Социальные паттерны воспитания – это шаблоны родительского поведения, которые распространены в обществе. Это вопрос трендов, осведомленности родителей о моделях воспитания, развития психологической мысли. Например, в социалистическую эпоху в семейном воспитании ценилась строгость, действовала система ограничений и правил. Если ребенок выполнял их, родители как бы получали гарантию того, что они воспитают социально ответственную, патриотичную, трудолюбивую личность. В современном обществе популярны другие модели, близкие к идеям свободного воспитания: взрослые угадывают и удовлетворяют потребности детей, при этом рассчитывают на то, что подход с акцентом на внимание к дошкольнику будет способствовать развитию ребенка, раскроет в нем таланты. Социальные паттерны меняются, поскольку изменяются представления о том, как выглядит счастливая личность. Проблема современных социальных паттернов в том, что многие родители не отдают себе отчета, где граница между разумной заботой и ситуацией, когда взрослые слепо потакают капризам ребенка. Поэтому стандартные модели заботливого отношения к детям, то есть социально одобряемые, шаблонные показатели «хорошего» родителя, могут привести к избалованности малыша и даже к его дезадаптации. Ребенок может начать воспринимать усилия взрослых как их обязанность, нечто естественное, что само собой разумеется.
В результате он может «отказаться» взрослеть, брать ответственность за себя и других. Варианты жалоб родителей, когда они эксплуатируют искаженный социальный паттерн: ребенок «вдруг» стал агрессивным, раздражительным, плаксивым, излишне обидчивым, драчливым, конфликтным, заторможенным, безвольным, апатичным.
Когда родители приходят к педагогу-психологу с запросом, что они в воспитании «попали в тупик, хотя все делали правильно», возможно вникнуть в тему о социальных паттернах, выраженных в таблице. Повторяем готовое решение для всех типичных проблем поведения ребенка, связанных с трендами воспитания в обществе.
Поведение родителей / социальный паттерн | На что будут жаловаться родители | Как трансформировать социальный паттерн |
Ребенок не просто находится в центре внимания родителей и других взрослых членов семьи, а его потребности предугадывают и неукоснительно выполняют. При этом нет системы запретов и правил, которые ребенок должен выполнять. | Ребенок не понимает слово «нельзя», не соблюдает режим, не готов жить по правилам. Может воспринимать запреты взрослого и преграды на пути к своим желаниям с агрессией, вести себя манерно, устраивать истерики. При конфликтах – перекладывать ответственность на других, стремиться обвинить их и оправдать себя. | Приучать ребенка к режиму дня, играть с ним в игры с правилами. Постепенно вводить в его жизнь правила поведения: складывать игрушки на место, самому убирать свою комнату, отвечать за свои поступки, уметь ждать своей очереди в группе детей или по принципу «родители купят новую вещь или игрушку не сейчас, а когда смогут». |
Родители никогда не критикуют малыша, любое его поведение они одобряют или оправдывают. | Ребенок не умеет переживать поражение. В общении он стремится доминировать, Проявляет конфликтность. Может начать врать, чтобы оправдать свое поведение и гарантированно добиться привычного одобрения. | Обсуждать с ребенком его поведение, если он поступает нечестно или нарушает правила. Прямо говорить ему о проступке и о том, какие эмоции этот проступок вызывает. Разбирать проступок с самого начала: выяснить, что привело к нему, и моделировать ситуацию заново, чтобы в следующий раз малыш не ошибся. |
Родители считают, что наказания ребенка антигуманны, рассматривают их как запрещенный метод воспитания. Стараются говорить «правильные слова», но не могут добиться, чтобы дети выполняли их требования. | Ребенок может казаться равнодушным, проявлять обидчивость, капризничать. Он чувствует формальный подход к воспитанию и улавливает модель поведения «на словах, а не на деле». В дальнейшем приучается говорить правильные вещи, но не следовать им в своей жизни. | Определить для себя, что понятие наказания – не о насилии и давлении, а о правилах поведения, которым учится ребенок. Подумать, какие этичные меры наказания допустимы для семьи: меньше времени на мультфильмы, отсрочка в покупке очередной игрушки. Договариваться об этих мерах с ребенком: самые верные способы наказания – те, которые малыш сам выберет для себя. |
Родители чувствуют свою вину перед ребенком за то, что много работают и уделяют ему меньше времени, чем им кажется нужным, поэтому они «компенсируют» недостаток внимания покупкой дорогих вещей, игрушек, потакают капризам малыша. | Ребенок проявляет мало внимания к интересам и чувствам других людей, зациклен на материальных вещах. Не умеет получать удовольствие от живого общения. | Уделять общению с ребенком хотя бы небольшое время, пусть даже пятнадцать минут в день, но быть в этот момент «включенным»: выслушивать его, спрашивать о его занятиях и чувствах, играть с ним. Осознать, что новый гаджет не заменит общение со значимыми взрослыми, с помощью гаджета ребенку будет трудно получить те навыки и привычки взаимодействия с окружающими людьми, которые дает близость. |
Родители чувствуют потребность защитить своего ребенка от всех проблем окружающего мира – это часто случается, если ребенок единственный в семье. Гиперпротекция может проявляться в виде чрезмерной опеки, мелочного контроля, когда родители предписывают ребенку определенный образ жизни и поведения, все за него решают. | Ребенок ведет себя несамостоятельно, неуверенно, не проявляет инициативу. Может быть замкнутым, проявлять плаксивость. | Избавиться от собственных гиперболизированных страхов за здоровье и жизнь детей, стараться приучать их к собственному выбору; можно начать с выбора полезных блюд, одежды, способа проводить досуг. Понаблюдать за тем, как ведут себя другие родители, у которых нет проблем гиперпротекции, чтобы самостоятельно убедиться, что ничего плохого с их детьми не происходит. |
Родители воспитывают ребенка в культе страха болезни. Они фиксируют внимание на любом недомогании ребенка, часто преувеличивают симптомы и излишне тревожатся, проявляют излишнюю заботу. Неосознанно они формируют образ «больного» ребенка, которому все должны потакать в его капризах. | Ребенок кажется изнеженным, часто плачет, может проявлять чрезмерный эгоизм. Он стремится приспосабливаться и не хочет трудиться сам, чтобы получить желаемое. | Избегать чрезмерно опекать ребенка, не делать за него то, что он способен сделать сам по возрасту. Формировать адекватную самооценку, мотивировать, выполнять доступные ему задачи самостоятельно, при этом искренне радоваться успехам ребенка, хвалить его. Отказаться от восприятия ребенка как «слабого», которому постоянно нужна помощь и забота. Учить заботиться о других. |