kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как научить ребенка с аутизмом пользоваться ножницами: Пошаговое руководство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. алгоритм действий при обучении детей с РАС работать с ножницами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка с аутизмом пользоваться ножницами: Пошаговое руководство»

Уважаемые родители!

Обучение ребенка с аутизмом пользоваться ножницами требует особого подхода, терпения и учета индивидуальных особенностей. Дети с РАС могут испытывать трудности с мелкой моторикой, координацией движений, планированием действий, а также могут иметь сенсорные особенности (например, чувствительность к звуку ножниц или ощущениям от бумаги).

Вот пошаговая инструкция, которая поможет вам в этом процессе:

---

Как научить ребенка с аутизмом пользоваться ножницами: Пошаговое руководство

Важно: Безопасность всегда на первом месте! Всегда контролируйте процесс и не оставляйте ребенка одного с ножницами.

1. Подготовка и предварительные навыки:

  • Укрепление мелкой моторики рук: Прежде чем давать ножницы, поработайте над силой рук и пальцев.

  • Сжимание мягких мячиков, эспандеров.

  • Игры с пластилином, тестом (разминать, отщипывать).

  • Использование пинцета для перекладывания мелких предметов.

  • Открывание и закрывание прищепок.

  • Нанизывание бусин.

  • Рвать бумагу на кусочки (это имитирует двустороннее движение рук, как при стрижке).

  • Правильный захват и удержание: Убедитесь, что ребенок умеет крепко удерживать предметы одной рукой.

  • Визуальное слежение: Ребенок должен быть способен следить глазами за линией или предметом.

2. Выбор правильных ножниц:

  • Безопасные ножницы: Начинайте с ножниц с тупыми концами. Есть специальные тренировочные ножницы для детей, которые сами раскрываются после сжатия (пружинные) – это может быть очень полезно, так как снимает задачу раскрытия ножниц.

  • Удобные ручки: Выбирайте ножницы с большими, удобными ручками, которые легко помещаются в пальцы ребенка и не натирают.

  • Для правшей/левшей: Убедитесь, что ножницы подходят для ведущей руки ребенка.

3. Создание подходящей среды:

  • Спокойствие и минимальное отвлечение: Выберите тихое место, где нет посторонних шумов и предметов, отвлекающих внимание.

  • Удобное положение: Ребенок должен сидеть за столом, чтобы обе ноги стояли на полу, а руки удобно лежали на столе.

  • Визуальное расписание/социальная история: Если ребенок использует визуальные расписания, включите туда пункт "Пользоваться ножницами". Можно создать короткую социальную историю о том, как пользоваться ножницами, что они делают и зачем нужны.

4. Пошаговое обучение (Дробление задачи):

Разбейте навык на мельчайшие шаги.

  • Шаг 1: Удержание ножниц.

  • Покажите, как правильно держать ножницы (большой палец в верхнем отверстии, указательный и средний – в нижнем). Некоторые дети чувствуют себя комфортнее, если указательный палец кладут снаружи, чтобы стабилизировать ножницы.

  • Используйте "Правило большого пальца вверх": всегда напоминайте ребенку, что большой палец на ручке ножниц должен быть направлен вверх.

  • Практикуйте просто удержание ножниц без резки.

  • Поддержка: "Рука-в-руке" (ваша рука на руке ребенка), если необходимо.

  • Шаг 2: Открывание и закрывание.

  • Начните с пустых ножниц. Попросите ребенка просто открывать и закрывать их, издавая звук "щелк-щелк".

  • Можно использовать вербальную подсказку: "Открой – закрой".

  • Поддержка: Сначала можно помогать открывать или закрывать пальцы, затем постепенно убирать помощь.

  • Шаг 3: Резка легких материалов (начало).

  • "Режем пластилин/губку": Вместо бумаги, которая может быть слишком сложной, попробуйте резать тонкие колбаски из пластилина или мягкую губку. Это дает больше тактильной обратной связи и легче поддается разрезанию.

  • "Режем соломку": Можно использовать тонкие соломинки для коктейлей.

  • Цель: Понять движение "открой-закрой" при прохождении через материал.

  • Шаг 4: Резка края бумаги.

  • Держите лист плотной бумаги (картон или плотная бумага для принтера) и попросите ребенка сделать один "щелчок" ножницами по краю.

  • Задача – отрезать тоненькую полоску от края.

  • Визуальная подсказка: Нарисуйте короткую толстую линию на краю бумаги, чтобы показать, где резать.

  • Шаг 5: Резка коротких прямых линий.

  • Нарисуйте на бумаге короткие толстые линии (1-2 см).

  • Покажите, как поставить ножницы на линию, открыть, нажать, закрыть, а затем снова открыть и переставить.

  • Постепенное усложнение: Постепенно увеличивайте длину линий.

  • Шаг 6: Резка длинных прямых линий.

  • Нарисуйте более длинные прямые линии.

  • Объясните, что нужно держать большой палец вверх и стараться "ехать" по линии.

  • Шаг 7: Резка по изогнутым линиям и кругам.

  • После того, как ребенок уверенно режет прямые линии, переходите к более сложным формам – сначала пологие изгибы, затем волны, круги, квадраты.

  • Важно научить ребенка поворачивать бумагу свободной рукой, пока ножницы остаются относительно прямыми.

5. Сенсорные аспекты:

  • Звук ножниц: Некоторые дети чувствительны к громким звукам. Если ребенка пугает звук, попробуйте:

  • Использовать ножницы, которые издают меньше шума.

  • Начинать с более мягких материалов, которые режутся тише.

  • Предложить шумоподавляющие наушники, если это приемлемо для ребенка.

  • Тактильные ощущения:

  • Бумага разной плотности может ощущаться по-разному. Попробуйте разную бумагу: плотную, тонкую, глянцевую, матовую. Возможно, какая-то будет более комфортной.

  • Ощущения от ручек ножниц. Если они скользкие или неприятные, можно попробовать обмотать их тканью или специальным мягким материалом.

6. Мотивация и поощрение:

  • Позитивное подкрепление: Обязательно хвалите ребенка за каждую попытку, даже если она не идеальна. "Отлично держишь!", "Хорошо сжал!", "Умница, почти по линии!"

  • Визуальные поощрения: Используйте жетоны, наклейки, любимые маленькие предметы как награду за успехи.

  • Игровая форма: Сделайте процесс игрой. "Помоги мне нарезать дождик!", "Давай сделаем травку для зайчика!", "Разрежем пиццу!"

  • Конечный продукт: Позвольте ребенку использовать то, что он вырезал, в творческих проектах (аппликации, коллажи). Это придаст смысл его усилиям.

7. Терпение и последовательность:

  • Короткие сессии: Начинайте с очень коротких занятий (5-10 минут) и постепенно увеличивайте время, если ребенок заинтересован и не устает.

  • Регулярность: Лучше заниматься понемногу, но каждый день, чем редко и долго.

  • Не давите: Если ребенок проявляет сопротивление или расстраивается, сделайте перерыв. Не нужно формировать негативное отношение к этому навыку.

---

Если возникают значительные трудности:

Не стесняйтесь обратиться к эрготерапевту (occupational therapist). Специалист по эрготерапии может провести оценку мелкой моторики ребенка, определить конкретные зоны затруднений и предложить индивидуальные упражнения и адаптации, которые будут наиболее эффективны для вашего ребенка. Он также может порекомендовать специальные ножницы или приспособления, если это необходимо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как научить ребенка с аутизмом пользоваться ножницами: Пошаговое руководство

Автор: Сальникова Галина Борисовна

Дата: 15.12.2025

Номер свидетельства: 679101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства