Игровая деятельность является эффективным средством формирования у детей умения быть экономным и бережливым. Дидактические игры помогают сделать интересным и познавательным, доступным бережливое воспитание для дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по бережливым технологиям»
КАРТОТЕКА ИГР
«Бережливость – важный источник благосостояния».
Марк Цицерон.
Перед каждым коллективом дошкольного учреждения стоит задача – быть бережливым хозяином в своём «доме», детском саду, в своей стране и вырастить поколение культурных и бережливых людей.
Принципы бережливого производства, внедряемые в дошкольные и школьные учреждения, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Игровая деятельность является эффективным средством формирования у детей умения быть экономным и бережливым. Дидактические игры помогают сделать интересным и познавательным, доступным бережливое воспитание для дошкольников. Чтобы формировать понятия экономии и бережливости в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и
открытый образ жизни, мы создали «Библиотеку бережливых игр», где каждая игра оформлена в виде книги, с яркой обложкой. Все книги располагаются в одной большой книге.
Новизна: нестандартное оформление игр, для привлечения внимания дошкольников к понятию экономии и бережливости.
Педагогическая идея заключается в использовании «Библиотеки
бережливых игр» для формирования понятий экономии и бережливости у детей дошкольного возраста.
Цель: формировать бережливое мировоззрение у детей дошкольноговозраста.
Задачи:
-привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости времени, воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне.
-создать условия, способствующие формированию бережливости у дошкольников;
-развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи;
-привлечение внимания к проблемам бережливого использования бумаги, времени, энергии, тепла, водных ресурсов.
Одним из инструментов бережливости является принцип 5S.
1. Сортируй
2. Содержи в чистоте
3. Соблюдай порядок
4. Стандартизируй
5. Совершенствуй
Эта система организации и рационализации рабочего места,
разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду, не только для педагогов, но и дошкольников.
«Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей. Этому может научить игра: «Образцовый порядок», которая формирует умения детей соблюдать алгоритм складывания одежды в своем шкафчике.
Перед детьми лежат картинки с разными предметами одежды и шкаф для одежды.
I вариант. Детям предлагаются предметы одежды, обуви, которые они должны разложить в шкафу, на свои места. Воспитатель говорит, что кукла Таня не знает, куда, что складывать и просит детей ей помочь.
II вариант. При раскладывании одежды и обуви дети называют, на какую полку что нужно складывать, кроме того повторяется порядок одевания и раздевания.
«Содержание в чистоте». Сегодня ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Всему этому может научить игра «Советы Мойдодыра», которая вовлекает детей в деятельность по сбережению водных ресурсов в группе.
«Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Научите куклу (другого героя) как правильно мыть руки».
Засучив рукава, дети произносят потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
намылить «как рукавички»
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
стряхнуть воду или отжать «замочком»
вытереть руки полотенцем.
I вариант. Нужно предложить ребенку составить алгоритм мытья рук, разложив на игровом поле карточки по порядку. Побеждает и получает фишку, тот, кто первым составит последовательность мытья рук.
В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность мытья рук)
II вариант – лото.
Игру можно проводить с 2 и больше детьми, тогда карточки и материал нужно подготовить на всех. Ведущий называет (показывает карточку, а ребенок ее находит и закрывает клетку, соответствующую алгоритму мытья рук. Побеждает и получает фишку, тот, кто первым составит последовательность мытья рук.
Можно предложить детям самостоятельно разложить карточки по назначению на поле.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную
педагогическую технологию "В парах" (дети раскладывают карточки работая в паре). В этом случае побеждает и получает фишку, пара которая первой составит последовательность мытья рук.
III вариант. Предложить ребенку составить рассказ- описание по
мнемотаблице: как нужно правильно мыть руки, в каких случаях это следует делать, а также зачем нужно мыть руки. Как обращаться с краном и водой.
В ходе игры воспитатель обращает внимание, когда открываем воду, когда закрывает и для чего это надо делать.
«Соблюдать порядок»- научит игра «Тайм-менеджмент», она
помогает заинтересовать детей рационально использовать время на занятии физической культуры. Игра может нести характер малоподвижной или соревновательной игры. Ее можно усложнить или упростить в зависимости от возраста детей.
I Вариант. Играют все дети или можно разделиться на команды по несколько человек. Педагог раздает схему и по сигналу свистка игрокам нужно распределить карточки (спортивный инвентарь, так как он расположен на схеме спортивного зала. Команда, которая быстрее и правильно закроет все окна, та и победила. В конце игры обязательно проверяют правильность расположения карточек.
II Вариант. Игра – эстафета. Группа делится на две команды (две
схемы). Перемешаны все карточки, дети друг за другом по очереди берут по одной карточке и добегая до обозначенной точки закрывают пустые окна согласно схеме. Игра продолжается пока все окна не закроются. Та команда, которая закроет все окна быстрее и правильно, та и побеждает. В конце игры обязательно проверяют правильность расположения карточек.
III Вариант. Игра – эстафета. Проводится без схемы. По сигналу свистка игрок каждой команды убирает спортивный инвентарь на свое место. Побеждает та команда, которая затратила на это меньше времени.
Обучать «стандартизации», когда ребенок четко знает, где находится его шкафчик, в каком ящике лежит конструктор, как пройти в нужное место, поможет игра «Навигатор». Играть может один человек или несколько.
Воспитатель показывает фотографии разных зданий детских садов, среди них дети должны найти фото своего детского сада. Воспитатель показывает фигурки Смешариков.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему детского сада. Далее
обращает внимание на помещения, указатели, входы, коридоры, лестницы и другие проходы в здании детского сада. Предлагает помочь Смешарикам пройти в определенное помещение, место в ДОУ. Для маршрута используются фишки или стрелки.
1. Воспитатель предлагает детям помочь Крошу пройти в музыкальный зал от центрального входа, (от входа № 1, №2, №3, №4). Кто быстрее выложит фишками путь, тот и выиграл. Дети находят самый короткий, самый длинный, равный по длине путь.
2. Лосяшу надо из спортзала пройти до выхода №2. Как сделать это быстрее? Какой самый длинный путь?
3. Как Нюши из группы «Сказка» пройти в медицинский кабинет? Как удобнее?
4. Покажите Ежику запасные (пожарные) выходы из групп, из других помещений. Для чего они нужны? И т. п.
«Совершенствование» – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Дидактическая игра «Прогулка» воспитывает у детей осознанное
отношение к экономии и бережливости времени, при сборах на прогулку.
I вариант. Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с
изображением текущего времени года. С помощью картинок с изображением одежды предлагает выложить цепочку-алгоритм надевания (снятия) нужной одежды на улицу. Младшие дети могут использовать наглядную схему.
II вариант. Воспитатель предлагает ребенку картинку (символы для старших дошкольников) времени года и просит помочь кукле (бумажной) в порядке собраться на прогулку (снять одежду после прогулки).
Дошкольники, играя, приобретают навыки разумного потребления и экономии электроэнергии, воды, тепла. Формирует такие деловые качества
игра «Экономисты».
I вариант. Воспитатель предлагает детям выбрать одну из перевернутых карточек (солнце, капля, лампочка). В беседе дети понимают, что солнце – это тепло, капля – вода, лампочка – свет. Игроки должны распределить карточки вокруг символа по каждому признаку (тепло, вода, свет). Воспитатель обращает внимание на карточки с зачеркнутыми символами (солнца, капли, лампочки). Дети должны подумать и отобрать из своей группы картинок те картинки, которые не берегут тепло, воду, свет.
III вариант. Воспитатель распределяет картинки, которые относятся к теплу возле символов (солнце и зачеркнутое солнце, дети подбирают картинки по признаку-сохраняет тепло, не сохраняет тепло. Аналогично проводится игра с символами капли и лампочки. Система бережливого воспитания распространяется и на ликвидацию потерь в материальном отношении. Так, рациональное использование канцтоваров исключает излишнее производство и экономит финансы. Привлечь внимание детей к рациональному использованию бумаги, сокращая ее отходы, поможет игра «Дизайнеры».
Воспитатель показывает 2 схемы расположения фигур на листе бумаги.
Дошкольники находят ответ на вопрос – где правильно? Проводится беседа об экономном использовании бумаги.
I вариант. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать модель одежды. Затем ребёнок обследует кусочки бумаги. С помощью наводящих вопросов
Воспитателя ребёнок должен определить можно ли из данного образца бумаги (размера) сшить заданную модель одежды.
II вариант. Воспитатель предлагает детям лист бумаги и шаблоны одежды. Кто быстрее и экономнее выложит шаблоны на бумаге, тот и выиграл.
III вариант. Дети выбирают шаблон одежды. Нужно от целого листа бумаги на глаз отрезать кусочек бумаги, который по размеру подойдет для данного шаблона.
Овладение детьми основами бережливости осуществляется в
различных видах речевой деятельности: с поговорками, чтение
стихотворений, сказок, басен, рассказов.
Часто педагоги задают тему и предлагают детям самим сочинять
фантастические сказки, рассказы. К примеру: басня «Электричество-мой друг», сказки «Заветное желание», «Незнайка в городе облаков» и др.
Список литературы:
1. Галкина, С. Д. Малышам об энергосбережении / С. Д. Галкина.- Минск: Зорны верасень, 2008. - 24 с.
2. Климкович, Л. Б. Азбука берегоши: методическое пособие по приобщению детей дошкольного возраста к энергосбережению / Л. Б. Климкович, Е. С. Белько, С. Д. Галкина.- Минск: Тэхналогія, 2003. – 34 с.
3. Путешествие малышей по стране «Бережливость»: практические материалы. –Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010. – 54 с.
4. Стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы.
5. Чумакова Д. В. «Увлекательное энергосбережение».Минск: Беларусь, 2013.
6. Чумакова Д. В. «Энергосбережение в школе и дома».Минск: Беларусь, 2014.