«Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада»
«Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада»
Минпросвещения и РАО опубликовали рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада. Эксперты Системы Образование проанализировали документ и предлагают простые алгоритмы, как сформировать развивающую предметно-пространственную среду (РППС) по ФГОС и ФОП ДО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Консультация
«Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада»
Подготовил:
Старшил воспитатель
Лалетина О.Я.
Красноярск, 2023
Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада
Минпросвещения и РАО опубликовали рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада. Эксперты Системы Образование проанализировали документ и предлагают простые алгоритмы, как сформировать развивающую предметно-пространственную среду (РППС) по ФГОС и ФОП ДО.
Что входит в РППС
РППС — часть образовательной среды детского сада, включающая специально организованное пространство – помещения, участок и т.п., материалы, оборудование и инвентарь для развития детей (п. 2.1 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022).
Специалисты РАО предлагают разделить комплектующие РППС на две части: 1) инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО; 2) вариативную, учитывающую социокультурные и региональные особенности детского сада.
Инвариантная часть РППС включает:
научно-методическое сопровождение образовательного процесса, которое позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;
оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ООП ДО;
дополнительные комплектующие, позволяющие обеспечить преемственность между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и решить другие задачи детского сада.
Вариативная часть включает:
локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;
программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП для детей с ОВЗ, парциальные программы, программы дополнительного образования и др.;
оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.
Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям. Дополнительно ФОП ДО содержит пособия по педагогической диагностике и рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в детском саду. При этом учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию ООП ДО и соответствующие ГОСТ Р 7.0.60-2020 (п. 4.3 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022).
Как спроектировать РППС
Главная задача детского сада – создать образовательное пространство, обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и детей. При этом РППС должна соответствовать:
ФОП ДОи ФГОС ДО;
возрастным особенностям детей;
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.
Проектирование среды по пространствам
В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д. В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи. В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.
Деление пространств условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться в «театральный зал».
Как разделить групповую по трем пространствам
Проектирование среды по функциональным модулям
Другой вариант проектирования среды – использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Можете организовать 11 функциональных модулей:
игровой;
физкультурно-оздоровительный;
музыкальный;
художественно-творческий;
поисково-исследовательский;
релаксации;
логопедический;
психологического сопровождения;
дефектологический;
административный;
территории и архитектуры.
Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.
Поскольку у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, также, как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. Поэтому игровой модуль будет системообразующим.
Каждый модуль должен охватывать все образовательные области по ФГОС ДО – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы:
группу для детей младенческого возраста – до года;
группу раннего возраста – от 1 года до 2-х лет;
I младшую группу – 2-3 года;
II младшую группу – 3-4 года;
среднюю группу – 4-5 лет;
старшую группу – 5-6 лет;
подготовительную группу – 6-7 лет.
Если сформировали разновозрастные группы воспитанников, то скорректируйте под них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей – в зависимости от количества и возраста детей.
Как разделить детский сад по функциональным модулям
Проектирование среды по центрам детской активности
Можно оформить групповую комнату по центрам детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Например, в группах раннего возраста создайте шесть центров детской активности:
двигательной активности – для развития основных движений детей;
сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;
организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;
творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;
познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок;
экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.).
В группах для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет предусмотрите комплекс из 12 центров детской активности. Подробнее – в таблице.
Центры активностей в старшей группе
Название центра
Назначение центра
Какие образовательные области охватывает
Двигательной активности
Организовать игры:
· средней и малой подвижности в групповых помещениях;
· средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах;
· интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие
Безопасности
Организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Игры
Организовать сюжетно-ролевые детские игры. Центр должен включать предметы-заместители
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие
Конструирования
Содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала, схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие
Логики и математики
Содержит разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Экспериментирования
Организовать наблюдение и труд. Содержит игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Познания и коммуникации
Обеспечить расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Книжный уголок
Содержит художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей
Все образовательные области
Театрализации и музицирования
Содержит оборудование, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие
Творчества
Реализовать продуктивную деятельности детей – рисование, лепку, аппликацию, художественный труд
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Уединения
Снять психоэмоциональное напряжение воспитанников
—
Коррекции
Организовать совместную деятельность воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленную на коррекцию имеющихся нарушений