kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр и экспериментов со снегом и льдом «Фокусы Зимушки – Зимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводя простые фокусы, дети начинают выстраивать причинно-следственные связи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и экспериментов со снегом и льдом «Фокусы Зимушки – Зимы»»

Картотека игр и экспериментов со снегом и льдом

«Фокусы Зимушки – Зимы»

Зима — отличный период для проведения опытов со снегом и льдом. Снег и мороз – верные спутники зимы. Когда как не в морозный ясный день рассматривать снежинки через лупу, выращивать на улице цветные сосульки и самостоятельно делать иней? Опыты позволяют удивлять, радовать и развивать детей с помощью подручных материалов! Дети думают, что просто играют... А на самом деле впитывают, понимают и запоминают уйму информации об окружающем мире!

У нас собрано несколько занимательных игр и экспериментов со снегом и льдом. Из них вы узнаете, об удивительных свойствах воды, снега и льда, при каких условиях лёд и понаблюдаете за красивым зрелищем – как тает цветной лёд в масле. Мы раскроем секреты, как устроить метель в банке и приготовить шипучий снег, как влияют на лед разные вещества, как влияет холод на различные природные явления

Завершая прогулку, заберите с собой в ведерко снега.


Опыт «Спорим о том, сколько воды получится из снега».

Материал: баночка для снега, пластиковый стакан. Снег.

Ход эксперимента: Набираем полную банку снега и закрываем её крышкой для чистоты эксперимента. Спросите ребенка, как он думает, сколько воды будет в стакане, после того как снег растает. Отметьте ваши предположения маркером на стенке стакана. При комнатной температуре снег начинает таять. В результате из 560 мл снега мы получили всего 100 мл воды и обсудили, что между снежинками много воздуха, поэтому снег такой легкий и пушистый. Обратите внимание на чистоту воды, которая осталась от снега – у нас она была грязная.

Цель этого эксперимента показать, что после того, как снег превращается в воду, он занимает в стакане намного меньше места, так как из него испаряется весь воздух, за счет которого снег получается таким объемным.









Ребенку кажется, что снег тает слишком медленно? Что ж, можно ускорить процесс. Для этого нужно взять миску с горячей водой и ложкой добавлять в нее снег. Рыхлые снежные комки будут мгновенно превращаться в воду.


Опыт «Превращаем снег в воду за секунду».

Материал: пластиковые стаканы, снег.

Ход эксперимента: Какой снег растает быстрее, пушистый или сжатый в комок? Мы набрали 2 стакана снега и один хорошенько утрамбовали. Оба

занесли в дом и оставили на столе. В результате, когда в стакане с пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане все еще лежал комочек мокрого снега. Почему так произошло, ведь визуально казалось, что пушистого снега больше? В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передает это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снеге воздуха мало, поэтому тает он медленнее.







Наконец пришла зима, преобразив мир своим холодным морозным и сверкающим серебром дыханием. Теперь все вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Главный из которых – добрый снеговик. И раз уж взрослые так любят снеговика, то, что говорить о детях, они его просто обожают и боготворят, считая одним из главных символов зимы, конечно после Деда-Мороза и Снегурочки, Холодно и морозно , а так хочется слепить снеговика. Сделайте это дома!


Опыт «Шипящий снеговик».

Материал: сода, крахмал, миска, жидкое мыло, вода, лимонная кислота, шприц.

Ход эксперимента: Берем по одному стакану соды и крахмала, смешиваем с двумя столовыми ложками жидкого мыла, постепенно добавляем воду. В итоге у нас должен получиться рассыпчатый снег, напоминающий творог комочками. Из него можно лепить снеговиков или куличики. А если капнуть на них из пипетки известным раствором с лимонной кислотой, то все начнет шипеть и пениться.

Метель – это перенос снега ветром. Метели известны как снег, снег или белый ветер. Когда случается метель? Из этого несложного научного эксперимента дети узнают о зимней погоде. Тогда они устроят свою собственную метель. Создайте свою самую метель внутри кувшина! Это так весело!


Опыт «Метель в банке»».

Материал: банка, белая краска, детское масло, блестки, таблетки Alka Seltzer, вода, миска и ложка.

Ход эксперимента: Залейте воду в емкость на ¼.. Добавьте в воду примерно чайную ложку белой краски и перемешайте. Смесь должна выглядеть как молоко. При необходимости добавьте еще краски. Заполните оставшуюся емкость детским маслом. Дайте смеси воды и краски осесть на дно. При желании добавьте в смесь блестки (это сделает снежную бурю красивее). Дайте смеси воды и краски осесть на дно. Разбейте таблетку Алка-Зельцера и бросьте разбитые кусочки по одной в банку. Смотрите, как происходит волшебство!

Лед в природе сам по себе прекрасен – твердый, сверкающий, прозрачный. Это одно из состояний воды – твердое. Знаешь ли ты, что зимой, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Простой опыт поможет понять, что происходит. Сделать его очень просто. 


Опыт « Цветные льдинки».

Материал: Емкость для замораживания воды , гуашь или пищевые красители.

Ход эксперимента: Для выполнения этого опыта с детьми, необходимо налить воду в разные формочки ( формочки должны быть устойчивыми , чтобы вода не пролилась).. Далее дети гуашевыми красками окрашивают воду и выносим цветные формочки на холод. Что же произошло с водой? Она замерзла и превратилась в цветную льдинку.

Почему вода в формочке замерзла? Да потому, что на улице зима и очень холодно.














































Опыт « Ледяные медузы».

Материал: Емкость для замораживания воды, гуашь или пищевые красители.

Ход эксперимента: Замораживаем цветную воду в формочках для льда. Кидаем замороженные льдинки в большую ёмкость и смотрим, как они плывут, оставляя от себя след похожий на космических медуз.

Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.

Опыт «Лед из соды».

Материал: Емкость для замораживания воды, гуашь или пищевые красители, Лимонная кислота, пищевая сода, шприц или спринцовка.

Ход эксперимента: Прежде всего, необходимо сделать концентрированный содовый раствор и распределить по формам. Когда лед будет готов — выкладываем его на блюдо. Для растапливания льда понадобится горячая вода с растворенной лимонной кислотой, примерно 1-2 чайной ложки на стакан. Выдаем ребенку шприц или спринцовку и наблюдаем, как плавится лед с брызгами и пузырьками.


Вариации: Добавьте в формочки для льда, перед заморозкой, какие-нибудь сокровища, например, красивые бусины, тогда ребенок будет с еще большим энтузиазмом их добывать из кусочков льда.


Опыт «Ледяная «искалочка»

Материал: Емкость для замораживания воды и мелкие игрушки.
Ход эксперимента: Это сюрприз. В какой-нибудь посудине заморозьте в емкости с водой мелкие игрушки и предметы: фигурки из киндера, монетки, и т.п. Из-за того, что все они разной плотности, они будут располагаться в куске льда на разных уровнях: тяжелые лягут на дно, легкие вмерзнут у самого верха. Далее предложите ребенку отыскать спрятанные предметы и покажите, как достать игрушки, растапливая лед теплой водой. Для этого положите получившуюся льдину в небольшой тазик и дайте ребенку чашку с теплой водой - пусть он поливает кусок льда. Фигурки будут постепенно оттаивать, и выпадать из ледяной глыбы. Таким образом, научный эксперимент превратится в забавную игру.

Дети часто приносят с улицы камни, веточки, еловые шишки и  др, с которыми так весело играть на свежем воздухе. Один из способов развить фантазию ребенка – заморозить их, предварительно поместив в воду. Вы сможете рассматривать ледяной гербарий и вместе сравнивать, как меняются найденные предметы после заморозки.


Соль и вода – всего два простых ингредиента, с помощью которых ребёнка можно познакомить с элементарными химическими реакциями. Все опыты быстрые и несложные, дети сразу видят результат и восхищаются возможностями, которые перед ними открывает мир науки.

.

Опыт « Ледяные самоцветы».

Материал: Емкость для замораживания воды или формочки для льда, соль, разноцветные краски или пищевые красители, пипетки.
Ход эксперимента: Для выполнения такого красивого опыта с детьми, заранее наморозить льда в красивых формочках разных размеров и посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания. Когда лед готов, приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор(добавив в воду много соли и пищевой краситель). Разложите ваши льдинки на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска. Если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!


Опыт «Ледяные кораблики»

А еще зимой можно вспомнить, как путешествовали летом, и устроить соревнование ледяных кораблей.

Материал: Емкость для замораживания воды или формочки для льда, разноцветные краски или пищевые красители, парус из зубочисток или трубочек от коктейля.

Ход эксперимента: Сначала заморозьте льдинки в баночке из-под творожка или формочке для льда. Предварительно вставив в нее палочку от коктейля или зубочистку с парусом. А потом спросите ребенка, будет ли плавать такой кораблик в воде?

Что происходит?

Лед легче воды и свободно плавает на ее поверхности. А если хотите, устройте морское сражение, а заодно и соревнование на меткость: прицеливайтесь и кидайте в кораблики монетки или мелкие камешки.

Попробуйте специально подкрасить воду в тазу, чтобы играть было интереснее. Выигрывает тот, чья флотилия выдержит натиск противника и не растает в воде.


Предлагаем освоить зрелищный «зимний» фокус с кусочками льда, чтобы удивить окружающих и поразить тех, кто все еще сомневается в твоих талантах мага и чародея. Этот эксперимент очень красивый и завораживающий.


Опыт « Цветной лёд и масло».

Материал: Масло растительное, поднос для льда и воды, краситель, стакан, пипетка.

Ход эксперимента: Подкрасьте воду разноцветными красками и заморозьте. Наливаем в банку растительное масло – примерно на половину или 2/3, чтобы было удобно смотреть. Опускаем в банку цветные кубики льда, по очереди. Удивительная часть этого эксперимента происходит, когда кубик начинает таять. В воде невозможно рассмотреть, как процесс происходит, но это красиво видно в масле. По мере того как лед будет таять, его причудливые цветные капельки будут медленно опускаться вниз и как бы зависать. Лед, вода и масло состоят из маленьких частичек – молекул. Но у разных веществ эти молекулы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды. Поэтому кубик утонул в масле. Потом жидкая вода начала собираться на дне кубика льда, а когда достаточно накопилась, в работу вступила сила тяжести, и вода приобрела форму капли. Она упала вниз, но плотность масла помешала ей достигнуть дна, и капелька зависла в воде. Самое удивительное в этом эксперименте происходит, когда кубик льда остается от таяния. 

Обычная соль есть сегодня в каждом доме, без нее не обходится ни одно приготовление еды. Можно попробовать сделать красивые детские поделки из этого доступного продукта. Понадобится только соль, вода, проволока и немного терпения.


Опыт «Снежинки из кристаллов соли».

Почему снежинки белые? Снежинка — это снег, а снег — это просто замерзшая вода. Почему снег скрипит под ногами? Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок —

звездочек. А так как их очень, очень много, слышится треск. О чем поют снежинки? При падении в воду снежинка создает крайне высокий звук, неслышимый для человека, но неприятный для рыб. В лютый мороз самые маленькие снежинки прилетают погреться к нашим домам и остаются сказочными узорами на стеклах.

Снежинки растут, как растут кристаллы, переходя из жидкого состояния в твердое. Всего через несколько минут, упав на теплую поверхность, снежинка потеряет свой уникальный образ, который никогда снова не повторится. Снежинки — это кристаллы, которые образуются из паров воды. Нам стало интересно, а из чего еще могут образовываться такие красивые кристаллы?

Материал: пушистая (синельная) проволока стеклянная банка 0. 5 л, поваренная соль (около 18 чайных ложек), нитка и деревянная палочка для подвешивания снежинки

Ход эксперимента: Делаем снежинку, перемотав кусочки проволоки посередине обычной ниткой. Концы нитки должны остаться длинными, чтобы за них можно было подвешивать нашу снежинку. Затем в банку нальем кипяток и туда же начнем добавлять соль, тщательно размешивая. Стеклянная тара должна быть с достаточно широким горлом. Процесс активного образования кристаллов будет идти быстро до тех пор, пока вода не остынет до комнатной температуры. Дальше процесс пойдет гораздо медленнее. Нам надо получить перенасыщенный солевой раствор, соль добавляем до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде.  Если раствор получился мутным из-за того, что соль была с примесями, то его желательно отфильтровать и перелить в новую банку. Погрузите снежинку в раствор . Поставьте емкость туда, где все это в течение долгого времени никто не потревожит. Примерно через сутки снежинка будет готова!


Дети очень пытливы и любопытны и любят волшебство! Подарите мальчикам и девочкам настоящую сказку и восторг, научив их делать простые фокусы. Проводя простые фокусы и эксперименты, действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

Устраивайте настоящее представление вместе - занимательные опыты, непринуждённо знакомят ребят с законами физики и химии. Что прекрасно тренирует память, внимание и логику.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека игр и экспериментов со снегом и льдом «Фокусы Зимушки – Зимы»

Автор: Дементьева Наталья Николаевна

Дата: 07.03.2022

Номер свидетельства: 601764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства