Просмотр содержимого документа
«Картотека игр о здоровом образе жизни»
Картотека игр о здоровом образе жизни
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель:
формировать умение детей отличать хорошее поведение от плохого. Закрепить представление о том, что хорошее поведение приносит радость, здоровье и наоборот.
Игровые действия: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами.) Дети отвечают на вопросы воспитателя.
«Что ты знаешь о…»
Цель:
закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним. Развитие внимания, памяти.
Игровые действия: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель – водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о…(например, о мышцах?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.
Материал: мяч.
«Пишем письмо заболевшему товарищу»
Цель:
содействовать умению детей проявлять сочувствие к больному, интересоваться его самочувствием, находить слова поддержки.
Игровые действия: Детям предлагается написать письмо заболевшему товарищу. Воспитатель предлагает подумать детям, что бы они хотели написать, какие слова поддержки сказать. Затем все вместе составляют письмо. В большой, красивый конверт они кладут письмо и заранее приготовленные подарки (рисунки, фотографии, аппликации и т.д.) Письмо отправляется заболевшему товарищу (по желанию детей самими детьми совместно с родителями).
Материал: большой конверт, лист бумаги для письма, рисунки, аппликации, сделанные руками детей.
«Полезная и вредная еда»
Цель:
закрепить представление о том, какая еда полезная, а какая вредная для организма. Подвести к пониманию противоречия: мне нравится эта еда…, а моему организму полезна…
Игровые действия: Детям раздают картинки с изображениями продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с полезной едой, а под красную - вредной.
Материал: дидактические картинки с изображением продуктов питания, папка-ширма по методу ТРИЗ хорошо-плохо с зеленой и красной карточками.
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Игра - ситуация «Что за чем?»
Цель:
закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках.
Ролевые действия: Воспитатель предлагает детям проверить, как куклы, их дочки и сыночки, умеют самостоятельно готовиться ко сну. Дети приносят свои игрушки и показывают, комментируя, воспитателю, как их «дети» умеют умываться после обеда, стелить кровать и раздеваться, складывать одежду. Если действия не соответствуют жизненной логике ситуации, то воспитатель может вмешаться, словно невзначай спросить, например, у игрушечного медведя: «Мишка, ты забыл, что сначала надо ботиночки снять? У тебя заботливый папа, он научил тебя шнурки развязывать и ставить ботинки под стул».
Игра – ситуация «Повара»
Цель:
закрепление знаний о полезных для здоровья продуктах, местах их применения.
Предварительная работа. Воспитатель с детьми подбирают муляжи овощей, фруктов, различных продуктов питания (молоко, крупа, мясо, сыр, творог, масло и т.д.)
Основная работа. Дети рассказывают и показывают, из каких продуктов, какое блюдо можно приготовить. Если возникают трудности, воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы. Дети могут рассказать о пользе блюда, продуктов, их которых оно приготовлено.
День рождения Степашки
Цель:
расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Мы – спортсмены
Цель:
дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
Собираемся на прогулку
Цель:
развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Игрушки у врача
Цель:
учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
На дорогах города
Цель:
закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Игра - ситуация «Делаем покупки»
Предварительная работа. Воспитатель знакомит детей со специализированными магазинами: продовольственными (гастроном, хлеб, булочная, кондитерская и др.) промтоварными (одежда, обувь, бытовая техника, спорттовары и др.). Педагог проводит дидактические игры «Определи, какой магазин?», «Кто что любит?», «Что надеть?».
Основная работа. Воспитатель вместе с детьми готовят предметную среду для игры в магазин. Распределяются роли: продавцы, кассиры, покупатели. Педагог вовлекает детей в сюжетно- ролевую игру, предлагая одним детям сходить в продуктовый магазин, и купить только полезные овощи и фрукты. Другим необходимыми товарами для гигиены в хозяйственном магазине.
1. Ловкие ноги
Цели игры:
• развитие координации движений, чувства равновесия;
• укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы
Необходимый материал. Ковер, палки и платки по числу игроков.
Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. После этого правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2—4 раза, последние два раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю,
Палку я не зацеплю.
2. Веселый мячик
Цели игры:
• формирование правильной осанки;
• укрепление мышечного аппарата стоп;
• развитие внимания, быстроты реакции.
Необходимые материалы. Мячи размером с ладонь, стулья.
Ход игры. Игроки стоят или сидят на стульях на расстоянии I м друг от друга. Вместе с ведущим ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем игроки перекидывают мячи друг другу по кругу. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные начинают игру заново. Играют 2-3 раза.
Советы взрослым. Необходимо контролировать правильность осанки.
3. Кто вперед
Цель игры:
• укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Необходимые материалы. Простынки (50—80 см) одинаковой длины, стулья.
Ход игры. Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней — простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. Затем то же делают левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
4. Поймай комара
Цели игры:
• развитие быстроты реакции, внимания;
• формирование правильной осанки;
• укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.
Необходимые материалы. Прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.
Ход игры. Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1-1,5 с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает! над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими рукам.
5. Белоснежка и семь гномов
Цели игры:
• формирование сводов стоп, укрепление мышечного «корсета» позвоночника;
• формирование правильной осанки;
• развитие быстроты реакции.
Ход игры. Ведущий предлагает сделать зарядку вместе с Белоснежкой и семью гномами. У каждого из героев есть свое упражнение.
1. Вот у понедельника следующее: он все время спешит и утром дует на чай и кашу, чтобы они быстрее остыли. Встать прямо, голову не опускать, плечи немного опустить и несколько отвести назад. Сначала глубоко подышать. Сделать длинный выдох, будто хочешь сдуть пену. Затем сделать глубокий вдох носом.
2. Вторник часто ходит в лес по ягоды, но он маленький, а трава высокая, и ему приходится высоко подымать ноги, вот он и упражняется по утрам.
Дети стоят, руки на поясе. По команде ведущего ходят, как цапли, высоко поднимая ноги. Продолжительность выполнения задания — 10—20 секунд.
3. Среда и четверг часто пилят и колют дрова. И они по утрам тренируются.
Дети встают попарно, лицом друг к другу. Нужно взяться за руки, ноги слегка расставлены, правая рука впереди, В каждой паре партнер должен сгибать вначале правую руку, а левую выпрямлять, затем наоборот — левую сгибать, а правую выпрямлять. Движение делать ритмично, произнося «ж-ж». Поворить 6—10 раз.
4. А теперь поколем дрова. Дети соединяют руки внизу вместе «и замок», а ноги расставляют шире плеч, поднимают руки вверх и с наклоном быстро опускают их вниз, одновременно произнося «ух-х-х». Повторить 4—6 раз.
5. Пятница изучает язык птиц и пытается договариваться с воронами, чтобы они не разоряли огород. Давайте поучимся разговаривать с птицами.
Дети разводят руки в стороны пошире, говорят «кар-р-рр» и опускают руки. Звук «р» надо тянуть как можно дольше. Опуская руки, немного сгибают ноги. Повторить 4—6 раз.
6. Суббота часто зимой ездит на лыжах, и поэтому даже когда снега нет, он тренируется.
Дети делают большие скользящие шаги и маховые движения руками, как будто катаются на лыжах. Нужно следить, чтобы дети не делали резких выпадов и чтобы шаг был плавным, скользящим; темп движений средний. Через 15-20 шагов можно и «с горки спуститься»: взмахнуть обеими руками, присесть, наклоняясь слегка вперед и опуская маховым движением руки вниз и назад. Общая продолжительность упражнений — 30—60 секунд.
7. Белоснежка разметает дорожки от листьев и снега, и ей тоже нужно тренироваться.
Дети ходят, делая маховые движения обеими руками пера
собой вправо и влево с поворотом туловища в ту же сторону;
(кисти слегка сжаты в кулаки). Продолжительность упражнения — 10-20 секунд.
8) Воскресенье же часто мерзнет на морозе, и когда ему становится холодно, он делает следующее упражнение. Дети разводят руки широко в стороны, ладонями вперед, крепко обхватывают себя руками за плечи и говорят «ух-х»
Советы взрослым. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок обхватывал грудную клетку при выдохе, попеременно кладя сверху то правую, то левую руку. Повторить 4—6 раз.
6. Сосенки
Цель игры:
• развитие быстроты реакции;
• развитие умения переключать внимание;
• развитие умения согласованно действовать в коллективе;
• развитие правильной осанки.
Ход игры. По сигналу ведущего игроки бегут по залу. Водящий через 1-2 минуты бежит за ними, пытаясь их схватить. Можно спастись, если добежать до стены и плотно прижаться к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки — в стороны и вниз, ладони -вперед, пальцы расставлены. Это «сосенка». Тот, кто принял неправильную позу, может быть осален. Осаленный становится водящим, и игра продолжается.
7. Не сядь в лужу
Цели игры:
• развитие ловкости, координации движении;
• укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
Необходимые материалы. Скакалка.
Ход игры. Играющих можно разделить на четыре команды. Каждая команда подходит к длинной скакалке, которую крутит ведущий с кем-нибудь из игроков. Играющие по очереди прыгают, пока не собьются, но не дольше 20—30 секунд. Более ловкие игроки могут прыгать парами, держась за руки. Закончив игру, игроки вместе с ведущим подсчитывают, в какой команде больше детей, не зацепивших скакалку.
8. Прыгалки
Цель игры:
• развитие ловкости, координации движений;
• укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
Необходимые материалы. Скакалка.
Ход игры. Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище нужно держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков следует постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.
Ход игры. Игрок из положения, стоя на коленях, садится вправо, без помощи рук возвращается в исходное положение. Затем салится влево. Ведущий сначала помогает ребенку, поддерживая его за руки. После того как игроки научились обходиться без помощи рук, ведущий устраивает между ними соревнование.
10. Самый красивый прыжок
Цели игры:
• развитие ловкости, выносливости, координации и эстетики движений;
• укрепление всех звеньев опорно-двигательного аппарата, особенно ног;
• улучшение функции дыхания.
Ход игры. Ведущий в соответствии с состоянием игроков дозирует нагрузку. Отмечая качество выполнения упражнения, ведущий приговаривает:
Чей красивее прыжок?
Кто же прыгнуть лучше смог?
Соревнования могут проходить между двумя игроками ил между несколькими парами. Может играть и один ребенок, проверяя себя на качество выполнения вида прыжка. Прыгать можно, стоя на месте обеими ногами, на ходу, на бегу, на левой, 1 правой ноге, прыгать вдвоем лицом или затылком друг к другу.
• укрепление мышц туловища и конечностей, мышечного «корсета» позвоночника.
Необходимые материалы. Мячи по числу игроков.
Ход игры. Ведущий объясняет, что надо лежа, вытянувшись на спине, на ковре, зажать мяч между ногами. Перевернуться на живот, не выронив мяча. После того как игроки проделали это упражнение 4—6 раз, между ними устраивают соревнование; кто первым перевернется десять
раз, не уронив мяч.
12. Кто устоит
Цели игры:
• развитие равновесия;
• укрепление мышц туловища и ног;
• воспитание выдержки, настойчивости,
Необходимые материалы. Обручи или мел.
Ход игры. На расстоянии 50 см друг от друга на полу (земле) рисуют два круга диаметром примерно 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устояли правой ногой, коснулся пола (земли).
13. Скакалки
Цель игры:
• развитие быстроты реакции, быстроты и координации движений, ловкости, чувства равновесия.
Ход игры. Игроки со скакалками, встав по одной линии на расстоянии 2 м друг от друга, по сигналу ведущего бегут к финишу прыгая через скакалки. Побеждают те игроки, которые, быстрее достигнув финиша, не зацепились за скакалки.
14. Мастера мяча
Цели игры:
• укрепление мыши туловища и конечностей;
• развитие ловкости, меткости, координации движений крупных и мелких мышечных группах;
• формирование правильной осанки.
Необходимый материал. Мячи, по одному на каждого игрока.
Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его кома выполняют задания.
1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать.
2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги поймать мяч.
5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться пальцами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.
15. Футболисты и вратарь
Цели игры:
• развитие внимания, быстроты реакции;
• укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.
Необходимые материалы. Стулья, мячи.
Ход игры. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов. Позади каждого на расстоянии одного шага устанавливают ворота шириной не более 1,5м. Один из играющих должен забросить мяч, водя его по полу то правой, то левой ногой в ворога противника. Противник должен защищать свои ворота, отходя от них не дальше чем на 1 м. Если играющих много, то можно сделать несколько команд и играть «на победителя».
16. Ванька-встанька
Цели игры:
• углубление дыхания;
• общефизиологическое воздействие
• укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.
Ход игры. Игроки рассчитываются на первый-второй, становятся в две шеренги лицом друг к другу, держась крепко за руку. По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.
17. А ну-ка донеси
Цели игры:
• укрепление связочно-мышечного аппарата стоп;
• развитие ловкости.
Необходимые материалы. Стулья, простынки,
Ход игры. В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зада. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
18. Удержись
Цель игры:
• тренировка равновесия, координации движений;
• воспитание выносливости, решительности.
Ход игры. Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, они стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие — сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Кто громче
Цель игры:
• тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Необходимые материалы. Фанты-жетоны.
Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем |правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «м-м-м» надо направлять в нос, он быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением «м-м-м» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук «м-м-м» правильно и громче всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.
У кого шарик выше
Цели игры:
• улучшение функции дыхания;
• повышение тонуса;
• адаптация дыхания и организма в целом к. физическим нагрузкам.
Необходимый материал. Воздушный шарик.
Ход игры. На небольшом расстоянии от головы ребенка виси воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.
Побулькаем
Цели игры:
• восстановление носового дыхания;
• формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Необходимые материалы. Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики),
Ход игры. Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения задании. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.
Экспресс
Цель игры:
• улучшение функции дыхания;
• развитие умения действовать в коллективе, реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль вначале может выполнить ведущий. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу-гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего: «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и начинают пятиться до сигнала «Приехали!».
Косари
Цели игры:
• развитие мышц плечевого пояса;
• формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ход игры. Ведущий предлагает ребенку «покосить траву». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опушены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох):
Зу-зу. зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И косою взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3-4 раза.
• тренировка координации движений, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры,
Необходимые материалы. 3—4 мяча разной формы.
Ход игры. Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за крутом и бросает мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему — это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2—3 минуты останавливаются. Дети говорят «ш-ш-ш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку и чтобы при звуке «ш-ш-ш» губы складывались в трубочку.
Ход игры. Ведущий предлагает ребенку встать у стенки вниз головой — вверх ногами, при этом тщательно страхует ребенка. При накопившейся мокроте ребенок откашливается и отхаркивает мокроту на салфетку, лежащую на полу.
Пузырь лопнул
Цели игры:
• восстановление носового дыхания;
• формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.
Необходимые материалы. Фанты из бумаги.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — «ф-ф-ф», медленно соединяя ладони пол шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается — лети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «ш-ш-ш».делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2—5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у детей не возникало эмоционального чрезмерного возбуждения.
Порви цепь
Цели игры:
• общеукрепляющее воздействие на организм;
• формирование правильной осанки;
• воспитание творческого решения задачи;
• развитие инициативы, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2—3 человека в цепи, потом игру повторяют.
Идет коза по лесу
Цели игры:
• развитие координации движений конечностей, туловища;
• улучшение функции дыхания, зрительного и слухового анализаторов.
Ход игры. Дети стоят в кругу, выбирают «козу». Затем идут по кругу поскоками. «Коза» идет так же, но в кругу. Все поют:
Идет коза по лесу, по лесу.
Нашла коза принцессу, принцессу.
«Коза» выбирает кого-нибудь и, взяв за руки «принцессу», делает вместе с ней в кругу движения, которые, согласно песне, повторяют все играющие:
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
(прыгают на двух ногах)
и ножками подрыгаем (дети подскоком выставляют поочередно ноги вперед),
и ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают),
и ножками потопаем, потопаем, потопаем(топают).
Затем «коза» встает в круг, а выбранная ею «принцесса» становится «козой».
Гуси-лебеди
Цели игры:
• тренировка навыков правильного дыхания;
• укрепление мыши туловища и конечностей,
• формирование осанки, сводов стоп;
• развитие координации движения.
Ход игры. На одной стороне площадки (зала) чертится круг — «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома — «логово», в котором находится «волк». Остальное пространство — «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят — выдыхают звук «ш-ш-щ». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». «Гуси* останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га», «Пастух»: «Есть хотите?» "Гуси»: «Да.да, да». «Пастух»: «Так летите». «Гуси»: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой», «Пастух»: «Так летите, как хотите, только крылья берегите».
«Гуси», расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через «луг» домой, а «волк», выбежав из «логова», старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных «волком» «гусей». Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.
Пчелы и медвежата
Цели игры:
• укрепление мышц туловища и конечностей;
• улучшение функции дыхания;
• развитие быстроты реакции, координации движений;
• воспитание ловкости;
• воспитание смелости.
Необходимые материалы. Скамейка, гимнастическая стенка.
Ход игры. Играющих делят на две группы. Игроки одной группы изображают «пчел», другой — «медвежат». «Пчелы» влезают на гимнастическую стенку. Это «улей». «Медвежата » прячутся за «деревом» (скамейкой). На слова ведущего: «Пчелы, за медом!» игроки спускаются с гимнастической стенки и убегают подальше в сторону. В это время «медвежата» перелезают через скамейки и на четвереньках подходят к «улью». Ведущий говорит: «Медведи идут!»; «пчелы» бегут обратно, произнося «ж-ж-ж...ж», а «медвежата» на четвереньках скачут к «дерену»
Снежинки и ветер
Цели игры:
• формирование правильной осанки;
• укрепление мыши свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног;
• обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.
Необходимые материалы. Стулья, шарики на нитке.
Ход игры. Игроков делят на «снежинки» и «ветры», ведущий — «мороз». «Ветры» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (комнате). «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «морозом»: «Ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены; они начинают медленно переступать на носках, переходя на легкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками, приговаривая: «Ах-х-х-х-х...», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ф-ф-ф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают По всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку, и дети дуют на пушок, изображающий летающие «снежинки». Игра повторяется. «Снежинки» становятся «ветрами», а «ветры» — «снежинками».
Поймай, не сбивай
Цели игры:
• общеукрепляющее воздействие на организм;
• формирование правильной осанки.
• формирование умения активно расслаблять мышцы;
• развитие быстроты реакции, инициативы.
Необходимые материалы. 3 скакалки и 6 стульев.
Ход игры. Играющие должны преодолеть несколько препятствий. Первое — скакалка, натянутая на 60 см от пола; через 1 м от нее второе препятствие — скакалка, натянутая на высоте 40 см от пола; еще через 1 м третье препятствие — скакалка на высоте 5 см, Игроки, построенные в шеренгу, стоят или сидят перед первым препятствием.
Первое препятствие надо пройти «мишкой», то есть на полусогнутых ногах, опираясь на наружные своды стоп. Дойти до второго препятствия, затем проползти «мышкой», то есть на животе, доползти до третьего препятствия, встать, перепрыгнуть его и присесть «лягушкой», то есть встать на четвереньки. После этого играющий должен быстро выпрямиться, поймать брошенный ведущим мяч, отойти с ним в сторону и наблюдать за тем, как будут выполнять упражнения другие дети.
Мышеловка
Цели игры:
• общеукрепляющее воздействие на организм;
• формирование правильной осанки;
• развитие навыка естественных движений, умения активно расслаблять мышцы;
• воспитание творческого подхода к задаче;
• развитие инициативы, быстроты реакции.
Ход игры. Играющих делят на две неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образуют круг «мышеловку», остальные играющие изображают «мышей". Они находятся «не круга. Игроки, изображающие «мышеловку», берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели!
Доберемся мы до вас.
Все прогрызли, все поели.
Вот расставим мышеловки,
Берегитесь же, плутовки!
Переловим всех тотчас.
Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу ведущего «хлоп» игроки, стоящие по кругу, опускают руки и приседают («мышеловка» захлопывается). Играющие, не успевшие выбежать из крута, считаются пойманными. Пойманные «мыши» переходят в круг и увеличивают его, то есть размер «мышеловки». Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями и игра возобновляется.
Пролезь через обруч
Цели игры:
• укрепление мыши туловища и конечностей;
• улучшение функции дыхания;
• развитие быстроты реакции, координации движений;
• воспитание ловкости; смелости,
Необходимые материалы. Обручи.
Ход игры. Первая шеренга стоит вдоль стены, другая шеренга с обручами в руках— против первой, посреди комнаты. Игроки с обручами становятся на оба колена лицом к ребру обруча, ставят обручи на пол и придерживают их. По сигналу ведущего игроки, стоявшие у стеньг, быстро бегут к обручам, становятся на четвереньки и пролезают через них, затем поднимаются и бегут вперед. Игроки, державшие обручи, кладут их на пол, встают и бегут ча игроками ш первой шерсти, догоняют их, приводят на свое место и Дают им обручи. Затем в обручи пролезают игроки, которые держали обручи раньше.
Первым приди, но не беги
Цели игры:
• улучшение дренажной функции бронхов;
• общефизическое воздействие;
• развитие ловкости.
Ход игры. Дети строятся в затылок друг другу в две колонны. Перед первыми в колоннах чертят линию старта. На расстоянии 20-30 м — финиш. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках и т. п. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются в конец шеренги.