kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека артикуляционной гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННАЯ КАРТОТЕКА содержит комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата, напрявленных на снятие мышечного напряжения и подготовку к пению, так же упражнения можно использовать как физкультминутки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека артикуляционной гимнастики»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru



КАРТОТЕКА

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Для детей 6-7 лет.

Подготовила:

Музыкальный руководитель: Тарбаева Е.В.


2018г


Цель: коррекция речи, развитие артикуляционного аппарата, развитие певческих навыков, звукообразования.


Рекомендации


  • Играть (упражнять) детей с использованием индивидуальных зеркал, либо возле большого общего зеркала.


  • При первоначальном показе использовать иллюстрацию и яркий показ педагогом.



  • Не превышать рекомендованного времени, учитывать индивидуальные особенности детей.



  • Использовать одноразовые гигиенические носовые платочки.



1.«Улыбка»


Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.


Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.


Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 5 до 10сек.


2.«Хоботок»


Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.


Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.


Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.



3.«Домик открывается»


Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.


Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.


Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.


4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

«Домик открывается».


Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.


Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.


Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.


5. «Любопытный язычок»


Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.


Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.


Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.



6.«Лягушка»


Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.



Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.


Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.


7. «Зайчик»


Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.


Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.


Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»


Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.



Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.


Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.


9. «Язык здоровается с подбородком»


Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).



Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?


Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.



10. «Язык здоровается с верхней губой»


Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.



Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!


Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.



11. «Обезьянка»


Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.


За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.


Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»


Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.


За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.


Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.




13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)


Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).


Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.


Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».


14. «Хомячок»


Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.


Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.


Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.




15. «Кружок»


Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.



Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.


Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.


16. Чередование «Толстячки - худышки»


Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.


Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.


Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.



17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)


Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.


Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.


Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»


Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.


Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.


Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».


19. «Шлёпаем губами по языку»


Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.


А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».


Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;

  • пошлёпать губами середину языка;

  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»


Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.


Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.


Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.



21. «Вкусное варенье»


Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.



Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.



Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку».




22. «Покусаем язычок»


Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).


Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.


Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.


23.«Кусаем боковые края языка»


Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.


«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.





Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

24.«Чистим зубы снаружи»


Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.


Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.


Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.


25.«Загоним мяч в ворота»


Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.


Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.


Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.


26.«Лопаточка»


Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.


Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.


Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.



27.«Дуем на лопаточку»


Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.



Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.


Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека артикуляционной гимнастики

Автор: Тарбаева Елена Валерьевна

Дата: 27.03.2019

Номер свидетельства: 504847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Картотека артикуляционной гимнастики"
    ["seo_title"] => string(42) "kartotieka_artikuliatsionnoi_ghimnastiki_1"
    ["file_id"] => string(6) "450152"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516038106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Картотека артикуляционной гимнастики"
    ["seo_title"] => string(40) "kartoteka_artikuliatsionnoi_gimnastiki_2"
    ["file_id"] => string(6) "565730"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607287899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Картотека артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет"
    ["seo_title"] => string(57) "kartoteka_artikuliatsionnoi_gimnastiki_dlia_detei_4_5_let"
    ["file_id"] => string(6) "633451"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686369953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Картотека артикуляционной гимнастики"
    ["seo_title"] => string(40) "kartoteka_artikuliatsionnoi_gimnastiki_1"
    ["file_id"] => string(6) "555199"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1596091287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Картотека «Артикуляционная гимнастика»"
    ["seo_title"] => string(39) "kartoteka_artikuliatsionnaia_gimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "580266"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620788546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства