kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор история развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности»

История развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, вместо раннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства (в том числе музыки) определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества.

Так, в древнем Китае значительно возросшие в период рабовладельческого строя классовые противоречия обусловили появление множества разнообразных философских учений - даосизма, конфуцианства, школы легистов и др. Одной из самых известных философских школ, оказавших влияние на социальную жизнь древнего Китая, является конфуцианство. Представители этой школы разработали важнейшие принципы «гармонического» развития общества, в основе которых лежала строгая подчиняемость низших социальных слоев высшим. В русле общественной


6

проблематики конфуцианцев развивались и общие музыкально -воспитательные тенденции. Музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев. Строгая символическая и семантическая детерминированность бесполутонового лада (пентатоники) должна была оказывать строго воздействие на жизнедеятельность воспринимающих музыку лиц. Определенность каждого из пяти звуков, согласно такой теории, кроме подражания природе (грому, шуму ветра в ветвях, потрескиванию горящих дров, журчанию ручья), отождествления их с пятью основными цветами и т. п., означала еще и социальную символизацию (правитель, чиновники, народ, деяния и объекты). Более того, природа музыки, рассматриваемая в философском контексте, понималась как единство пяти добродетелей (чело вечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности), соответствующих, в свою очередь, пяти первоэлементам природы (дереву, металлу, огню, воде и земле). Поскольку Конфуций представлял государство как некую большую семью, то понимаемая таким образом музыка должна была при ее использовании обеспечить гармоническое развитие общества и личности. Однако политическая система древнего Китая, выработавшая нормы иерархически послушной личности, тем самым и музыку превратила в средство социального регулирования. Толкование же музыки как средства развития определенных моральных качеств (великодушия, спокойствия, проницательности, скромности, вежливости, честности, уступчивости и др.) придавало ей политическую окраску. В итоге с помощью соответствующих песен вместо истинно гармонических отношений человека и общества формировались «гармоничные» отношения между феодальными правителя ми и их покорными подданными.

Широкое развитие идей музыкального воспитания наблюдается в древней Греции. В одном из ранних древнегреческих философских учений - пифагорействе - делается попытка утвердить гармонию личности с окружающим природным миром, для чего используется и музыкальное искусство. Согласно пифагорейству, «звучащие сферы» состоят в гармонии с

7

человеческой душой. При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воспринимающих музыку лиц. Именно этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т. п.), человеку возвращается его изначальная гармоничность. Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях древнегреческих мыслителей.

Начиная с ХVI в. в Европе все активнее возрастает потребность в развитии наук как естественных, так и гуманитарных. Философы все глубже вникают в вопросы человеческой природы. Оценивается и роль музыки в жизни человека. Р. Декарту при надлежит разработка дуалистического истолкования природы человека, где его физические и духовные качества выступают как автономные.

Выдающийся вклад в развитие теории гармонического воспитания личности внесли русские мыслители XVIII в. Теоретики русского Просвещения Н. Новиков, А. Радищев, а отчасти и Н. Карамзин, как главную общественную проблему рассматривали вопрос о нравственных качествах человека, верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии. Немалое значение в жизни русского общества этого времени придавалось музыкальному искусству. Г. Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков среди других жанров музыки прежде всего выделяют оперу как жанр, наиболее подходящий для выполнения воспитательной и даже политической миссии. Они выдвигают демократические идеи в сфере воспитания, в частности высказывают мнение, что опера не должна быть лишь «забавой дворов».

Весьма важный шаг в развитии теории о гармоническом развитии личности делает И. Кант. По его мнению, эстетическое начало выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны человека.

С бурным развитием капиталистических производственных отношений проблема взаимосвязи личности и общества все более обостряется. Поиск

8

путей социального воспитания личности посте пенно становится одной из ведущих тем философско-эстетических исследований. В немецкой эстетике (Гумбольдт, Гете, Шиллер и др.) активно утверждается мысль, что формирование целостной, гармоничной личности возможно лишь посредством эстетического, в частности художественного, воспитания. Музыкальное искусство в наивысших своих проявлениях также не остается в стороне от социальных устремлений этого исторического периода. Самым ярким тому примером служит творчество Л. Беховена, который, значительно расширив возможности инструментальных форм, наполнил их драматическим духом социальных умонастроений своего времени. Музыка начинает рассматриваться как средство воплощения социальных идей и выражения общественной психологии.

Неоценима историческая роль революционных демократов В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, раз работавших теоретические вопросы, ставившие во главу угла своей эстетической теории не пассивную личность, а человека, преобразующего мир. Значение их теории и эстетических концепций, оказавших благотворное влияние и на музыкальные воззрения их современников, остается значительным.

Таким образом, хотя понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывается неодинаково и не формулирует общих целей музыкально-эстетического воспитания, но во многих из них выражается гуманистическое стремление к социальному добру, к использованию музыки с целью возвышения культуры личности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
История развития идей о музыкально-эстетическом воспитании личности

Автор: Куприянова Людмила Петровна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства