kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр на развитие мышления глухих детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр на развитие мышления глухих детей дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на развитие мышления глухих детей дошкольного возраста»

Картотека игр на развитие мышления глухих детей дошкольного возраста


Дидактические игры на развитие мышления условно можно подразделить на несколько категорий:


  • Игры на формирование умений выполнять классификации;

  • Игры на соотнесение;

  • Игры на выделение «лишнего» предмета;

  • Логические игры;

  • Игры на формирование умений устанавливать причинно- следственные связи и зависимости;

  • Игры на сериацию;

  • Лабиринты;

  • Игры на выделение отличий и сходства.


  1. Игры на формирование умений выполнять классификации.

«Животные-транспорт-одежда»

Ход игры:

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов (малыши классифицируют игрушки и предметы). Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы по образцу. Тут машины, тут одежда, тут животные и подложить к картинкам знакомые таблички. Старшие дошкольники используют обобщающие слова, малыши раскладывают без обобщающих слов.


«Деревянный-металлический»

  Ход игры:

Ребенку предлагают разделить на группы предметы из разных материалов. Педагог обращает внимание на то, что деревянные предметы при ощупывании теплые и слегка шершавые, а металлические холодные и гладкие. Ребенок достает из мешочка предметы (деревянная палочка, гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д.) и раскладывает деревянные на деревянный поднос, а металлические- на металлический. Детям младшего возраста названия «деревянный, металлический» не даются.


«Назови одним словом»

Ход игры:

Перед ребенком раскладывают картинки и просят назвать их одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк - животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для развития письменной формы речи используются таблички. Ребенок подкладывает таблички, читает глобально или аналитически.

Можно изменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -это ...;  Птицы -это ...Ребенок может написать нужные слова самостоятельно или под диктовку педагога.


«Посуда на столе-одежда в шкафу»

Ход игры:

Перед ребенком игрушечный шкаф и стол, игрушечная посуда и кукольная одежда сложена в мешочке (коробке). Взрослый просит достать один предмет и положить посуду на стол, а одежду в шкаф и подложить знакомые таблички. Ребенок по мере овладения словарем дает отчет: «Я положил кофту в шкаф», «Чашка на столе», «Штаны тут, это одежда».


«Плавает-летает»

Ход игры:

Взрослый даёт детям картинки с изображением того, кто (что) умеет летать и плавать. После чего на столе раскладывает картины с изображением неба и моря и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой. Ребенок выполняет задание и проговаривает самостоятельно или вслед за взрослым: птичка летает, рыба плавает, пароход плавает.


«Третий подходящий»

Ход игры:

Перед ребенком младшего возраста ряды игрушек:

Кошка белая стоит, кошка серая сидит, кошка серая лежит.

Машина легковая, машина грузовая, машина гоночная.

Тарелка голубая, блюдце, миска.

Ребенку предлагается дополнить ряд подходящей игрушкой из нескольких на выбор из 3-4 (кошка черная, кабриолет, белая тарелка, собака, кубик). При затруднении количество игрушек сокращается до 2-х.

Перед ребенком старшего возраста картинки:

Заяц, кошка

Шапка, штаны

Машина, автобус

Чашка, тарелка

Ребенку предлагается дополнить ряд подходящей картинкой из нескольких на выбор. Дети могут определить обобщающее слово, если слово закреплено в словаре.


«Я знаю 5…(цветов, овощей)»

Ход игры:

Перед ребенком набор картинок. Педагог предлагает выбрать категорию (цвет, форма, овощи), ребенок подбирает необходимые картинки и подкладывает таблички.


  1. Игры на соотнесение


«Кто что ест?»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки.: корова, трава, заяц, капуста, медведь, мед, кошка, молоко, мышка, сыр.

Ход игры:

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи (картинок с пищей больше, чем с животными, чтобы был выбор). Предлагается каждому животному разложить его любимую еду. Отчет проговаривается или пишется ребенком под диктовку или самостоятельно: Я дам мышке сыр. Я угощу корову травой. Медведь любит мед.


«Мамы и детки»

Ход игры:

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.


«Собери семью»

Ход игры:

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных и птиц: кошка, свинья, кот, бык, поросёнок, жеребенок, конь, котенок, лошадь, корова, курица, петух и т.п. предлагается собрать вместе папу, маму и детёныша.


«Кто где живет»

Ход игры:

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картины: на первой изображён дом, на второй – лес. Дети вокруг картины дома раскладывают домашних животных, а вокруг леса – диких. Действия оречевляются: Корова живет у (около) дома. Заяц живет в лесу.



«Зима-лето»

Ход игры:

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением зимней и летней одежды, аксессуары для разных времен года. Детям нужно соотнести картинки к нужному времени года. («Зима» – шуба, шарф, варежки, снежинки…, «Лето» – шорты, майка, шляпа, цветы… )




«Что к чему подходит?»

Цель: развить логичность мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.

Оборудование: карточки с изображением 3-4 предметов, из которых два подходят друг к другу.

Ход игры: 

Ребенок должен выбрать и назвать пару подходящих друг к другу картинок.

Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди, стол и стул и т. д. При необходимости взрослый может помочь ребенку, называя один из пары подходящих предметов, а ребенок находит и называет другой.


  1. Игры на выделение «лишнего» предмета


«Четвертый лишний»

Цель: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, старших дошкольников тренировать в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один - отличается от них каким-либо признаком. Основания для выделения «лишнего»: геометрические формы, буквы, цифры, величина и др. Малышам предлагается игрушки: 3 кошки и машина.

Описание: взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Что лишнее?». Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить почему.

Малыши действуют практически, взрослый делает объединяющее движение: мяу вместе, машина нет. Машина там.


«Четвертый лишний» с вариантами

Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры:

Взрослый подбирает серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. С вариантами выделения признаков (синий самолет, синяя машина, желтый автобус, синий трактор). Ребенок выделяет «лишнюю» картинку, объясняет свой выбор, взрослый одобряет и предлагает выполнить задание по-другому. Если ребенок затрудняется, взрослый задает наводящие вопросы или предлагает другой вариант сам (Я придумала по-другому.). Желтый автобус лишний - это правильно, остальные синие. Синий самолет лишний тоже правильно, потому что он летает, а остальные- нет.



  1. Логические игры


«Что идет дальше?»

Цель: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.

Оборудование: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.

Ход игры:

 Взрослый показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок. Перед ребенком несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд. А затем и продолжить ряд.



«Чередование»

Взрослый предлагает ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратить внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.


«Заполни таблицу»

Оборудование: таблица 3Х3 ячейки с нанесенными картинками (мяч, гриб, шарик), расположенных так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось две одинаковые картинки (при этом 1-2 ячейки остаются пустыми), предметных картинки. Необходимо расположить картинки в пустых ячейках.


«Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, 9 предметных картинок, по 3 одинаковые.

На столе перед ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, по три одинаковых картинки. Педагог предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось две одинаковых картинки.


«Круги»

Цель: работа с пересекающимися и непересекающимися множествами.

Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, геометрические фигуры (красные круги, красные квадраты, синие квадраты), (большие и маленькие треугольники).

Ход игры:

1.

Положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам: красные круги в одном, синие квадраты — в другом. Среди геометрических форм есть красные квадраты. Педагог при необходимости помогает ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные квадраты.

2.

Положить маленький обруч внутри большого круга — в большом большие треугольники, в маленьком — маленькие.




  1. Игры на формирование умений устанавливать причинно –  следственные связи и зависимости


«Что случилось?»

Подвести детей к окну: «дети, посмотрите в окно, все мокрое, лужи (все белое – земля белая, крыши домов белые, деревья) Что было ночью? Дети должны дать развернутый ответ: Ночью был дождь, потому что…

Мама включила свет, потому что … .

Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .

Дети надели теплую одежду, потому что … .

Дедушка надел очки, потому что…


«Чего не хватает»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которых нарисованы предметы с отсутствующими частями. Взрослый задает вопрос: Чего не хватает?

У стола нет одной ножки, на кофте нет пуговицы, у машины нет колеса. Дети дают ответ в доступной форме соблюдая грамматические категории и орфоэпические нормы русского языка.


 «Ассоциации»

Цель: развивать словесно-логическое мышление.

Описание: детям предлагается подобрать подходящее картинку к указанному по определенному признаку и который имеет связь с предыдущей парой слов. Дети объясняют свой выбор доступными речевыми средствами. Например:

Самолет — летчик, автобус — … (водитель);

Лето — панама, зима — … (шапка);

Половник — кастрюля, ложка — … (чашка);

Ложка — суп, вилка — … (картошка) и др.



  1. Игры на сериацию

«Разложи по порядку»

Цель: развить логичность мышления, связную речь и воображение детей, умение располагать картинки в правильной последовательности.

Оборудование: серии картин (из 3-8 частей), связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку рассмотреть картинки и разложить их по порядку: что было сначала, что потом. Ребенок описывает серию доступными речевыми средствами или пишет в альбоме.

«Утро девочки»

«Дети лепят бабу»


  1. Лабиринты

  • По схеме.

  • По запрещающим знакам.

«Найди домик», «Помоги бабочке найти цветок».


  1. Игры на выделение отличий и сходства


«Найди отличия»

Цель: научить детей сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.

Оборудование: пары картинок, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, не бросающимися в глаза, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий за ограниченное количество времени. За каждое отличие ребенок получает фишку. Кто набрал большее количество фишек, считается победителем.


«Найди одинаковые предметы»

Цель: научить детей сравнивать предметы, находить среди них одинаковые.

Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть полностью одинаковые, а остальные имеют некоторые отличия.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти совершенно одинаковые по всем признакам предмета из ряда похожих.


«Найди предмет, который отличается от других»

Цель: развить у детей внимательность к деталям, зрительное распознавание отличий между похожими с первого взгляда предметами.

Оборудование: ряды из 3-4 предметов, кажущихся с первого взгляда одинаковыми.

Описание. Взрослый предлагает ребенку младшего возраста предметы, отличающиеся каким-то достаточно крупным элементом, а старшим дошкольникам – мелким элементом и требующим для его нахождения особого зрительного внимания ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека игр на развитие мышления глухих детей дошкольного возраста

Автор: Барабанова Татьяна Кондратьевна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства