kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как организовать развивающее обучение воспитанников с опорой на зону ближайшего и актуального развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗБР - это уровень развития, которого дети достигают во время занятий и развивающих игр со взрослыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как организовать развивающее обучение воспитанников с опорой на зону ближайшего и актуального развития»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23



















Выступление на родительском собрании по темам:


  1. «Стили воспитания в семье и личность ребёнка. Что посеешь, то и пожнёшь»

  2. «Советы родителям: как надо и не надо вести себя родителям в период кризиса трёх лет»









Подготовила: педагог-психолог

Аванесян С.С.








Ставрополь, 2018

Стили воспитания в семье и личность ребёнка.

Что посеешь, то и пожнёшь

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче.  Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов. Важно, чтобы родители понимали, какой стиль воспитания преобладает в их отношениях с ребенком, и сделали для себя какие-то выводы. Поэтому мы сегодня поговорим о стилях воспитания.

Большая часть родителей, воспитывая своих детей, даже и не задумывается об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает им их жизненный опыт. Другими словами, они воспитывают своих чад так, как у них это получается, причём практически всегда используя именно те модели, по которым их воспитывали собственные родители. Таким образом, каждая семья придерживается определенного типа воспитания.


Демократический тип воспитания (авторитетный) – родители осознают свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс. Эту модель можно обозначить термином «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «Надо!». Благодаря авторитетному типу воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Демократический тип воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю, данный тип считается идеальной моделью воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, родители должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения общественных норм и правил.

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы, играют с ним на интересные ему темы.

Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. 

Особенности воспитания

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы.

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.

Каким вырастет ребенок при демократическом стиле воспитания.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Последствия воспитания

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

- Инициативность и целеустремленность.

- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.

- Способность договариваться, находить компромиссные решения.

- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.


Авторитарный тип воспитания – родители к детям относятся строго, требовательно и безапелляционно. Угрозы, понукания, принуждение — главные атрибуты этой модели. У детей такой тип воспитания вызывает чувство страха, незащищенности. Авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, а в случае сопротивления, что вполне вероятно еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, все это приводит серьезным неудачам в формировании его личности. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.


 Как не допустить авторитарный стиль воспитания на порог своего дома?

  • В первую очередь, нужно открыто показывать свою любовь детям. Обязательно ласкать и обнимать ребенка по нескольку раз в день.

  • Взять за правило ругать ребенка без агрессии, любя. Никогда не говорить малышу, что он «плохой», говорите, что «он плохо поступил». Нельзя ругать при посторонних, а также унижать и оскорблять его.

  • Как можно чаще искренне интересоваться жизнью, проблемами, переживаниями своих детей. Побуждайте их делиться с вами всем, что у них происходит, проявляйте участие, сопереживайте, советуйте, помогайте.

  • Стоит обязательно учитывать его мнение, желания, позицию. Уважать его решения. При разногласиях искать компромисс, вместе обсуждать и принимать решения.

  • Свои правила и запреты стараться объяснять.  Они должны быть понятны детям.

  • Не позволять себе по-медвежьи вторгаться в личное пространство сына или дочери. Входя в его комнату, стучите. Не проверяйте его телефон, личные вещи, не ройтесь на его столе, не подслушивайте телефонные разговоры.

  • Нужно давать подростку право выбора друзей, одежды и т.п. Можно высказать свое мнение, объяснить свою позицию, но запрещать — нельзя.

Соблюдая эти правила, вы сохраните свой авторитет в глазах ребенка, ваши взаимоотношения будут близкими и доверительными.


Либеральный тип воспитания – предполагает родительское всепрощение и терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь. При этом воспитывается человек эгоистичный, лицемерный, расчетливый, умеющий подстраиваться к людям. При либеральном типе воспитания общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми. В дальнейшем у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений и запретов. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

 Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Последствия

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность 
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. 

- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. 

- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!


Индифферентный тип воспитания – определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и наличием дистанции в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка. Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи. При индифферентном типе воспитания некоторые родители демонстрируют игнорирование и пренебрежение к ребенку, всё это особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от отклонения от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия, импульсивности и агрессии до зависимости и неуверенности в себе, тревожности и страхов.

А закончить этот пост хочу словами немецкого учёного публициста 

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. 



Советы родителям:

как надо и не надо вести себя родителям

в период кризиса ребёнка трёх лет

Как правило в центре событий оказывается мама, поэтому главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё. Запомните: малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трёх лет – это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш любимец очень резко изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, ребёнок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас, действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть, можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», ребёнок добивается своего: не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь на него за это, а лучше правильно сбалансируйте поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребёнка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чём-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребёнку трудно понять.

И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трёх лет становится ведущей деятельностью ребёнка.

К примеру, ребёнок не хочет есть, хотя голодный. Не упрашивайте его. Накройте на стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришёл обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребёнок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой полностью съедает обед.

Во время кризиса трёх лет ребёнку важно ощущать, что все взрослые в доме воспринимают его не как малыша, а как равного им товарища и друга.

А теперь можно перейти к рассказу о том, как не надо вести себя родителям во время кризиса ребёнка трёх лет. Здесь-то и понадобится демонстрационный материал:

- постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для взрослых проявления его самостоятельности;

- говорить «да», когда необходимо твёрдое «нет»;

- пытаться любыми путями сгладить кризис, оказывать давление на ребёнка;

- приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления. (Впоследствии любое поражение для него станет трагедией). Или, наоборот, подчёркивать свою силу и превосходство над ребёнком, противодействуя ему во всем. (Позже это приведёт или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка).

Запомните: всё, что происходит с ребёнком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции не его, а взрослого, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша. Чтобы кризис прошёл благополучно, любите ребёнка.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна

Дата: 19.09.2022

Номер свидетельства: 613277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства