kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр и упражнений по автоматизации звуков для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр для автоматизации и дифференциации звуков для дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр и упражнений по автоматизации звуков для детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №94» компенсирующего вида















Картотека дидактических игр и упражнений

по автоматизации звуков

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

















подготовила

учитель-логопед

Каштанова Наталия Ивановна









г. Дзержинск Нижегородская область

2018

Цель: составление картотеки игр для работы над звуками на каждом этапе логопедической работы.

Игры на автоматизацию свистящих звуков [с, з,]

Логопедические пазлы.

Ход: Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.


Дидактическая игра. «Что везет самолет»

Цель: Автоматизация звука С в предложении.

Ход: Логопед выкладывает картинку с изображением самолета, ребенок находит картинки со звуком С в словах и выкладывает на самолет.

«Чудо-дерево»

Цель – закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Материал – дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов.
Ход игры. В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова).


Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


Игра «Шляпа волшебника».

Цель: автоматизация звука [с].

Дидактическая задача: автоматизировать звук [с].

Игровая задача: вытащить из шляпы картинку и назвать что наколдовал волшебник.

Оборудование: шляпа, картинки предметов со звуком [с].

Ход игры: Посмотрите какая у меня есть шляпа волшебника. Давайте посмотрим, что же он наколдовал. Вытащив картинку, вы должны сказать «Волшебник наколдовал, например, Сыр».

Дидактическая игра. «Что везет самолет»

Цель: Автоматизация звука С в предложении.

Ход: Логопед выкладывает картинку с изображением самолета, ребенок находит картинки со звуком С в словах и выкладывает на самолет.



Упражнение: Закончи предложение»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения. Активизировать словарь по теме, автоматизация звука С.

Ход: Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос- морковку нашему …(снеговику). Мы показали соседям нашего …(снеговика).Мы играли со … (снеговиком).Мы рассказали о …(снеговике).

Лото. «Футбольный мяч»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-З в словах и предложениях

Материал: картинки со звуком С-З, вырезанные белые и черные многоугольники.

Ход: картинки со звуком С закрыть белым картоном, со звуком З – черным. Если правильно выполнить, то получится футбольный мяч.

Ищем слова со звуком С.

Цель: Автоматизация звука С в словах.

Ход: на предметной картинке ребенок находит предметы в названиях которых есть звук С.

«Накорми зайчика»

Цель: автоматизация звука З в словах.

Материал: изображение зайца, картинки с изображением капусты и моркови, на которых изображены картинки со звуком З.

Ход: ребенок называет картинки, которые подарит зайцу.






Игры на автоматизацию звуков [Л] и [Ль]


Логопедические пазлы.

Цель: Автоматизация звука в словах и предложниях.

Ход: Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.


«Осеннее листья»

Цель: Автоматизация звука Л в словах.

Материал: картинка с изображением осеннего дерева, листья с изображением слов со звуком Л.

Ход: ребенок раскладывает листья по дереву, проговаривая слова с заданным звуком.


Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


Дидактическая игра. Игра «Детки с ветки»

Цель: Научить образовывать существительные с прилагательными множественного числа. Автоматизация звука Л в словах, предложение.

Оборудование: картинки с листьями или натуральные листья с дуба, клёна, берёзы, липы, тополя и т.п.

Ход: логопед показывает один кленовый лист.

Давайте посчитаем, сколько будет листьев в букете:

- Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев.

Так же считаем берёзовые листья, липовые, дубовые и т.п.


Дидактическая игра. «Сколько фруктов в магазине»

Цель: Автоматизация звуков Л и Л' в словах предложении. Согласование существительных и прилагательных с числительными. Образование ед. и мн.числа существительных.

Ход: Ребенку предлагается посчитать фрукты.

Одно желтое яблоко…, два желтых яблока …, и т.д.,

Игра: «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти. Автоматизация звука Л и Л' в словах.

Ход: Повторить за логопедом цепочку слов.

кукла - юла - велосипед;

лошадка - лото - лунтик

белочка- пчелка-слоник

колобок-клоун-лопатка и т. Д.

АФРИКА”.

Цель: Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме “Животный мир жарких стран”.

Ход: Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук “Р” или “Рь”, живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук “Л” или “Ль”, живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука “Л” или “Ль” и “Р” или “Рь”, живут в светло-розовой части Африки


«Сколько фруктов в магазине»

Цель: Автоматизация звуков Л и Л' в словах предложении. Согласовании существительных и прилагательных с числительными. Образование ед. и мн.числа существительных.

Ход: Ребенку предлагается посчитать фрукты.

Одно желтое яблоко…, два желтых яблока …, и т.д.,


«Зонтики для ежат»

Цель: Дифференциация и автоматизация звуков Л - Ль в словах.

Материал: картинка с изображением ежат, в лапках которых трость от зонтика; зонтики с изображением картинок со звуком Л, Ль.

Ход: ребенок подставляет к трости зонтики со звуком и называет слова.


«Четвертый лишний»

Цель: Автоматизация звука Л. Развитие логического мышления. Закрепление обобщающих понятий.




Игры на автоматизацию шипящих звуков [ш, ж, щ]

Логопедические пазлы.

Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.


«Помоги Шуре нарядить елку».

Цель: автоматизация звука Ш

Материал: изображение елки, елочных игрушек с изображением звука Ш.

Ход: ребенок помогает Шуре нарядить елку, называя слова со звуком Ш.


Игра «Кто полетит на ракете»?

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация [ш].

Оборудование: картинки с изображением животных, изображение ракеты.

Ход игры: ребята, наша ракета отправляется в полет, вам надо найти пассажиров со звуком [ш] и прикрепить к ракете, чтобы они смогли отправиться в полет.


Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления. Автоматизация звука Ш.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


Лес шумит

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Педагог вспоминает с ребенком, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...


«Расскажи, что изображено».

Цель: автоматизация звука [ш] в предложениях с предлогом «на» с опорой на картинки.

Оборудование: картинки (мышка на картошке, шишка на ладошке, мишка на дорожке, ватрушка на кружке и т. д., фишки).

Ход игры: ребята, вам надо перевернуть картинку и сказать, что на ней изображено, выделяя звук [ш]. Если вы называете правильно, получаете фишку.


«Снежное облако»

Цель: автоматизация звука Ш в словах, предложениях; развитие внимания

Материал: изображение облака со снежинками, картинки со звуком Ш.

Ход: ребенок выкладывает картинки со звуком на облако, закрывая снежинки и называя слова.



«Посчитаем машины»

Цель: Активизация словаря по теме. Согласование числительных с существительными. Автоматизация звука Ш в словах.

Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом  признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».

Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.

«Белкины запасы»

Цель: автоматизация шипящих звуков.

Материал: изображение белки, шишек и грибов с изображением картинок со шипящими звуками.

Ход: ребенок называет какие запасы сделала белка.

Игры на автоматизацию звука [Ж]

Логопедические пазлы.

Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.


Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


Упражнение: «Что общего у елки и ежика?»

Цель: Знакомство с омонимами. Автоматизация звука Ж в словах.

Ход игры: Логопед предлагает сравнить два предметами. Оказать, что между ними общего. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.


Игра "Жуки"

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.

Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и говорят:


Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).



ЖУК НА ЦВЕТКЕ”

ЦЕЛЬ: Развитие сильного длительного выдоха. Активизация мышц губ. Четкая артикуляция изолированного звука “Ж”.

Ход: Логопед спрашивает знает ли ребенок каких - либо насекомых. Предлагает посадить желтого жука на середину цветка. Затем произносит:

Я сердитый желтый жук.
У меня шесть ножек.
Я ползу и жужжу,
Я жужжу и ползу
Быстро по дорожке.
Над лужайкою кружу.
На ромашке сижу: ж - ж - ж.

Ребенок произносит четко звук “Ж” в словах. Затем сильным длительным выдохом помогают жуку улететь.

Игры на автоматизацию звуков [Щ]

Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


Игра: «Хвастливые животные»

Цель: — Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; Автоматизация звуков в словах.

Ход:Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.

Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»


Игра: "Насекомые великаны"


Цель: Употребление слов с увеличительным оттенкам. Составление предложений по образцу.

Ход игры: Логопед дает образец, как можно сказать о большом насекомом:

Это не паук, а паучище.

Это не комар, а комарище.

Ребенок дальше самостоятельно составляет предложения о насекомом изображенном на картинке.







Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков [Р] и [Л]

Дидактическая игра. « Маловато будет».

Цель: Дифференциация звуков Л и Р в словах. Образование ед. и мн.числа существительных.

Ход: Ребенку предлагают поиграть с игрушкой (собачкой) и говорят о том, что ей всё мало; ей предлагают яблоко, а она требует яблоки. Логопед называет в ед.числе и предлагает ребенку назвать это слово во мн.числе

Дидактическая игра. «Поезд»

Цель: Дифференциация звуков Л и Р в словах. Активизация словаря по теме.. Активизация словаря по теме.

Ход: Ребенок раскладывает по вагончикам картинки со звуками Л и Р.


Игра: «Каких птиц много на дереве?

Цель: Уточнение и активизация словаря по теме. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного. Автоматизация звуков в словах.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и ответить на вопрос:

- Каких птиц много на дереве?

- На дереве много сорок, дятлов, воробьев, ворон, снегирей, …


Игра: «Каких птиц много на дереве?

Цель: Уточнение и активизация словаря по теме. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного. Автоматизация звуков в словах.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и ответить на вопрос:

- Каких птиц много на дереве?

- На дереве много сорок, дятлов, воробьев, ворон, снегирей, синиц...



Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


КТО СИДЕЛ ПОД ЕЛКОЙ, ПРЯТАЛСЯ В ТРАВЕ”

ЦЕЛЬ: Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление представлений по теме “Дикие животные”. Автоматизация и дифференциация звуков “Л - ЛЬ” И “Р”.

Ход: Педагог рассказывает детям, что животные очень осторожны. Они прячутся в траве, кустах, под деревьями.

Педагог предлагает детям плавным длительным выдохом приподнять и удержать нижние ветви елки и разглядеть, кто там прячется. Затем также длительным выдохом раздвинуть траву.

  • Назвать животных, в названии которых есть звуки Л или ЛЬ.

Дети отвечают на вопросы логопеда, четко проговаривая звуки.

Под елкой сидела белка. Под елкой сидела лиса.
Под елкой сидел волк. Под елкой сидели олени.

Под елкой сидел лось. Под елкой сидел суслик.

  • Назвать животных, в названии которых есть звук Р.

В траве прятался барсук. В траве прятался крот.
В траве прятался тигр. В траве пряталась рысь.

В траве прятался бурундук. В траве пряталась кобра.

Игра: «Веселый повар».

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи - образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Ход: на панно изображение повара с подносом на вытянутой руке, а вокруг него – коробка с соком, вазочка с вареньем, банка с компотом и т.п. Логопед закрепляет изображение фрукта, овоща и предлагает рассказать, какие сок, повидло, компот, пюре получится из яблок; груши, и т.п.

- Весёлый повар приготовил из яблок яблочный сок, яблочный компот, сварил яблочное пюре, испёк ватрушки с яблочной начинкой ит.п.

Дидактическая игра. «Разноцветные грузовики»

Цель: Совершенствовать навыки звукового анализа. Дифференциация звуков, Л и Р в словах. Активизация словаря по теме.

Ход: Логопед выкладывает картинки с изображением грузовиков, ребенок раскладывает картинки с заданным звуком к нужному грузовику.

АФРИКА”.

ЦЕЛЬ. Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме “Животный мир жарких стран”.

Ход: Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук “Р” или “Рь”, живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук “Л” или “Ль”, живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука “Л” или “Ль” и “Р” или “Рь”, живут в светло-розовой части Африки.

Игра: «Угостим зайца и зайчонка»

Цель: Активизация словаря по теме, Автоматизация звука Р, Л в словах.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, горох – горошек, репа – репка.



Игры на постановку и автоматизацию звука [Ч]

Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


ЗАЖГИ НА ЕЛКЕ СВЕЧИ”

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Ч” в словах и предложениях.  Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает зажечь на новогодней елке свечи. Ребенок вставляет свечи в прорези на елке и считает их: одна свечка, две свечки и т.д.

Логопед: “А теперь ласково назови игрушки, висящие на елке, чтобы в слове появился звук “ч” (белка - белочка, звезда - звездочка и т.д.)”

Ребенок: На елочке висит белочка (цветочек, зайчик…).

Упражнение: «Мячик»

Цель: Работа над четкостью дикции. Автоматизация звука Ч словах.

Ход: Педагог читает стихотворение, четко артикулируя, затем просит прочитать ребенка.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке Мяч.

А. Барто


Игры автоматизацию звуков [Р] и [РЬ]


«Построим дом»

Цель: Автоматизация звука р в словах. Определения позиции звука Р в словах.

Материал: крыши (3) домов с изображением схем, кирпичики с изображением картинок со звуком Р.

Ход: Ребенок определяет место звука в слове, и выкладывает кирпичики под нужную крышу(схему).

«Дед Мороз принес подарки»

Цель: автоматизация звука Р в словах, предложениях.

Материал: изображение Деда мороза, подарков со звуком Р.

Ход: ребенок называет картинки со звуком Р.

Ступеньки.

Перед ребёнком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребёнком. Задание остаётся прежним.

«Кто живет в зоопарке»

Цели:

развитие зрительной памяти;

автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.


Чтение и пересказ сказок. Рассказ сказок с опорой на картинки.

Цель. Автоматизация звуков [р][р’] в самостоятельной речи ребенка.

Сказка «Репка» (в обработке А.Н. Толстого).

«Назови одним словом»

Цели:

развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);

автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).


Логопедические пазлы.

Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.


Игровое упражнение «Доскажи словечко..»

Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса, чувство рифмы. Автоматизация звука Р в словах.

Ход:

Наш Антоша – замарашка: Мы воспитаны – и руки

В пятнах вся его РУБАШКА. Никогда не прячем в БРЮКИ.


Прежде, чем пилить дрова, Надевает командир

Засучите РУКАВА. Офицерский свой МУНДИР.


На рубашке мы у Саши,

И на платьице у Маши,

И на брюках у Степана –

Всем пришили два КАРМАНА.



Игра “ Что забыл нарисовать художник?”

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с предлогами “у”, “без” по теме “Одежда” . Автоматизация звука Р в предложении.

Ход: : На доске нарисованы предметы одежды, у которых нет какой-нибудь детали. Дети должны найти ошибку и дорисовать отсутствующую деталь.

Например:

На доске нарисована рубашка без рукава:

- У рубашки нет рукава. (Рубашка без рукава) Я нарисую рукав у рубашки!


«Чего не стало»

Цели:

развитие зрительной памяти;

автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.


Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


Игра с мячом: «Вчера — завтра»

Цель: Употребление глаголов в настоящем и будущем времени, . Автоматизация звуков в словах. Активизация словаря по теме.

Логопед с ребёнком кидают друг другу мяч и называют что было вчера и что будет завтра.

Вчера я работал, а завтра — … (буду работать)

Вчера я строил, а завтра — … (буду строить)

Вчера я шил, а завтра -…(буду шить)

Вчера я стирал, а завтра — … (буду стирать)

Вчера я продавал, а завтра — …(буду продавать)

Вчера я красил, а завтра — … (буду красить)


Игра «Посчитай-ка»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными, выработка правильного речевого дыхания. : Активизировать словарь по теме, автоматизация звука Р в словах

Оборудование: в групповой комнате в разных местах помещены картинки с комнатными растениями и с цветами.

Ход: в цветочном магазине проверка. Продавцы должны пересчитать все цветы. Какие и сколько них в наличии.

Одна ромашка, три ромашки, пять ромашек.

Одна роза, две розы, пять роз. И т.д.

АФРИКА”.

ЦЕЛЬ. Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме “Животный мир жарких стран”.

Ход: Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук “Р” или “Рь”, живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук “Л” или “Ль”, живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука “Л” или “Ль” и “Р” или “Рь”, живут в светло-розовой части Африки


«Рыбалка»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь.

Материал: картинки ведерки (синее и зеленое), рыбки с изображением картинок со звуками Р-РЬ.

Ход: ребенок раскладывает в синее ведерко рыбки со звуком Р, в зеленое со звуком Рь.








Игры на дифференциацию и автоматизацию звуков [с] и [ш]

«Собираем вещи»

Цель: Активизировать словарь по теме, автоматизация и дифференциация звуков.

Ход: На листе бумаги нарисованы 2 чемодана. Ребенку должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки, ну например: С и Ш,
З и Ж и др.
2 вариант: Придумать прилагательные к словам и произнести словосочетание ( Длинные сапоги, теплый шарф и т.д.).
3 вариант: Один предмет – много предметов. (Шарф – шарфы, сапог – сапоги).
4 вариант: Составить предложение с этими словами.( сначала с каждым словом, а затем с двумя). Например: Мне мама купила теплый шарф. У Сони красивые сапоги. Я сегодня надену теплый шарф и красивые сапоги.


«Украшаем шапки»

Цель: Автоматизация звуков Ш и С в предложении.

Ход игры: Логопед и ребенок сидят за столом. Логопед дает ребенку плоскостные изображения шапок, ставит на стол контейнер с предметными картинками. Объясняет детям, что они будут украшать шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить её на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапки лошадка» и т.п.


Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.


В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.


«Разноцветные грузовики»

Цель: Совершенствовать навыки звукового анализа. Дифференциация звуков С и Ш, в словах. Активизация словаря по теме.

Ход: Логопед выкладывает картинки с изображением грузовиков, ребенок раскладывает картинки с заданным звуком к нужному грузовику.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, научить находить звук [с] и [ш].

Игровая задача: раскрасить клетку красным цветом, когда услышат звук [с] и зеленым цветом, когда услышат звук [ш].

Оборудование: расчерченный на равные клетки лист бумаги, красный и зеленый карандаши, карточки с изображением предметов.

Ход игры: я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [с], раскрасьте клетку красным карандашом, когда услышите звук [ш], раскрасьте клетку зеленым карандашом.

Игра «Приключения букв С и Ш».

Цель: автоматизация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: автоматизировать звуки [с] и [ш].

Игровая задача: дойти от первой башни до второй, бросая кубик, называя что и кто встретится на пути.

Оборудование: игра-бродилка, кубик, фишки.

Ход игры: ребята, вам надо добраться из одной башни в другую. В этом вам поможет кубик. Бросайте кубик и двигайтесь вперед, но вам необходимо назвать кто или что будет встречаться на вашем пути.


Игра «Переезд».

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: дифференцировать звуки [с] и [ш].

Игровая задача: помочь Маше и Саше перевезти только свои вещи.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками [с] и [ш], 2 куклы.

Ход игры: сегодня Саша и Маша переезжают в новые квартиры, им надо помочь перевезти вещи. В квартиру Саши только те вещи в которых вы найдете звук [с], а в квартиру Маши со звуком [ш].


Дидактическое упражнение 1.

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Дидактическая задача: дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах.

Ход: ребята, повторяйте за мной[с] и [ш].

Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка

Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка

Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить

миска – мишка каска – кашка просить – прошить

басня – башня киски – кишки миска – мишка

посол – пошёл пасли – пошли просо – Проша


«Тыдыщ для Симки и Шпули»

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков С – Ш.

Материал: картинки с изображением Симы и Шпули, картинки со звуками С-Ш.

Ход: ребенок раскладывает картинки со звуком С Симке, со звуком Ш - Шпуле.










Список использованной литературы


  • Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова.

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

  • Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя : Игры и упражнения с звучащим словом.

  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каштанова Наталия Ивановна

Дата: 18.05.2020

Номер свидетельства: 550200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства