Просмотр содержимого документа
«Картотека игр, направленных на снижение психоэмоционального напряжения у младших дошкольников»
Картотека игр, направленных на снижение психоэмоционального напряжения у младших дошкольников
подготовила
старший воспитатель МДОУ «Д/с №68»
Бояркина О.И.
В возрасте 3-4 года малыши иногда становятся неуправляемыми и агрессивными. Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. Игры, направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.
Предлагаю вам несколько игр, с помощью которых можно помочь ребенку выплеснуть негативные эмоции.
Сосулька
Цель: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Правила игры
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.
(В. Селивёрстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвёртую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай
Цель: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Правила игры
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребёнку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Слушаем тишину
Цель: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Правила игры:
По сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.
Боксёр
Цель: Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Оборудование: газета
Правила игры
В роли груши выступает газета: два ребёнка растягивают широкий лист и крепко держат его, а третий со всей силы бьёт в центр. При этом разрешается выкрикивать фразы, например: «Злость, уходи!» или «На, получи!». Если ребёнку хочется просто покричать, без слов, это тоже допускается. В роли держащих газету и боксёров поочередно выступают все дети.
Молчание
Цель:Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Правила игры
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.
Да и нет
Цель:Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Правила игры
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Огонь-лёд
Цель:Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Правила игры
По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Прогони злость
Цель: Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Оборудование: газета
Правила игры
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приёмам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте её в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Салют
Цель: Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Оборудование: листы бумаги, газеты, журналы.
Правила игры
Ребёнок рвет бумагу и с силой бросает её вверх. Потом все вместе убирают «салют».
Обзывалки
Цель: Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Оборудование: мяч
Правила игры
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Броуновское движение
Цель: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.
Правила игры:
Участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.
Вторжение
Цель: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.
Оборудование: покрывало
Правила игры:
На пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.
Коровы, собаки, кошки
Цель: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.
Правила игры.
Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько. Потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.
Дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:
Скучно-скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры
Говори
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Правила игры
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате? Говори. Какой сегодня день недели? Говори.
Мой хороший попугай
Цель:развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара.
Оборудование: мягкая игрушка попугая
Правила игры
Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечами друг к другу. Педагог передаёт одному из них плюшевого попугая или другую мягкую игрушку. Ребенок должен прижать её к себе, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как детям трудно найти ласковое имя для попугая, трудно передать игрушку другому ребенку. По мере освоения этих операций темп игры, как правило, ускоряется
Маленькое привидение
Цель: обучение детей навыку в приемлемой форме выплёскивать накопившийся у них гнев.
Правила игры
“Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких, добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: “у-у-у!” Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!”
Добрый бегемотик
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Правила игры
Дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребёнка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке... Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую “кучу-малу” ко всеобщему удовольствию всех участников.
Ласковые лапки
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Правила игры
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверёк прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Лови-лови!
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: палочка длиной 0,5 м с прикреплённым к ней легким мячиком на яркой ленте.
Правила игры
Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.
Высвобождение гнева
Цель: отработка негативных эмоций.
Оборудование: мягкий стул или куча подушек.
Описание игры
Подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Комментарий:
Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребёнок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.
Мышка
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.
Оборудование: мышка, бубен, платок.
Описание игры
Двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребёнка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползёт, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.
Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, своё настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.
Пес Барбос
Цель: развитие произвольности, самоконтроля.
Оборудование: платок.
Описание игры
Выбирается ребёнок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших её детей. Пойманный становится «собакой».
Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы.
Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.
Жу – жа
Цель: отработка отрицательных эмоций, научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
Оборудование: полотенце
Правила игры:
Выбирается ведущий — «Жу-жа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут её:
-Жу-жа, жу-жа, выходи
Жу-жа, жу-жа, догони.
Жу-жа смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за волшебную черту, «Жу-жа» вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Следующей «Жу-жей» становится первый из обидчиков, до которого она дотронется.
Комментарий:нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жу-жа» должна терпеть как можно дольше.
Кто первый
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческих ситуаций у ребёнка.
В процессе этой игры ребёнок, подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом, определять эмоциональные реакции других людей. Игра способствует раскрепощению.
Оборудование: Игровое поле, карточки с заданиями (по цветам), игральный кубик и фишки на количество участников.
Содержание игры:
На игровом поле расположены разноцветные круги. Необходимо дойти до финиша. Каждому участнику выдают фишку. Ребёнок бросает кубик и передвигает свою фишку. Каждый цвет обозначает определённое задание. Ученик выполняет его и двигается дальше.
Красный цвет
Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:
очень быстро;
шёпотом;
весело;
со скоростью улитки;
как иностранец;
как обиженный;
как малыш;
как артист;
как робот.
Синий цвет
Улыбнись, как:
кот на солнышке;
добрая мама;
сытый медведь;
весёлый клоун;
любимый мультипликационный герой;
малыш;
инопланетянин;
как солнышко.
Оранжевый цвет
Нахмурься, как:
осенняя туча;
рассерженный человек;
сердитый волк;
старичок;
сердитый гномик;
недовольный малыш;
осенний дождик;
недовольный друг;
Бармалей;
разъярённый лев.
Коричневый цвет
Попрыгай, как:
уставший кузнечик;
весёлый козлик;
трусливый зайчик;
резиновый мячик;
озорная обезьянка;
на скакалке;
лягушка;
солнечный зайчик;
на батуте;
кенгуру.
Жёлтый цвет
Изобрази игрушку:
тряпичную куклу;
оловянного солдатика;
марионетку;
робота;
велосипед;
бумажный самолетик;
заводную машинку;
воздушный шарик.
Зелёный цвет
Изобрази эмоцию:
радость;
хитрость;
испуг;
задумчивость;
обиду;
гнев;
удивление;
печаль;
стыд;
любопытство.
Список использованной литературы 1.Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Круглова Н. Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка. - М.: Эксмо, 2012.
4.Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
5.Монакова Н. И. Путешествие с Гномом: развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2014.
6.Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.