека игр

по ТРИЗ-технологии

Игра «Черное – Белое»

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети

называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с

изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

(Пример: «Книга». Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо –

они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок»,

«Таблетка» , «Конфетка», «Наказание» и т.д.


Игра «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы

(Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких

странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не

угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова

друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб»,

«Береза», «Вода», «Радуга» и т.д.


Игра «Наоборот» (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает

словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч

(хороший - плохой, строить - разрушать, выход - вход, ...)


«Что будет, если…» ( с 3-х лет).

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с

водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные»,

например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Ход игры:

Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой

упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д.


«Солнышко светит» (с 3-х лет).

Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.

Правила игры:

Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь —

идет, а еще... солнышко — светит... собака — лает... паровоз — мчится...

Ход игры:

Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие

для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка

прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль,

айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина,

поезд...


«Назови, одним словом» (с 3-х лет).

Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать

речь, внимание, мышление.

Правила игры.

Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом.

Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления

компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка.


«Цепочка» (с 3 лет).

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление,

речь детей.

Правила игры: Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением

объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он

должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему.

Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.

Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображением очков,

ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку

следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт

следующему игроку картинку т.д.


Шкатулка со сказками» (с 4-х лет).

Цель: на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный

запас детей.

Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).

Правила игры. Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки

из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После

того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает

другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы

собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз

получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях

придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.


«Передай другому» ( с 4 лет)

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память,

внимание, мышление.

Правила игры. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок

вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает

какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые». Картинка передаётся

следующему игроку. Другой игрок называет своё слово – сочетание и передаёт

другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет

картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.

Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Ход игры: Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и

придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт

следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д.


«Путаница» (с 4-х лет).

Цель: закрепить умения детей находить типичные свойства объекта.

Ход игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами (

например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло

книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту

типичное свойство.


«Угадай по описанию» (с 4 лет).

Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей.

Правила игры:

Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному

из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные

играющие догадались о чём идёт речь.

Ход игры:

Ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает

описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой формы, зелёного

цвета и т.д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.


«Что можно сказать о предмете, если там есть…» (с 5-летнего возраста).

Цель: на определение под - системных связей объекта, развивать

логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а

ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры: В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с

присосками?

Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.

В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?

Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще

портфель ученика.

В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?

Д: Это такие слова как «спасибо», «здравствуйте», «будьте добры»? Это может

быть вежливый человек, добрый человек, книга.


«Маша-Растеряша» (с 5 лет).

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем

речь детей.

Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем

ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.

Ход игры:

Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с

другими участниками игры:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской

карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция

предмета)?

Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты

нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать.

Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).

В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.


«По кругу» (с 5 лет).

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память,

внимание, мышление.

Правила игры. Дети сидят вокруг стола. На столе стопка перевёрнутых

карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например

«шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».

Картинка передвигается к следующему игроку. Каждый игрок повторяет

словосочетание предыдущего игрока и добавляет своё и передаёт картинку

следующему игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет

картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.

Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Ход игры: Ребёнок вынимает любую картинку, например «шуба», и

придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» и передаёт

следующему игроку. Следующий игрок говорит «шуба пушистая и тёплая» и

передаёт следующему игроку и т.д.


«Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его

помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит

грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже

таскает.


«Мои друзья» (проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо

или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального

мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро

бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,

животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки

(животные, птицы, ветер и т.д.).


«Где живет?» (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродячие.


«На что похоже» (проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам:

по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и

будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать

предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты

похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.


«Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими

ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под

эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии.

Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем

знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Автор: Оксана Сергеевна Ситник

Дата: 14.01.2021

Номер свидетельства: 570034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства