kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека артикуляционных упражнений для постановки звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собраны артикуляционные упражнения для постановки различных звуков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека артикуляционных упражнений для постановки звуков»

Артикуляционные упражнения для звука Л

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Вкусное варенье»

Открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет)

«Пароход гудит»

Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

Артикуляционные упражнения для звука Л

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Вкусное варенье»

Открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет)

«Пароход гудит»

Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

Артикуляционные упражнения для звука Л

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Вкусное варенье»

Открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет)

«Пароход гудит»

Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.





Артикуляционные упражнения для звука С

«Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Почистим зубы»

Приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону , потом снизу вверх.

«Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

«Катушка»

Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на край стола.

Артикуляционные упражнения для звука С

«Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Почистим зубы»

Приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону , потом снизу вверх.

«Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

«Катушка»

Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на край стола.

Артикуляционные упражнения для звука С

«Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Почистим зубы»

Приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону , потом снизу вверх.

«Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

«Катушка»

Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Кто дальше загонит мяч»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на край стола.







Артикуляционные упражнения для звука Ш

«Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Грибок»

Рот открыть, язык присосать к нёбу. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

«Чашечка»»

 Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удержать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Фокус»»

Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Артикуляционные упражнения для звука Ш

«Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Грибок»

Рот открыть, язык присосать к нёбу. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

«Чашечка»»

 Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удержать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Фокус»»

Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Артикуляционные упражнения для звука Ш

«Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Лопатка»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.  

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Грибок»

Рот открыть, язык присосать к нёбу. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

«Чашечка»»

 Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удержать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Фокус»»

Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.







Артикуляционная гимнастика для звука Р

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону

«Индюк»

Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : «бл-бл» (как индюк болобочет»)

«Лошадка»

Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощелкивание, напоминающее цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

«Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

«Грибок»

Широко раскрыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

«Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в альвеолы за верхними резцами. При этом произносить звук Д, подражая дятлу: «д-д-д-д-д» (15-20с)

«Гармошка»

Присосать «грибок», смыкать зубы и силой раскрывать рот, удерживая «грибок» 30-60 с

«Пулемет»

Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося: «т-т-т-т-т»

Артикуляционная гимнастика для звука Р

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону

«Индюк»

Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : «бл-бл» (как индюк болобочет»)

«Лошадка»

Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощелкивание, напоминающее цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

«Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

«Грибок»

Широко раскрыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

«Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в альвеолы за верхними резцами. При этом произносить звук Д, подражая дятлу: «д-д-д-д-д» (15-20с)

«Гармошка»

Присосать «грибок», смыкать зубы и силой раскрывать рот, удерживая «грибок» 30-60 с

«Пулемет»

Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося: «т-т-т-т-т»

Артикуляционная гимнастика для звука Р

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону

«Индюк»

Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : «бл-бл» (как индюк болобочет»)

«Лошадка»

Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощелкивание, напоминающее цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

«Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

«Грибок»

Широко раскрыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

«Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в альвеолы за верхними резцами. При этом произносить звук Д, подражая дятлу: «д-д-д-д-д» (15-20с)

«Гармошка»

Присосать «грибок», смыкать зубы и силой раскрывать рот, удерживая «грибок» 30-60 с

«Пулемет»

Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося: «т-т-т-т-т»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека артикуляционных упражнений для постановки звуков

Автор: Гутюм Наталья Павловна

Дата: 21.09.2018

Номер свидетельства: 478403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства