Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует «везде и всем»: и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку-дошкольнику средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и
на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр.
Актуальность. Какой материал для рисования привлекает ребенка?
Практика работы с детьми свидетельствует, что детям нравится такие
средства для рисования, которые позволяют:
не ограничивать движения;
свободно манипулировать изобразительными средствами;
оставлять четкий, яркий след;
быстро получить изображение;
легко исправить неточность в рисунке;
играть, трансформировать рисунок в другое изображение;
экспериментировать с художественным материалом;
выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое состояние, настроение;
вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок;
проявлять творчество.
Всем этим запросам отвечает такой материал, может быть нетрадиционный для рисования, как песок. В песок, как среду для игры и появления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет
использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских задумок.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий
характер детской продуктивной деятельности.
Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает продуктивной деятельности творческий характер. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песком на световых столах развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. У детей развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать.
Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка -
это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой
моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно - игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой
деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и
поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком и – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
Программа направлена на:
развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
развитие воображения, творческого мышления;
развитие высших психических функций;
развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур
мозга, межполушарного взаимодействия);
снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию деления на подгруппы с детьми 4 -5 лет с режимом проведения 1 раз в неделю.
Длительность занятий составляет: 20 минут – средняя группа.
Основная цель программы: Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком на световом столе. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи программы:
развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память,
развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных
способностей, формирование коммуникативных навыков;
тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,
которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает
речь;
равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого
(творчество, интуиция) полушарий головного мозга - ребёнок создаёт
рисунки двумя руками;
формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного
отношения к себе, окружающему миру и сверстникам;
Программа разработана с учетом общепедагогических принципов:
Систематичность. Занятия проводятся регулярно, в системе.
Доступность и сознательность. На каждом занятии создаются условия для формирования активного устойчивого интереса детей к творческой деятельности вообще и решению конкретных задач определенного занятия. Занятия планируются с учетом возрастающей трудности, от простого к сложному.
Наглядность. На каждом занятии создаются условия для лучшего усвоения детьми заданного материала.
Комплексность и интегрированность. Задачи данной программы
решаются в соответствии с развивающими задачами всего образовательного процесса ДОУ.
Личностная ориентация. Осуществляется учет особенностей
развития, состояния здоровья и возраста каждого воспитанника.
Технические приёмы рисования песком:
рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью,
мизинцами;
несколькими пальцами одновременно;
симметрично двумя руками;
насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего;
скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и
круговые движения;
выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на
ребро;
создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук,
рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
развитие умения работать кистью и пальцами обеих рук;
развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации;
межполушарное взаимодействие;
развитие эстетического и художественного восприятия, эстетического вкуса;
развитие внимания, усидчивости, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации.
Учебно – тематический план.
№
Темы разделов
Количество занятий
Количество часов
1
«Я в мире Человек»
4
1 час 20 мин.
2
«Осенины»
4
1 час 20 мин.
3
«Наши вещи»
4
1 час 20 мин.
4
«Новый год стучится в двери»
4
1 час 20 мин.
5
«Зима»
3
1 час
«День защитника Отечества»
4
1 час 20 мин.
6
«8 марта»
4
1 час 20 мин.
7
«Знакомство с народной культурой и традициями»
4
1 час 20 мин.
8
«Весна»
4
1 час 20 мин.
9
«Мой дом, мой город»
4
1 час 20 мин.
Итого:
35
11 часов 40 мин.
Содержание.
Раздел
Лексическая тема
Задачи
Содержание
«Я в мире Человек»
«Знакомство с песком. Свойства песка»
Познакомить детей с изобразительным материалом – песок, с оборудованием на котором рисуют песком, с правилами работы песком.
Загадка «Песок»;
Опыты с песком («Из чего состоит песок», «Песок сухой и мокрый», «Следы на песке», «Движение песка»);
Физкультминутка «Ветер».
«Арбуз»
Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности;
Развивать воображение и творческое мышление;
Упражнять в развитии чувства симметрии. Дуги.
Загадка «Арбуз»;
Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки».
«Улыбка»
Развивать воображение и творческое мышление;
Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности;
Рисование дуги.
Прослушивание песни «Улыбка»;
Физкультминутка «Хороша физкультминутка, в ней улыбка, солнце, шутка!»;
Загадки «Эмоции»;
Игра «Подари улыбку».
«Яблоня»
Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки;
Развивать воображение и творческое мышление;
Развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности.
Учить создавать образ человечка, используя разные приёмы рисования песком;
Учить детей насыщать образы деталями.
Упражнение «Здравствуйте ладошки»;
Игра «Запомни и повтори движение»;
Физкультминутка «Это глазки, чтобы видеть».
«Сказочный домик»
Учить детей создавать образ сказочного домика (пальчиками, щепоткой, струйка из кулачка);
Развивать замысел, заполняя весь экран;
Развивать воображение фантазию.
Пальчиковая гимнастика «Художник»;
Физкультминутка «Я сижу, рисую речку голубую».
«Город»
Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка;
Развивать умение различать количество предметов (много - мало, много - один);
Развивать умение сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
Игра «Назови улицу, на которой ты живешь»;
Пальчиковая игра «Я хочу построить дом».
Информационно – методическое обеспечение.
Методические и учебные пособия.
Программы и УМК
Ссылки на источник/авторы, издательство
Чудеса на песке. Песочная
игротерапия.
Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с
Обучение дошкольников
рисованию песком.
Белоусова О.А. Журнал «Старший
воспитатель» №5/ 2012г.
Пишем и рисуем на песке.
Настольная песочница.
Зейц Мариелла М.:ИНТ,2010-112с
«Мир песочных фантазий»
Программа обучения детей
рисованию песочных картин с
элементами арт- терапии.
Тупичкина Е.А., Армавир РИО АГПА
2014г.
Изобразительная деятельность
в детском саду.
ЛыковаИ.А планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007
Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду:
программа, конспекты:
пособие для педагогов
дошкольных учреждений.
Швайко Г.С. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений.- М.
гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.
Материально-техническое обеспечение.
Для рисования на световых столах используется кварцевый песок.
Периодически песок необходимо обрабатывать (прокаливать,
подвергать воздействию специальных ламп), что позволит свести к
минимуму распространение инфекции и болезнетворных бактерий через песок. Поскольку песок частично высыпается со световых столов его необходимо постоянно подсыпать. А в целях оперативной уборки иметь щетки с совком для подметания. Также для рисования можно использовать и другие сыпучие материалы, в частности, соль, сахар, манку и другие.
Изобразительная деятельность осуществляется на световых столах с прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные оттенки: теплый белый свет, холодный белый свет, а также цветные оттенки). Дети работают парами или коллективно на световых столах. Стол устанавливается таким образом, чтобы ребенок мог работать стоя, и у него была возможность подойти к столу, стол должен соответствовать росту детей.
Дети перед началом занятий должны быть ознакомлены с техникой безопасности (взаимодействия с электрическими приборами). Желательно иметь фотоаппарат для фиксации нарисованных детьми картин на световых планшетах. Фотографии позволят сохранить песочные картины, существование которых ограничено, и познакомить с творчеством детей родителей и сверстников, распечатанные фотографии могут стать украшением интерьера, подарком на праздник.
Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для
рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие предметы с шипами, зазубринками. Необходимо позаботиться, чтобы это предметы не царапали поверхность светового стола.
Комната, где ведутся занятия, должна иметь достаточный уровень затемнения, что достигается использованием светотеневых штор или жалюзи.
Желательно, чтобы у детей была возможность вымыть руки после работы или вытереть их влажными салфетками.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом, он должен владеть графическими навыками работы на световых столах, уметь создавать изображения, сюжетные картинки в песочной технике, простейшие песочные анимации, демонстрировать последовательность
графических действий.
Организационное обеспечение.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком;
3. Нельзя брать песок в рот;
4. Нельзя рисовать на столе острыми предметами.
5. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
6. После игры надо убрать все на свои места.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Каждое занятиес детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.
Мониторинг образовательных результатов.
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Путем наблюдения за детьми на занятиях диагностируется интерес к работе с песком на световых столах.
Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Критерии оценки:
1. Способность самостоятельно выполнить работу после показа.
2. Полное выполнение задания.
3. Умение структурно распределять ход работы.
4. Способность образно представить будущий результат.
5. Степень проявления творчества.
Высокий уровень:
1) ребенок выполняет работу после показа воспитателя;
2) все действия с материалом правильные, целенаправленные, с
положительным результатом;
3) последовательно распределяет действия;
4) способен прогнозировать будущую работу;
5) способен внести в работу личную задумку.
Средний уровень:
1) ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;
2) допускает ошибки при работе, не уверен в результате;
3) распределяет действия при помощи воспитателя;
4) частично уверен в выполнении задания;
5) способен внести в работу личную задумку только при помощи
воспитателя.
Низкий уровень:
1) ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;
2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному
развитию дошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО,
2005г.- 156с.;
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –
Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с.;
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
6. Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;
7. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Текст /.Г.С. ШвайкоМ. гуманитар.изд.центр.