kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет»

Приложение к проекту

Консультация для родителей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста»

Цель: развитие представлений родителей о сенсорном развитии детей раннего возраста.

Задачи:
1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.

2. Раскрыть понятие «дидактическая игра», и как она влияет на развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста .
3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета.

Поэтому в своей работе педагог ставит и решает следующие задачи:

1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.

Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.

Игры на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Если дети испытывают трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, педагог исправляет ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае нужно использовать эффективный прием - любое понятие связывать в представлении ребёнка с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы - мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша).

Таким образом, роль дидактических игр по сенсорному развитию в умственном воспитании детей младшего дошкольного возраста несомненна. Особый акцент в работе нужно делать на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.






КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

«Рукавички»
Материал: разноцветные рукавички. 
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета и материала. Развивать моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. 

«Игры с пробками»
Материал: пробки разного цвета и размера. 
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. 

«Собери бусы» 
Материал: деревянные бусы разного цвета. 
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; 
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; 
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в 
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и 
создания собственного изделия. 

«Открой коробочку» 
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета. 
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. 
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! », 
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много». 
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много. 
«Укрась ёлочку шарами»
Материал: елочки из картона, круги разных цветов. 
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. 
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов 
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов 
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов. 
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? » 

«Цветная пирамидка» 
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать 
закреплению знаний и системе цветов. 
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец. 

«Собери карандаши в стаканы» 
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов. 
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. 
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. 
Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей. 

«На что похожа фигура?» 
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

«Веселые шумелки» 
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) . 
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. 
«Что играет?»
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д. 
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. 

«Угадай на вкус» 
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус 
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест. 

«Обонятельное лото»
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Таблицы лото.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику. 

«Сюрприз» 
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник. 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, 
развивать мелкую моторику. 
1 вариант: сюрприз – игрушки 
2 вариант: сюрприз – геометрические формы. 
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!» 

«Варим кашу»
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла. 
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! 
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!)

«Разные ладошки» 
Материал: ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из различных материалов: бумаги, картона, линолеум, фетр и т д) разного цвета и фактуры
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. 

«Тонет, не тонет» 
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические. 
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». 
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды. 

«Тактильная коробка» 
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие 
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. 
Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир. 

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители. 
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д. 

«Теплый – холодный» 
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.). 
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный». 
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой 

«Маленький секрет» 
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки. 
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку 
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?» 
«Застёжки»
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды. 
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 
«Закрути ленточку»
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов. 
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» 
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук. 
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие. 
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? » 

«Поиграем с прищепками»
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры. 
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др. 

«Мягкий конструктор»
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки. 

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. 

Варианты игры: 
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) . 

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность. 

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память. 

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. 

Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Автор: Максименкова Виктория Ростиславовна

Дата: 18.10.2024

Номер свидетельства: 657938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет"
    ["seo_title"] => string(69) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_sensornomu_vospitaniiu_detei_3_4_let"
    ["file_id"] => string(6) "553853"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592844385"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей от 1,5 до 2,5 лет"
    ["seo_title"] => string(80) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_sensornomu_razvitiiu_dlia_detei_ot_1_5_do_2_5_l"
    ["file_id"] => string(6) "572583"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612806097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства