kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Карточки для работы на занятиях по усвоению лексико-грамматических категорий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Степень несформированности предложно-падежных конструкций зависит от уровня речевого развития, состояния слоговой структуры слова  и варьируются от полного отсутствия предлогов в собственной речи и непонимания их грамматического значения до аграмматизмов в употреблении сложных предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с ОНР проявляется в виде следующих ошибок:

а) Пропуск предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлога   В. Иногда все предлоги заменяются частицей а («книга а столе»).

б). Замена предлогов из-за непонимания их грамматического значения  (очень часто заменяются предлоги «на» и «над», а также «под» и «за»);

в) неправильное употребление падежного окончания существительного («мальчик бежит с собака»).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания («собака ест у миска»).

Предлоги в речи ребенка появляются позже других частей речи. Усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены флексии (окончания). В норме простые предлоги усваиваются ребёнком до трёх лет.

У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме. В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, к  и др. Предлоги места отрабатываются в первую очередь, а уже потом – предлоги движения. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов, например, «на» и «над», «за», «под» и «на».

Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения и ведётся в  двух направлениях: над уточнением  грамматического значения предлога и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. 

После усвоения детьми предлога места проводится работа над предлогами движения. 

Сложные предлоги «из-за», «из-под», «между», конструкции «слева от» и «справа от» отрабатываются в последнюю очередь.

Для усвоения грамматического значения предлогов предлагаю работу по специальным карточкам.  На карточках расположены:

  • сюжетная картинка или иллюстрация к знакомой детям сказке,
  • схема предлога,
  • схемы предложений, существительные на которых заменены изображением предмета, а место предлога обозначено чертой.
  • Дети должны нарисовать схему предлога «за» или написать предлог буквами на месте черты в нужных предложениях.

    Работа с карточками интересна детям, помогает выявить уровень усвоения материала, способствует формированию представлений о грамматическом значении различных предлогов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предлог в сказка рукавичка»

МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «В». СКАЗКА «РУКАВИЧКА»

В















Просмотр содержимого документа
«Предлог за сказка репка »

Маленькое слово «ЗА».

Вставь в предложения, где нужно, маленькое слово «ЗА».



ЗА





































Просмотр содержимого документа
«Предлог за фигуры за звёздочками»

Маленькое слово за.

  1. Нарисуй в ячейке справа фигуру, которая спряталась за звёздочкой.






















  1. Запомни: маленькое слово «ЗА» говорится тогда, когда предмет находится позади чего-то. Составь предложения по картинкам, используя схему:







Пример: Шофёр сидит за рулём.

Просмотр содержимого документа
«Предлог под сказка под грибом»

Маленькое слово «ПОД».

Вставь в предложения, где нужно, маленькое слово «под».



ПОД



















Просмотр содержимого документа
«предлог в сказка теремок»

Маленькое слово «В»

Вставь в предложения, где нужно, маленькое слово «В».

В

_____________ ___________

____________ ____________



_____________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Карточки для работы на занятиях по усвоению лексико-грамматических категорий

Автор: Поскотинова Ольга Александровна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства