Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по ФЭМП в старшей группе»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Сенсорное восприятие
Лото «Разноцветные фигуры»
Цель: Закрепление знаний детей о цвете, форме, размере, количестве. Соотношение количества и числа.
Содержание: Играть могут двое и более детей. Выбирается вода, остальным детям выдаются карточки-поля с изображением фигур (цветовых пятен). Вода достаёт карточку с изображением фигуры и громко называет её (Например: круг – большой - красный). Дети ищут на своей карточке–поле подходящее изображение. Тот, кто нашел, берут у воды карточку и накладывают её на карточку-поле. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет игровое поле.
Усложнение:
1. На одной карточке могут быть изображения большого и маленького круга, двух квадратов (больших или маленьких)
2. На одной карточке могут быть изображены цветные пятна (одно пятно - большое; два пятна – маленьких одного цвета)
3. На одной карточке могут быть изображены любые фигуры (цветовые пятна) разного количества. Ребёнку нужно соотнести количество изображённых фигур и числа.
ФЕДОРКА
Цель: классификация предметов.
Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка». Пример: кубик зеленый и красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор.
Геометрические фигуры
«Весёлые фигуры»
Цель: Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция …). Соотношение предметов по форме с геометрическими образцами. Развитие умения анализировать форму предметов.
Содержание: Дети, рассмотрев геометрические фигуры – называют их. Далее, к каждой фигуре подбирают предметную картинку (круг - яблоко). После этого, дети считают, сколько картинок подобрано к каждой геометрической фигуре.
Усложнение:
1. Дети определяют, к какой картинке подобрано большее, меньшее, равное количество картинок.
2. Соотношение числа и цифры
НАЙДИ СВОЙ ДОМИК
Цель: Соотношение предметов по форме с геометрическими образцами. Развитие умения анализировать форму предметов.
На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках
карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.
КАТИТСЯ – НЕ КАТИТСЯ
Цель: определение формы предмета. Свойства фигур.
Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится
Цель: согласование существительного и числительного И.падежа.
Начать игру со считалки:
Мы сейчас гулять пойдем, дети гуляют по ковру, рассматривая
Много нового найдем. картинки, лежащие на нем. После слов
Что увидишь, собери. считалки берут с ковра выбранную
Гному Тому подари. картинку и кладут в корзинку,
Раз, два, три, четыре, пять – сопровождая свои действия словами:
Начинаем собирать. – Вот тебе, Том, много (один) листьев.
ОДИН – МНОГО
Цель: соотнесение количества с движениями, внимание.
Если предмет бывает только один –хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз
1. Сколько голов у человека?
2. Сколько рыб в море?
3. Сколько полосок у зебры?
4. Сколько хвостов у собаки?
5. Сколько песчинок на дне реки?
6. Сколько звездочек на небе?
7. Сколько листьев на дереве?
8. Сколько стебельков у цветочка?
ПЕРЕПРАВА
Цель: закрепление порядкового счета
Пройди по «камушкам» в указанном цифрами порядке, не «промочив» ног (не перепутав цифр)
ВОЗЬМИ СТОЛЬКО ЖЕ
Цель: счет, отсчет, сравнение количества.
Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.
КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО
Цель: развитие внимания, счет
Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числа и называют недостающее. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.
РИКИ – ТИКИ
Цель: количество, цифры.
Рики – тики, посмотри,
Сколько пальцев говори. Из-за спины показываются раскрытые пальцы
(Что за цифра говори) показывают карточку с цифрой
СОСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО
Цель: счет и отсчет движений.
Один, два, три, четыре, пять –
Начал заинька скакать.
Прыгать (хлопать, топать…) заинька горазд,
Он подпрыгнул … раз.
Ориентировка в пространстве
ЛЕВО – ПРАВО
Цель: ориентировка относительно себя.
Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.
Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям. Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной…)
КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ
Цель: ориентировка в пространстве
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Прямо пойдешь – куклу найдешь.
Налево пойдешь - ……
Игрушки прячутся в группе заранее так, чтобы ребенок мог их легко найти, идя в заданном направлении.
ВЕЛИЧИНА
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Цель: согласование прилагательных и существительных в роде.
Про что можно сказать длинный, короткая, большое, высокие…
НАВЕДЕМ ПОРЯДОК
Цель: сравнение величины предметов.
Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).
Ориентировка во времени
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН
Цель: части суток, внимание.
Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши если нет – топаем ногами.
1. Сначала вечер, а потом - ночь.
2. Мы завтракаем вечером.
3. Мы гуляем ночью.
4. После дня наступит вечер….
ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ
Цель: знание частей суток.
Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.