«Построим дом» Цель: Автоматизация звука р в словах. Определения позиции звука Р в словах. Материал: крыши (3) домов с изображением схем, кирпичики с изображением картинок со звуком Р. Ход: Ребенок определяет место звука в слове, и выкладывает кирпичики под нужную крышу(схему). «Дед Мороз принес подарки» Цель: автоматизация звука Р в словах, предложениях. Материал: изображение Деда мороза, подарков со звуком Р. Ход: ребенок называет картинки со звуком Р. Ступеньки. Перед ребёнком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребёнком. Задание остаётся прежним. «Кто живет в зоопарке» Цели: развитие зрительной памяти; автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.). Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти. Чтение и пересказ сказок. Рассказ сказок с опорой на картинки. Цель. Автоматизация звуков [р][р’] в самостоятельной речи ребенка. Сказка «Репка» (в обработке А.Н. Толстого). «Назови одним словом» Цели: развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию); автоматизация звука [Р] в словах. Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р]. Окунь, лещ, щука – это… (рыбы). Москва, Псков, Новгород – это… (города). Россия, Англия, Франция – это… (страны). Лимон, виноград, груша – это… (фрукты). Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт). Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры). Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки). Топор, молоток, грабли – это… (инструменты). Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты). Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии). Логопедические пазлы. Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия. Игровое упражнение «Доскажи словечко..» Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса, чувство рифмы. Автоматизация звука Р в словах. Ход: Наш Антоша – замарашка: Мы воспитаны – и руки В пятнах вся его РУБАШКА. Никогда не прячем в БРЮКИ. Прежде, чем пилить дрова, Надевает командир Засучите РУКАВА. Офицерский свой МУНДИР. На рубашке мы у Саши, И на платьице у Маши, И на брюках у Степана – Всем пришили два КАРМАНА. Игра “ Что забыл нарисовать художник?” Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с предлогами “у”, “без” по теме “Одежда” . Автоматизация звука Р в предложении. Ход: : На доске нарисованы предметы одежды, у которых нет какой-нибудь детали. Дети должны найти ошибку и дорисовать отсутствующую деталь. Например: На доске нарисована рубашка без рукава: - У рубашки нет рукава. (Рубашка без рукава) Я нарисую рукав у рубашки! «Чего не стало» Цели: развитие зрительной памяти; автоматизация звука [Р] в словах. Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р]. Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало. Упражнение: «Разрезные картинки» Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления. Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось. В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы. Игра с мячом: «Вчера — завтра» Цель: Употребление глаголов в настоящем и будущем времени, . Автоматизация звуков в словах. Активизация словаря по теме. Логопед с ребёнком кидают друг другу мяч и называют что было вчера и что будет завтра. Вчера я работал, а завтра — … (буду работать) Вчера я строил, а завтра — … (буду строить) Вчера я шил, а завтра -…(буду шить) Вчера я стирал, а завтра — … (буду стирать) Вчера я продавал, а завтра — …(буду продавать) Вчера я красил, а завтра — … (буду красить) Игра «Посчитай-ка» Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными, выработка правильного речевого дыхания. : Активизировать словарь по теме, автоматизация звука Р в словах Оборудование: в групповой комнате в разных местах помещены картинки с комнатными растениями и с цветами. Ход: в цветочном магазине проверка. Продавцы должны пересчитать все цветы. Какие и сколько них в наличии. Одна ромашка, три ромашки, пять ромашек. Одна роза, две розы, пять роз. И т.д. “АФРИКА”. ЦЕЛЬ. Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме “Животный мир жарких стран”. Ход: Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук “Р” или “Рь”, живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук “Л” или “Ль”, живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука “Л” или “Ль” и “Р” или “Рь”, живут в светло-розовой части Африки «Рыбалка» Цель: автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь. Материал: картинки ведерки (синее и зеленое), рыбки с изображением картинок со звуками Р-РЬ. Ход: ребенок раскладывает в синее ведерко рыбки со звуком Р, в зеленое со звуком Рь. |