kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр для развития слоговой структуры слова старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная картотека направлена на развитие слоговой структуры слова старших дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для развития слоговой структуры слова старших дошкольников»













ДВУСЛОЖНЫЕ СЛОВА,

СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

(1-й тип слоговой структуры)















1

ОТВЕТЬ, КТО ЭТО?

Задачи:

  • учить четко произносить двусложные слова повторяющимися слогами;

  • учить однословным ответам с опорой на сюжетные картинки;

  • развивать слуховое внимание и память.

Сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ


Перед ребенком – сюжетные картинки. Логопед говорит:


– Посмотри на картинки, послушай предложения, а затем ответь на вопросы одним словом.


Мама купает Вову. Кто купает Вову? Мама.

Папа играет с сыном. Кто играет с сыном? Папа.

Дядя идет домой. Кто идет домой? Дядя.

Няня гуляет с детьми. Кто гуляет с детьми? Няня.

Во дворе стоит баба из снега. Что стоит во дворе? Баба.


2 КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ

Задачи:

  • учить четко произносить слова со слоговой структурой 1-го типа;

  • упражнять в простейшем слоговом синтезе;

  • расширять и активизировать словарный запас.

Мяч.

но


нота

ба


баня

ва


вата

ня


няня

да

ха

ТА

дата

хата

ды

То

НЯ

дыня

Тоня

мя


мята

А


Аня

би


бита

Ва


Ваня

фа


фата

Та


Таня

Ка


Катя

и


иди

Пе

ТЯ

Петя

бу

ДИ

буди

Ви


Витя

ве


веди

Ми


Митя

хо


ходи

Примечание. Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на 2 занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.



3

НАЙДИ И НАЗОВИ

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа;

  • расширять и активизировать словарный запас;

  • развивать слуховое и зрительное внимание.

Картинки с изображением предметов во множественном числе.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов.

Логопед говорит:

  • Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов несколько, и назови их:

с окончанием И с окончанием Ы

муха

мухи

кот

коты

дыня

дыни

нота

ноты

конь

кони

кит

киты

мак

маки

ива

ивы

ель

ели

липа

липы

дуга

дуги

хата

хаты


Примечание. Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на 2 занятия

4 ВЫПОЛНИ КОМАНДУ

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени;

  • развивать слуховое и зрительное внимание.

Сюжетные картинки.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Вариант 1. Логопед говорит:

– Представь, что я командир. Я буду отдавать приказы, а ты – выполнять их и называть то, что делаешь.

Иди. Иду.

Беги. Бегу.

Дуй. Дую.

Дай мяч. Даю.

Мой руки. Мою.

Веди Петю. Веду.

Пили. Пилю.

Вариант 2. Перед ребенком – сюжетные картинки. Логопед говорит:

  • Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь.

Я иду. Я бегу. Я мою.

Я пою. Я пилю. Я веду (Петю).

5

ЧЕГО (КОГО) НЕ СТАЛО?

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа родительного падежа;

  • развивать внимание и зрительную память.



Предметные картинки: мак, дом, кот, кит, бык.



ХОД УПРАЖНЕНИЯ



Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед уточняет названия изображенных на них предметов* и говорит:

  • Рассмотри и запомни картинки, а после этого закрой глаза.

Затем логопед убирает одну из картинок и просит ответить на вопрос:





  • Чего (кого) не стало?



Мака, дома, кота, кита, быка.


6

ВЫБЕРИ КАРТИНКИ

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

  • упражнять в согласовании притяжательных местоимений «моя», «моё», «мои» с именами существительными в роде и числе.

Предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, ноги, губы, духи, дети, руки, ухо, мыло, лото, небо.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед говорит:

Выбери и назови картинки, про которые можно сказать так...


моя


мои


моё



моя ива

мои ноги

моё ухо

моя дыня

мои губы

моё мыло*

моя муха

мои духи

моё лото*

моя вата

мои дети

моё небо



7 ЧТО (КТО) ЭТО?

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

  • учить определять предмет по его признакам или по действиям с ним;

  • развивать слуховое внимание и логическое мышление.

Предметные картинки: вода, муха, липа, пена, небо, вата, дети.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – предметные картинки.

Логопед говорит:

  • Внимательно рассмотри картинки. Я буду называть два слова, а ты – угадывать, о чем или о ком идет речь:

Мыльная, белая. (Что?) Пена.

Мягкая, пушистая. (Что?) Вата.

Голубое, безоблачное. (Что?) Небо.

Льётся, журчит. (Что?) Вода.

Летает, жужжит. (Кто?) Муха.

Растёт, зеленеет. (Что?) Липа.

Играют, шалят. (Кто?) Дети.


8 ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

  • развивать слуховое внимание.

Сюжетные и предметные картинки: кино, духи, нога, вода, кофе, лето, кони, кеды, ухо (заячье).

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Перед ребенком – сюжетные и предметные картинки. Логопед говорит:

  • Я буду показывать на картинку и произносить начало предложения, а ты – добавлять последнее слово.

Дети смотрят ... (что?) кино.

Маме подарили ... (что?) духи.

У Тани болит ... (что?) нога.

Из крана течёт ... (что?) вода.

Аня купила ... (что?) кофе.

В конюшне стоят ... (кто?) кони.

После весны наступает ... (что?) лето.

Петя обул ... (что?) кеды.

Катя пришила игрушечному

зайцу ... (что?) ухо.

Вкусный фрукт (что?) киви.

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив ребенку самому находить подходящую картинку.




9

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Задачи:
  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении падежных форм имен существительных «кот», «вода»;

  • развивать слуховое внимание.



Стихотворение А. Грачева.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Логопед говорит:

  • Я буду читать стихотворение (рифмовку), а ты – добавлять слово «кот» («вода»), изменяя его так, как нужно.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ... кот.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от ... кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к ... коту.




Крыса старая, и та,

Видя грозного ... кота,

Убежит скорее в дом,

Чтоб не встретиться с ... котом

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ... коте.

Грязнулю всегда

Выручает ... вода.







Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ... воды.



Всегда и везде

Вечная слава ... воде.



10

КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа;

  • расширять и активизировать словарный запас.

Предметные картинки: конь, бык, пони, пума, як.


ХОД УПРАЖНЕНИЯ



Перед ребенком – картинки с изображением животных.

Логопед говорит:

  • Я буду называть картинку и задавать вопрос, а ты – отвечать на него одним словом.







Это конь. Кого ты видел в зоопарке? Коня.

Это бык. Кого ты видел в зоопарке? Быка.

Это пони. Кого ты видел в зоопарке? Пони.

Это пума. Кого ты видел в зоопарке? Пуму.

Это як. Кого ты видел в зоопарке? Яка.


11 ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа в стихотворении;

  • развивать слуховое внимание и память.

Стихотворение И. Лопухиной.


ХОД УПРАЖНЕНИЯ



Логопед говорит:

  • Я буду читать стихотворение, а ты – повторять за мной сначала по две строчки, затем по четыре.





Тома дома? Дома Тима,

Дома Тома. Дома Дима.



Тёма дома? Дома Катя,

Дома Тёма. Лида, Надя.


12 ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ

Задачи:

  • учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа;

  • развивать слуховое внимание и память.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ



Логопед говорит:

  • Я произнесу предложение и буду задавать вопросы, а ты – отвечать на них кратко. Когда вопросы закончатся – скажешь предложение полностью:

Мама дала Кате дыню.

Кто дал дыню? Мама.

Что сделала мама? Дала.

Что дала мама? Дыню.

Кому мама дала дыню? Кате.

Мама дала Кате дыню.

На ноге у коня муха.

Кто на ноге у коня? Муха.

У кого на ноге муха? У коня.

Где муха? На ноге.

На ноге у коня муха.


13

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-го ТИПА



В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ


Моё имя ... . Коля, пили липу.

Было лето. Люби, Ваня, маму.

Дома тихо. Дети были на лугу

Мама дома. Кони были на лугу.

У Кати ноты. Быки были на поле.

У мамы дети. Ходи тихо, не беги.

Дети тихо пели. Коля, не буди папу.

Беги мимо дома. Аня и Ваня пили воду.

Мама вела Вову. Папа и Витя были дома.

Дети были дома. Папа, тебе надо мёду?



Кате дали мыло. Таня, купи муку и кофе.

Вове дали мёду. У мамы дети – Вова и Катя.

Дома мало воды. На фото мама, папа и дети.

Иди, Таня, тихо. У Оли боты, а у Пети кеды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека игр для развития слоговой структуры слова старших дошкольников

Автор: Автомошина Анастасия Петровна

Дата: 30.09.2025

Номер свидетельства: 674898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства