Просмотр содержимого документа
«Какими способами дети добиваются значимости в семье. Примеры и рекомендации родителям.»
Трудное поведение ребенка нельзя сразу списывать на его характер и темперамент. Причина может быть намного глубже-в том, что родители не видят реальных потребностей ребенка, а он своими протестами показывает им это.
Когда ребенок стремится удовлетворить свои потребности, но не понимает, как сделать это социально приемлемым способом, он может начать проявлять нежелательное поведение. Его задача-дать родителям знать о своих сложностях, повлиять на их действия и тем самым создать для себя ситуацию, в которой ему было бы комфортно. При этом родители не понимают, что настоящая причина такого поведения ребенка-желание быть значимым для них, сохранить привязанность, чувствовать себя нужным маме и папе. Родители могут списывать нежелательное поведение ребенка на его характер или темперамент, считать его неуправляемым, даже подозревать в нем злонамеренность.
Рассмотрим четыре способа, которые дошкольники могут использовать для того, чтобы удостовериться, что они небезразличны родителям: привлекать внимание, бороться за власть, мстить, проявлять несостоятельность.
1)Привлекает внимание
- Своим поведением вызывает в вас раздражение, злость;
-Специально вас отвлекает когда вы заняты важными делами;
-На время прекращает плохое поведение, когда вы отвлекаетесь от своих дел и переключаете внимание на него;
-Специально проявляет лень, неопрятность и забывчивость.
Рекомендации родителям:
Хвалить и подкреплять желательные действия. Когда же, наоборот, ребенок нарушает правила поведения, разбрасывает вещи, делает назло- не реагировать. Можно просто сказать «Мне нравится когда ты разбрасываешь свои вещи. После того как ты их уберешь, мы с тобой поговорим». Не нужно ругаться, читать нравоучения, проявлять эмоции в ответ на плохое поведение. И, наоборот, когда ребенок убрал в шкаф за собой вещи, вы это заметили и про себя порадовались, скажите ему об этом, подкрепите своим вниманием: «Я заметила, что ты убрал свои вещи на место. Мне очень понравилось. А тебе нравится?».
2)Борется за власть
-Всеми способами добивается своего, не подчиняется, дерзит, спорит, проявляет упрямство;
-Старается подчинить себе взрослого;
-В отношениях с ним вы часто чувствуете бессилие, безысходность;
-Наблюдаются отношения в стиле «Кто кого!».
Рекомендации родителям:
Укрепить свою родительскую позицию, наладить общую стратегию воспитания, чтобы ребенок не подтягивал другого родителя в коалицию в этой битве за власть. Понаблюдать, есть ли сферы жизни, где ребенок получает эту необходимую для себя значимость? Не слишком ли вы критикующий или обесценивающий родитель? Включите в обязанность ребенка ( по согласованию с ним) ежедневное задание, допустим, помогать накрывать на стол, вытирать пыль или поливать цветы. Это позволит ребенку, во-первых, почувствовать свой статус, во-вторых, приучит к тому, что в семье у всех есть свои права и обязанности.
3)Мстит
-Ребенок часто угрожает, пугает тем что сделает что-то плохое;
-Он ведет себя демонстративно, так, чтобы видели другие люди;
-Вы часто чувствуете в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, как будто ничего уже нельзя поделать, у вас опускаются руки.
Рекомендации родителям:
Взрослому важно увидеть, что за местью ребенка стоит реакция на родительское отвержение. Мстят тогда, когда обидно, а обида- это невыраженная злость. За злостью всегда стоит боль и неудовлетворенная потребность, в данном случае потребность в признании и в значимости. Поэтому ребенку важно дать понять, что он любим и необходим. Нужно избегать ответной месте: ударить, наорать, сделать назло. Лучше удалиться из этой ситуации и остыть, принять решения в спокойном состоянии. Если ситуация дошла до мести, следуйте рекомендациям при борьбе ребенка за власть и когда он хочет привлечь внимание.
4)Проявляет несостоятельность
-Вы чувствуете в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, как будто ничего уже нельзя поделать, опускаются руки;
-Он ничего не хочет, ни за что новое не берется, говорит что не сможет;
-Взрослые начинают предъявлять к нему меньше требований.
Рекомендации родителям:
Возвращать ребенку веру в свои силы, повышать самооценку похвалой и за результаты сделанного, и за намерения начать, попробовать. Следить за своей речью: не сравнивать ребенка с другими детьми, меньше критиковать и обвинять. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Чаще подчеркивать способности и качества ребенка. Относиться спокойнее к тому, что не получается. Говорить, что если ребенок будет прикладывать усилия, то у него будет получаться лучше и лучше. Чаще просить о помощи, что бы ребенок почувствовал, что он тоже может вносить свой вклад, что в нем нуждаются.