Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию речи Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов»
Картотека дидактических игр по развитию речи
Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов
«Говори наоборот»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный,
быстрый – медленный,
красивый – безобразный,
пустой – полный,
худой – толстый,
умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый,
тяжелый – легкий,
трусливый – храбрый,
твердый – мягкий,
светлый – темный,
длинный – короткий,
высокий – низкий,
острый – тупой,
горячий – холодный,
больной – здоровый,
широкий – узкий,
глубокий – мелкий,
сильный – слабый,
жидкий – густой,
«Скажи наоборот»
Цель: Расширить словарь антонимов у детей.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Воспитатель называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Скажи, похоже»
Цель:Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.
Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель - строит).
Дидактические игры на согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных
«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: красный –
Ребёнок: мак, кубик, карандаш
оранжевый - апельсин, морковь, огонь;
желтый - цыпленок, солнце, лимон;
зеленый - арбуз, трава, листья;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - василек, море, платок;
фиолетовый - слива, сирень, баклажан.
«Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.
Красный — мяч, кубик, томат, редис, ящик, карандаш.
Круглый — мяч, апельсин, арбуз, помидор.
Круглое — солнце, яблоко, колесо.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое»…(кресло, сиденье, окно).
Игра «Угадай, что это?»
Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимением.
Материал: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь фрукт. Ребёнок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме
Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.
Образец речи детей. Это – банан. Он длинный (твердый)
«Что бывает круглым?»
Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце, яблоко, арбуз...)
Что бывает длинным? (тропинка, река, огурец, линейка, лента, шнурок...)
Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф...)
Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, платье...)
Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
Дидактические игры на употребление глаголов в активной речи детей
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Человек легко находит, что в природе происходит.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Осень»
Взрослый: Ветер что делает? дует.
Листва что делает? Желтеет, облетает.
Снег - что делает? Выпадает, ложится.
Птицы - что делают? Улетают.
Медведь - что делает? Уходит в спячку в берлогу.
«Кто как передвигается?»
Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Воспитатель разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры:
Воспитатель произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: ворона, жук, ласточка,, кузнечик, сорока.
Только диких зверей: еж, корова, тигр, баран, волк.
Только овощи: огурец, апельсин, помидор, горох, репа.
Только обувь: сапоги, гольфы, валенки, кеды, брюки.
Только мебель: окно, стол, стул, диван, потолок.
Только посуда: блюдо, салат, тарелка, чашка, салфетка.
Только транспорт: трамвай, руль, трактор, грузовик, лавка.
«Семья»
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Примерные вопросы:
Кем ты приходишься маме и папе?
Кем ты для бабушки и дедушки?
У тебя есть сестры или братья?
Назови двоюродных братьев и сестер.
Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
«Мяч бросай, четко фрукты называй» или
«Мяч бросай, транспорт быстро называй»
Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: Мяч.
Вариант 1.
Ход игры:
Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Дети: осина, сосна, лиственница, ясень, клен и т.д.
Вариант 2.
Ход игры:
Воспитатель называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова.
Воспитатель: морковь, картофель, лук.
Ребенок: овощи.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Слава раз, Алеша два, Кирилл три, Даня четыре, Вадик пять».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Рыбки»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».
Материал:Значки, специальные медали в качестве приза.
Ход игры:
Дети стоят по одну сторону помещения, воспитатель — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:
«Сети в море я бросаю,
Много, много рыб поймаю».
С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Окунь».
В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
Ход игры:
Все становятся в круг, воспитатель ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери... Рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (еж, кабан, лось), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.
«Что растет в лесу?»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»
Материал:Стульчики по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет черника», второй — «подберезовик», третий — «брусника», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.
«Кто где живет?»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Воспитатель: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Лиса живет в норе».
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.
Ход игры:На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:
нора — для лисы, мышки;
берлога — для медведя;
дупло — для белки, для совы;
гнездо — для птицы;
скворечник — для скворца;
коровник — для коровы, телят;
конюшня — для лошади, жеребят;
свинарник — для свиньи и поросят;
крольчатник — для кроликов.
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
«Месяцы и их последовательность»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.
Воспитатель с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры:
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение. Ребёнок и дети встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
«Игра в неделю»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры:
В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Среда, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Суббота, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года, в месяцы.
«Что за чем?»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
Например: «Осень. А что за нею?».
Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Лето. А что за ним?» - «Осень.
«А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?»
Разнообразные дидактические игры
Игра «Ответь на вопрос»
Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.
Материал:Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушки, воспитатель задаёт детям вопрос. Они отвечают, одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» - «Девочка»; «Что делает?» - «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» - «Мяч,»; «Какой?» - «Круглый, синий» и т.д.
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно сшить?
- Что можно связать?
- Что можно завязывать?
- Что можно надеть
- Что можно обуть?
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова, и просит определить, какое слово лишнее.
Например:
Синий, желтый, сладкий.
Капуста, лук, апельсин.
Ярко, ясно, хмуро.
Весна, лето, среда, осень.
Четверг, пятница, зима, вторник.
Утро, полдень, вечер, зима.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
Игра «А что у вас?»
Цель: Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
Материал: Лото.
Ход игры.
Вариант 1.
Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла, блюдце, мишка и т.д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе: «У меня ведра. А у вас что?» - «А у меня ведро»
Вариант 2.
Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: « У вас ведра, а у меня ведро»
«Бывает — не бывает»
Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Играющие встают в круг. Воспитатель называет времена года.
Например: «Осень».
А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.
Например: «Дожь».
Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Игра «Поможем кукле»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: Посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.
Материал: Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.
Ход игры.
На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Воспитатель раздаёт детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.
Большие карты остаются у воспитателя. Воспитатель обращается к детям: «Села кукла за стол обедать, а стол не накрыт. Надо помочь кукле. Что ей нужно?» дети, у которых на карточках изображена столовая посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю тарелку»
Воспитатель продолжает: « Хотела кукла играть – нет игрушек…», «Собралась гулять, а одежды нет….», «Вышла на улицу и увидела…» и т.д. дети отдают всё, что нужно кукле, называя изображённые на их картинках предметы.
Игра «Дай – бери»
Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».
Материал: Кукла и предметы её одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда)
Ход игры.
Вариант 1.
Для этого варианта понадобится кукла и её одежда.
У воспитателя - кукла, у ребёнка – её одежда. Воспитатель, постепенно одевая куклу, просит у ребёнка предметы одежды: «Дай юбку», «Дай кофту» и т.д. в ответ на эти просьбы ребёнок даёт нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите юбку», «Возьмите кофту»). При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребёнок просит у воспитателя или другого ребёнка вещи куклы.
Вариант 2.
Берутся детский стол (или кукольный) и столовые принадлежности. Действия воспитателя и ребёнка сопровождаются речью, описанной в первом варианте: