Просмотр содержимого документа
«"Изба-жилище русского народа"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 «Аленушка» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республика Башкортостан
Воспитатель высшей квалификационной категории: Степанова Н.В.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Ознакомление с окружающим миром.
(Конспект занятия в младшей группе)
г. Белебей, 2023 год
Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Степанова Н.В. Дата: 20.03.2023 года Тема: «Изба – жилище русского человека»
Цель: формирование представления о предметах быта русской традиционной культуры.
Задачи.
Образовательные: Дать детям представления о предметах русского быта (печь, лавка, колыбель, ложки, чугунок); познакомить с их назначением и некоторыми свойствами; приобщить детей к восприятию русского фольклора.
Развивающие: Развивать умение переносить свои впечатления в игровую, речевую деятельность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русской культуре.
Оборудование: Макеты: избы, печки, самовара; лавка, чугунок, люлька, плошка, деревянная ложка; юбка и платок для бабушки.
Ход ООД.
1.Оргмомент.
(За ширмой организую имитацию избы)
Ребята, сегодня мы побываем в гостях у бабушки Агаши . Мы с вами живем в современных многоэтажных домах, а бабушка Агаша живет в необычном доме, деревянном и называется он - Изба.
2.Основная часть. (Надеваю юбку нарядную и платок, превращаюсь в бабушку Агашу)
Бабушка Агаша: Здравствуйте, детушки мои хорошие и пригожие, рада видеть вас, рассаживайтесь все по лавочкам. Я познакомлю вас со своей избой.
Изба моя построена из дерева и лавочка деревянная, ложки, плошки, стол.
Как вы думаете, почему все это сделали из дерева? (оно прочное, твердое, теплое).
Ребятушки, но главная в моей избе Печка. Ещё печь ласково называют «Кормилицей». Потому что она действительно кормит людей – в ней можно сварить кашу, щи, испечь хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе остается тепло даже в самые сильные морозы. (Показываю на печь и чугунок)
Но чтобы в печи приготовить, ее нужно истопить. Топят печь дровами.
Где же взять нам дрова? В лесу.
Физминутка
По лесу мы гуляли (шаги на месте) Пилу с собою взяли, Чтоб распилить бревно (имитация распиливания) Очень толстое оно, Много дров мы напилили (развести руки в стороны) Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)
Молодцы, детушки! Присаживайтесь на лавочки. Дети, раньше лавка в доме нужна была не только для того чтобы сидеть, но и спать.
А дома вы, на чем спите? (на кровати, диване). Мой внучек Ванечка спит в колыбельке (люльке) вот она. Дети, я буду петь ему колыбельную песенку, а вы мне помогайте.
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки
Они сели ворковать,
Стали Ванечку качать
Лю-ли, лю-ли, баиньки
В огороде заиньки
Зайки травку едят,
Спать Ванюшечке велят.
Вот и славно, внучек мой уснул.
Когда все дела сделаны, можно и чаю попить. Чтобы чаем угощать, у меня есть Самовар. (Показ самовара)
Вот, ребятушки, такое мое житье - бытье.
(Снимаю наряд бабушки).
3.Рефлексия.
Дети, скажите, пожалуйста, у кого в гостях вы побывали? Как называется дом, в котором живет Бабушка Агаша? Где спит внучек Ванечка?
Хорошо сидим, удобно? Давайте поиграем, встаньте и приготовьте свои ручки.
Игра «Где же наши ручки»
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Нет наших ручек (Руки прячутся за спину)
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Вот, вот наши ручки, (Руки перед собой, повороты ладонями то вверх то вниз)
Где же, где же наши ножки?
Где же наши ножки? (Дети присаживаются на корточки)
Где же, где же наши ножки?
Нет наших ножек (обхватывают колени руками)
Где же, где же наши ножки?
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки, (Дети встают на ноги)
Пляшут, пляшут наши ножки.
Пляшут наши ножки (дети топают ногами)
Где же, где же наши детки,
Где же наши детки? (Дети закрывают ладонями лицо)
Где же, где же наши детки,
Нет наших деток?
Вот, вот наши детки,
Вот наши детки.
Пляшут, пляшут наши детки.
Пляшут наши детки (дети топают ногами и крутят ладошками)
Бабушка Агаша: Вот как весело поиграли. Присаживайтесь на лавочки. Дети, раньше лавка в доме нужна была не только для того чтобы сидеть, но и спать.
А дома вы, на чем спите? (на кровати, диване). Мой внучек Ванечка спит в колыбельке (люльке) вот она. Дети, я буду петь ему колыбельную песенку, а вы мне помогайте.
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки
Они сели ворковать,
Стали Ванечку качать
Лю-ли, лю-ли, баиньки
В огороде заиньки
Зайки травку едят,
Спать Ванюшечке велят.
Не спит Ванечка, давайте на помощь кота позовем:
Уж ты котенька-коток, котя серенький лобок,
Приди котик ночевать, мою деточку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу,
Дам кусочек пирога и кувшинчик молока,
Ешь ты котик не кроши, больше котик не проси.
Приходит кот (ребенок в шапочке «кота») укачивает Ванечку.
Бабушка Агаша: Уснул Ванечка, положим его в колыбельку и поиграем с котиком.
Игра: «Кот и мыши»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре круга ребенок в шапочке «кота». «Кот» спит, дети идут по кругу со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька кот
Разобьет ваш хоровод.
Бабушка Агаша: ребятки отгадайте-ка загадку - «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печка). В старину ее часто называли печь-Матушка и украшали разными узорами. Зачем в избе печь русская? (для тепла, приготовления еды, отдыха). Да, печь и жарит, и варит, и спали на ней, и грелись возле нее. Долгими зимними вечерами собирались в избах русские люди возле теплых печек. Парни и мужики мастерили из дерева ложки, плошки, а девушки и бабы шили, вышивали. После работы молодежь пела песни, играла на музыкальных инструментах, танцевала, водила хороводы. А у меня есть расписные ложечки, да вышитые платочки. Предлагаю вам повеселиться, мальчики поиграют на ложках, а девочки потанцуют с платочками (действия выполняются под русскую народную мелодию). Хорошо повеселились, пора и угоститься. Садитесь все за стол, я нажарила вам вкусных оладушек.