Занятие начинается в Воспитательской по ручному труду. На столах не очищенная береста прямоугольной формы, карандаши просты, шаблон-круг, ножницы, корешки, палочки "разрез с одной стороны (ободки берестяные для каждого ребенка.
Воспитатель: здравствуйте дети, проходите, садитесь за свои рабочие места. Сегодня нас ждет очень увлекательная и интересная работа. Скажите, для чего Воспитательа раньше надевали ободки на голову? (для того, чтобы не мешали волосы, удобней было работать, для красоты и т.д).
Посмотрите, какая игрушка лежит у меня на столе? Это герой коми преданий Пера-богатырь. Кто такие богатыри? Теперь послушайте одну историю из жизни Пера.
В один прекрасный летний день пошел Пера на охоту. солнце светит, птицы поют (используется магнитофонная запись шума леса, пение птиц). Долго ходил Пера по лесу, много добычи поймал для своей семьи, и тут случайно вышел к веселому, шумному, прозрачному лесному ручейку (используется музыкальный инструмент "Зиль-зель" для передачи журчания ручейка. И так сильно захотелось Пере испить из этого ручейка! Но как это сделать? Рукой не дотянуться, ковша с собой нет... Как вы думает, ребята, что он сделал? Как поступил, что он придумал? (Идет Воспитатель с детьми, рассматриваются различные предложения, и как бы само собой находится решение вместе с детьми. Рассказ. как сделал Пера "Чибльог", сопровождается показом).
Пера нашел кусок бересты, очистил ее, вырезал с помощью ножа круг, сделал изгиб - прищепнул большим и указательным пальцем от центра берестяного круга, взял сучек (или веточки) который с одной стороны обычно обрезался как сучек, а с другой делался вот такой надрез ножом для того, чтобы туда закрепить получившийся берестяной черпак. видит Пера, что не плохо "чибльог" держится, оторвал корешок кустарника и затянул разрез на веточке с " чибльогом" испил водицы прохладной и повесил берестяной ковшик на веточку березы. Ребята, как вы думаете, для чего Пера подвесил "чибльог" возле ручейка? Верно, для того, чтобы и другой уставший путник мог напиться водицы у чистого ручейка и пожелал здоровья тому, кто вот таким образом побеспокоился о нем, об уставшем путнике.
Идет закрепление работы детьми с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Начинается работа. Обращается внимание как работать с ножницами.
Дети самостоятельно выполняют работу. После завершения Воспитатель предлагает немного отдохнуть, выйти из-за столов, сесть или лечь на ковер и поиграть (заранее разложена игра "Домино" с коми орнаментом.
Теперь давайте немного поиграем. Лева, раздай домино. Вспомним правила игры. Кто складывает фишку, тот правильно называет коми орнамент, изображенный на фишке например: "Менам" "пирог", ме пукта "компас" да "кок туй".
Следующая часть занятия в коми избе. Декорирование "чибльогов".
Воспитатель:
Ребята возьмите свои изделия. Пройдемте в нашу коми избу. У нас все готово для завершения работы с "чибльогами". Как вы думаете, чтобы нам такое придумать, чтобы "чибльоги" отличались один от другого, были красивыми, не похожими, особенными? (Вместе с детьми решили нарисовать коми орнамент)
Чем раньше изображали коми орнамент? (Палочками заостренными, царапали ножами и т.д.)
Все ли цвета использовали при рисовании коми орнамента?
(Все, кроме оранжевого)
Теперь закройте глаза, представьте и выберите тот орнамент, который подходит только вам. выберите цвет, который подходит только вам. До кого я дотронусь, тот прошепчет мне свои задумки.
Не забывайте наши правила игры: вопрос на коми языке - ответ на коми языке. Вопрос на русском языке - ответ на русском языке. Например: Me серпасала еджыд рома "кор сюр".
Выбирайте кисточки или палочки. Начинаем работать. Рисуем орнамент на внешней стороне "чибльога".
После выполнения анализ работы проводится самими детьми с помощью наводящих вопросов Воспитательа.
Ставится цель на будущее.
Летом, когда с родителями пойдете в лес, вы можете удивить всех. Используя те знания, которые получили на занятиях по работе с берестой, умело сВоспитательите "чибльоги" для питья из лесного ручья.