Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Степень несформированности предложно-падежных конструкций зависит от уровня речевого развития, состояния слоговой структуры слова и варьируются от полного отсутствия предлогов в собственной речи и непонимания их грамматического значения до аграмматизмов в употреблении сложных предлогов.
Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с ОНР проявляется в виде следующих ошибок:
а) Пропуск предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлога В. Иногда все предлоги заменяются частицей а («книга а столе»).
б). Замена предлогов из-за непонимания их грамматического значения (очень часто заменяются предлоги «на» и «над», а также «под» и «за»);
в) неправильное употребление падежного окончания существительного («мальчик бежит с собака»).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания («собака ест у миска»).
Предлоги в речи ребенка появляются позже других частей речи. Усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены флексии (окончания). В норме простые предлоги усваиваются ребёнком до трёх лет.
У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме. В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, к и др. Предлоги места отрабатываются в первую очередь, а уже потом – предлоги движения. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов, например, «на» и «над», «за», «под» и «на».
Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения и ведётся в двух направлениях: над уточнением грамматического значения предлога и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.
После усвоения детьми предлога места проводится работа над предлогами движения.
Сложные предлоги «из-за», «из-под», «между», конструкции «слева от» и «справа от» отрабатываются в последнюю очередь.
Для усвоения грамматического значения предлогов предлагаю работу по специальным карточкам. На карточках расположены:
- сюжетная картинка или иллюстрация к знакомой детям сказке,
- схема предлога,
- схемы предложений, существительные на которых заменены изображением предмета, а место предлога обозначено чертой.
-
Дети должны нарисовать схему предлога «за» или написать предлог буквами на месте черты в нужных предложениях.
Работа с карточками интересна детям, помогает выявить уровень усвоения материала, способствует формированию представлений о грамматическом значении различных предлогов.