kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр по развитию речи Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры  на подбор синонимов и антонимов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию речи Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов»

Картотека дидактических игр по развитию речи

Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок... пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда,…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко....близко

«Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Воспитатель называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.


«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).


«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1

Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто лечит детей (врач)

Кто учит в школе детей (учитель)

Кто готовит еду (повар)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель - строит). 







Дидактические игры на согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, кубик, карандаш

оранжевый - апельсин, морковь, огонь; 

желтый - цыпленок, солнце, лимон;

зеленый - арбуз, трава, листья;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - василек, море, платок;

фиолетовый - слива, сирень, баклажан.


«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Длинный — поезд, пояс, кабачок, бант, карандаш, гвоздь, рукав.

Широкая — полоска, тропинка, улица, дорога, комната.

Широкий — ящик, диван, проем, пояс.

Красная — куртка, резинка, книга, юбка, малина, клубника.

Красный — мяч, кубик, томат, редис, ящик, карандаш.

Круглый — мяч, апельсин, арбуз, помидор.

Круглое — солнце, яблоко, колесо.


«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).


Игра «Угадай, что это?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимением.

Материал: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь фрукт. Ребёнок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме

Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это – банан. Он длинный (твердый)


«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 

Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце, яблоко, арбуз...) 

Что бывает длинным? (тропинка, река, огурец, линейка, лента, шнурок...) 

Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф...) 

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, платье...) 

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) 

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...) 

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...) 







Дидактические игры на употребление глаголов в активной речи детей

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, ис­крится;

собака — лает, рычит, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячет­ся, забирается, пищит;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осы­пает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ло­вит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, ми­гает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штри­хует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созрева­ет, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, проби­рается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает


«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 

Взрослый: идет  

Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 

Бежит - заяц, мальчик, вода, время; 

Летит - шарик, бабочка, пчела, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета; Плывет - рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.


«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 

Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Осень» 

Взрослый: Ветер что делает? дует.

Листва что делает? Желтеет, облетает.

Снег - что делает? Выпадает, ложится. 

Птицы - что делают? Улетают. 

Медведь - что делает? Уходит в спячку в берлогу. 


«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 

Воспитатель: Летают. 

Ребёнок: Вороны, самолеты, вертолеты, пчелы, снежинки. 

Плавают: Рыбы, дельфины, лодки, корабли. 

Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 

Прыгают: Мячики, лягушки, дети, зайцы.



«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 

Воспитатель разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 

Воспитатель:

Ребенок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест;

Собака - лает, играет, кусается, ласкается, служит; 

Кошка - мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается;

Мышка - шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает; 

Медведь – спит, рычит, ест, гуляет.

Ворона - летает, ходит, каркает, клюет; 

Уж - ползет, шипит, извивается, жалит.





Дидактические игры по дифференциации обобщающих понятий и временных понятий.


«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

2 предмета

Объясните, что общее у предметов.

Морковь, лук (овощи);

Василек, мак (цветы);

Лиса, тигр (животные).

3 предмета:

Яблоко, мячик, тарелка — ... (круглый)

Чайник, кастрюля, кружка — ...(посуда)

Огурец, ель, крокодил — ... (зеленый)

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухоречевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Воспитатель произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: ворона, жук, ласточка,, кузнечик, сорока.

Только диких зверей: еж, корова, тигр, баран, волк.

Только овощи: огурец, апельсин, помидор, горох, репа.

Только обувь: сапоги, гольфы, валенки, кеды, брюки.

Только мебель: окно, стол, стул, диван, потолок.

Только посуда: блюдо, салат, тарелка, чашка, салфетка.

Только транспорт: трамвай, руль, трактор, грузовик, лавка.


«Семья» 

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья? 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

Примерные вопросы:

Кем ты приходишься маме и папе? 

Кем ты для бабушки и дедушки? 

У тебя есть сестры или братья?

Назови двоюродных братьев и сестер. 

Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?


«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

Материал: Мяч.

Вариант 1.

Ход игры:

Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 

Воспитатель: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 

Взрослый: - Фрукты;

Дети: - Банан, ананас, киви, яблоко, апельсин, персик. 

Воспитатель: - Ягоды;

Дети: - Земляника, крыжовник, клюква, рябина, ежевика. 

Воспитатель: деревья; 

Дети: осина, сосна, лиственница, ясень, клен и т.д.

Вариант 2.

Ход игры:

Воспитатель называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. 

Воспитатель: морковь, картофель, лук.

Ребенок: овощи.


«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Слава раз, Алеша два, Кирилл три, Даня четыре, Вадик пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.


«Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.

Ход игры:

Дети стоят по одну сторону помещения, воспитатель — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

«Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю».

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Окунь».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.


«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры:

Все становятся в круг, воспитатель ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери... Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчи­тывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (еж, кабан, лось), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.


«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Материал: Стульчики по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель выбирает трех детей и пред­лагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет черника», второй — «подберезовик», третий — «брусника», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.


«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 

Бросая мяч ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 

Вариант 1.

Воспитатель: Кто живет в дупле? Белка. 

Кто живет в скворечнике? Скворцы. 

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 

Кто живет в будке? Собака. 

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк. 

Кто живет в берлоге? Медведь. 

Вариант 2.

Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребёнок: В берлоге. В логове. 

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Лиса живет в норе». 


«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики жи­вотных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изоб­ражения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки;

берлога — для медведя;

дупло — для белки, для совы;

гнездо — для птицы;

скворечник — для скворца;

коровник — для коровы, телят;

конюшня — для лошади, жеребят;

свинарник — для свиньи и поросят;

крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют назва­ния жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.


«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. 

Воспитатель с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 


«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. 

Играющие становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и дети встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. 


«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры:

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Среда, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Суббота, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года, в месяцы.


«Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? 

Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. 

Например: «Осень. А что за нею?». 

Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему. 

Варианты вопросов: «Лето. А что за ним?» - «Осень. 

«А что за нею?» 

«Сколько месяцев в году?» 

«Назовите летние месяцы». 

«Назовите первый месяц весны». 

«Назовите последний месяц зимы». 

«С какого месяца начинается осень?» 

«Каким месяцем заканчивается осень?»




Разнообразные дидактические игры

Игра «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Материал: Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушки, воспитатель задаёт детям вопрос. Они отвечают, одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» - «Девочка»; «Что делает?» - «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» - «Мяч,»; «Какой?» - «Круглый, синий» и т.д.


«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использо­вать предметы или картинки.

- Что можно сшить?

- Что можно связать?

- Что можно завязывать?

- Что можно надеть

- Что можно обуть?

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова, и просит определить, какое слово лишнее. 

Например:

Синий, желтый, сладкий. 

Капуста, лук, апельсин. 

Ярко, ясно, хмуро.

Весна, лето, среда, осень. 

Четверг, пятница, зима, вторник. 

Утро, полдень, вечер, зима. 

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 


Игра «А что у вас?»

Цель: Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Материал: Лото.

Ход игры.

Вариант 1.

Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла, блюдце, мишка и т.д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе: «У меня ведра. А у вас что?» - «А у меня ведро»

Вариант 2.

Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: « У вас ведра, а у меня ведро»


«Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! 

Играющие встают в круг. Воспитатель называет времена года.

Например: «Осень».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например: «Дожь».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.


Игра «Поможем кукле»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: Посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.

Материал: Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.

Ход игры.

На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Воспитатель раздаёт детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.

Большие карты остаются у воспитателя. Воспитатель обращается к детям: «Села кукла за стол обедать, а стол не накрыт. Надо помочь кукле. Что ей нужно?» дети, у которых на карточках изображена столовая посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю тарелку»

Воспитатель продолжает: « Хотела кукла играть – нет игрушек…», «Собралась гулять, а одежды нет….», «Вышла на улицу и увидела…» и т.д. дети отдают всё, что нужно кукле, называя изображённые на их картинках предметы.


Игра «Дай – бери»

Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».

Материал: Кукла и предметы её одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда)

Ход игры.

Вариант 1.

Для этого варианта понадобится кукла и её одежда.

У воспитателя - кукла, у ребёнка – её одежда. Воспитатель, постепенно одевая куклу, просит у ребёнка предметы одежды: «Дай юбку», «Дай кофту» и т.д. в ответ на эти просьбы ребёнок даёт нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите юбку», «Возьмите кофту»). При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребёнок просит у воспитателя или другого ребёнка вещи куклы.

Вариант 2.

Берутся детский стол (или кукольный) и столовые принадлежности. Действия воспитателя и ребёнка сопровождаются речью, описанной в первом варианте:

Дай скатерть – Берите скатерть.
Дай чашку – Берите чашку.

Дай стакан – Берите стакан.

Дай сахар – Берите сахар.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Автомошина Анастасия Петровна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656005


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства