Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по финансовой грамотности для средней группы»
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности
(для детей средней группы)
Подготовила: воспитатель Адамова Т.А.
Карточка №1: «Мои покупки»
Цель: познакомить детей с понятием «покупка» и различиями между товарами.
Задачи:
Развивать умение выбирать предметы по заданию.
Формировать понимание, что товары покупаются.
Развивать речь и словарный запас по теме “магазин”.
Материалы: картинки или муляжи разных предметов (игрушки, продукты, одежда), «корзинка» или «пакет», «деньги» (кружочки, карточки).
Ход игры:
1. Покажите детям картинки с разными товарами. Обсудите, что это такое и для чего нужно.
2. Предложите детям выбрать «покупку» (например, «Купи, пожалуйста, яблоко») и положить её в корзинку.
3. Дайте ребенку «деньги» и объясните, что за покупку нужно заплатить.
4. Можно усложнить игру, предложив купить 2-3 разных товара.
Вариации:
Игра в «магазин» с ролью продавца и покупателя.
Предлагать покупать товары только определённого цвета или вида (например, только фрукты или только игрушки).
Карточка №2: «Что нужно, что нет?»
Цель: развивать умение различать необходимые и желаемые товары.
Задачи:
Формировать начальное понимание потребностей.
Развивать логическое мышление и умение делать выбор.
Расширять словарный запас.
Материалы: картинки с изображениями разных предметов (например, еда, игрушки, одежда, конфеты, украшения). Можно использовать «корзинки» с надписями «Нужно» и «Хочу».
Ход игры:
1. Покажите детям картинку с предметом и спросите: «Это нужно?»
2. Помогите детям объяснить свой выбор, задавая наводящие вопросы: «Почему мы едим?», «Зачем нужна одежда?».
3. Разложите картинки в соответствующие корзинки «Нужно» и «Хочу».
Вариации:
Игра «Собираем рюкзак в детский сад» — что нужно взять с собой?
Обсуждение ситуаций: «Что нужно купить маме для приготовления обеда?».
Карточка №3: «Копилка»
Цель: познакомить с понятием «копить деньги».
Задачи:
Дать первое представление о сбережениях.
Развивать мелкую моторику.
Формировать умение ждать и откладывать.
Материалы: копилка (настоящая или самодельная), «монетки» (кружочки, пуговицы, фасоль).
Ход игры:
1. Покажите детям копилку и объясните, что в неё можно складывать «монетки».
2. Объясните, что если положить много монет в копилку, то потом можно будет что-нибудь купить.
3. Предложите детям по очереди опускать монетки» в копилку.
4. Можно посчитать количество монет», которые уже есть в копилке.
Вариации:
Использовать разные емкости вместо копилки (например, баночки, коробки).
Придумайте цель, на которую вы «копите» (например, на новую игрушку).
Карточка №4: «Ярмарка»
Цель: развивать навыки взаимодействия в процессе покупки/продажи.
Задачи:
Учить детей взаимодействовать в ролевой игре.
Развивать умение просить, предлагать и благодарить.
Обогащать словарный запас по темам «ярмарка», «торговля».
Материалы: стол, накрытый «скатертью», картинки или муляжи разных товаров, «деньги» (кружочки), таблички «продавец», «покупатель».
Ход игры:
1. Разделите детей на «продавцов» и “покупателей».
2. «Продавцы» раскладывают свои товары на «прилавке», а «покупатели» выбирают, что хотят купить.
3. «Покупатели» спрашивают цену и «оплачивают» покупку «деньгами».
4. «Продавцы» благодарят за покупку.
Вариации:
Можно менять роли продавца и покупателя.
Устроить «ярмарку» с определённой тематикой (например, «ярмарка овощей», «ярмарка игрушек»).
Карточка №5: «Потратили и остались»
Цель: дать представление о том, что деньги можно тратить, и их количество уменьшается.
Задачи:
Развивать навыки счета.
Формировать понимание, что «тратить» – значит уменьшать.
Развивать внимание.
Материалы: карточки с изображением денег (например, 3 монетки), картинки с разными товарами, «монетки».
Ход игры:
1. Покажите ребёнку карточку с монетками (например, 3 монетки) и скажите: «Вот у тебя есть 3 монетки».
2. Предложите купить что-нибудь (например, игрушку) за 1 монетку.
3. Заберите одну монету и спросите: «Сколько монеток осталось?».
4. Повторите игру несколько раз, каждый раз предлагая купить что-то другое.
Вариации:
Увеличивайте или уменьшайте количество монеток.
Можно использовать настоящие монеты (под присмотром взрослого).
Важные замечания:
Простота: игры должны быть простыми и понятными для детей 4 лет.
Наглядность: используйте наглядные материалы (картинки, муляжи, монеты).
Повторение: повторяйте игры несколько раз, чтобы закрепить знания.
Интерактивность: Вовлекайте детей в активное взаимодействие.
Позитив: Создайте позитивную и игровую атмосферу.
Связь с реальной жизнью: приводите примеры из жизни, где дети могут увидеть, как используются деньги и товары.
Эти игры помогут детям в возрасте 4 лет сделать первые шаги в освоении финансовой грамотности и подготовят их к более сложным понятиям в будущем.