Просмотр содержимого документа
«"Картотека игр по ОБЖ и ПДД для младшей группы"»
Картотека игр по
ОБЖ и ПДД
во второй младшей группе
№ 1. Дидактическая игра «Умею – не умею»
Цель: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Ход игры:ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет.Например: «Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
№ 2. Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким.
Ход игры: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди,задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т. д. ?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т. д.).
№ 3. Дидактическая игра «Кто это?»
Цель: развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье; прививать любовь к близким.
Ход игры: педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т. д.,спрашивает: «Кто это?», дети отвечают.
№ 4. Дидактическая игра «Угадай, кто позвал?»
Цель: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ход игры: ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
№ 5. Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: подбирать пару к предмету по тактильному ощущению с завязанными глазами.
Средства реализации: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Ход игры: выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
№ 6. Дидактическая игра «Я потерялся…»
Цель: учить правильно вести себя, если потерялся на улице.
Средства реализации: игрушка мишка.
Ход игры: в гости к детям приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.
№ 7. Дидактическая игра «Что есть у куклы?»
Цель: учить называть части тела, формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.
Ход игры: в гости приходит кукла Катя, она заболела. Что у нее болит? Воспитатель показывает на часть тела, дети называют.
№ 8. «Дидактическая игра Собери Машеньку»
Цель: учить называть части тела, формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.
Средства реализации: плоскостное изображение куклы, отдельных ее частей.
Ход игры: необходимо собрать из частей плоскостное изображение куклы.
№ 9. Дидактическая игра «Ребенок-кукла»
Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы.
Средства реализации: кукла.
Ход игры: в гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т. д., чем они отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т. д.).
№ 10. Дидактическая игра «На день рожденья к кукле Кате»
Цель: формировать навыки безопасного поведения за столом.
Средства реализации: кукла, столовые приборы, посуда.
Ход игры: дети вместе с педагогом накрывают кукле праздничный стол, проговаривая при этом все свои действия, вспоминая правила поведения за столом.
№ 11. Дидактическая игра «Найди опасные предметы»
Цель: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Средства реализации: нож, ножницы, иголка, утюг.
Ход игры: в квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяютправила безопасности: все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место; нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара; ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд; нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку; опасно одному выходить на балкон.
№ 12. Дидактическая игра «Внимание – опасность!»
Цель: учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать.
Средства реализации: красные ленточки для пометки опасных мест.
№ 13. Дидактическая игра «Опасно – не опасно»
Цель: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья; учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Средства реализации: карточки с изображениями различных предметов.
Ход игры: педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
№ 14. Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»
Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Средства реализации: картинки с изображением опасных предметов.
Ход игры: взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Воспитатель:
1. На столе, в колпаке, 4. Режет хлеб,
Да в стеклянном пузырьке Намажет масло.
Поселился дружок Но помни:
Развесёлый огонёк. Есть с него опасно!
(Настольная лампа)(Нож)
2. Из горячего колодца 5. Два конца, два кольца,
Через нос водица льётся. Посередине – гвоздик.
(Чайник)(Ножницы)
3. Гладит всё, чего касается, 6. Всех на свете обшивает,
А дотронешься – кусается. Что сошьёт – не надевает.
(Утюг)(Иголка)
№ 15. Дидактическая игра «Наша улица, или Светофор»
Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора,понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
Ход игры: детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
№ 16. Дидактическая игра «Собери машинку по частям»
Цель: учить подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу, воспитывать внимание.
Средства реализации: плоскостное изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль, а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3-4 части.
Ход игры: с помощью считалочки выбирают водителя.Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой.
№ 19. Дидактическая игра «Красный и зеленый»
Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Средства реализации:два кружка: красный и зеленый, машины-игрушки.
Ход игры: вначале игра проводится с одним ребенком, затем с подгруппой детей. Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый.Предлагает взять ребенку игрушку-машину и говорит: «Ты, Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».
№ 20. Дидактическая игра «Птицы и автомобиль»
Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Ход игры: дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).Воспитатель говорит: «Прилетели птички, птички – невелички. Все летали, все летали, крыльями махали. (Дети бегают, плавно взмахивают руками). Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетели, зернышки клевали. (присаживаются, постукивают пальцами по коленям).
Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись! Тра-та-та, берегись, посторонись!». Дети – птички бегут от автомобиля.
№ 21. Дидактическая игра «Переход»
Цель: Закрепление ПДД.
Ход игры: на полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
№ 22. Дидактическая игра «Назови картинку»
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Средства реализации: картинки с изображением ведра, пожарной машины, каски и т. д. Дети рассматривают предложенную картинку и говорят, что это и для чего необходимо.
№ 23. Дидактическая игра «Кто быстрее потушит пожар?»
Цель: развивать двигательные умения, закреплять правила пожарной безопасности.
Средства реализации: стульчики – на один меньше, чем детей, игрушка-огнетушитель, медаль. По кругу стоят 5 стульев, на них огнетушители, играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу. С окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому он не достался, выбывает из игры. Кто завладел последним огнетушителем – получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
№ 24. Дидактическая игра «Костер»
Цель: уточнить порядок действий при пожаре, развивать быстроту реакции детей.
Средства реализации: песок, совочки, изображение огня.
Ход игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т. е. лучше «потушит» костер.