Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чем мы дышим».»
Частное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Пермь Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чем мы дышим».
Выполнили: Паничева Н.В.,
Тиунова Е.Г.
Вид проекта: групповой, совместно с родителями, исследовательский, долгосрочный.
Сроки проведения: февраль – май 2021года.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Проблема: выявление источников загрязнения воздуха, последствий, меры предотвращения загрязнения.
Актуальность
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование умений и навыков взаимодействия с природой; заложить основы природоохранительных навыков; обогатить опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой.
Закрепить представления о чистоте окружающего нас воздуха, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Охранять и укреплять здоровье детей.
Принять участие в озеленении территории детского сада.
Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап – Заключительный
Подготовительный этап:
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.
Основной этап:
НОД «Кто и что загрязняет воздух?». Цель: рассказать детям о том, что загрязненный воздух главная проблема всех городов.
НОД «Путешествие в мир природы». Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Маршрутная игра « В поисках зеленых витаминов». Цель: помочь детям в занимательной форме, закрепить знания о пользе витаминов, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Просмотр мультфильмов по экологии для дошкольников «Сборник серий об экологии. Смешарики», «Мальчик и Земля», и др.
Просмотр презентации «Экологическая роль зеленых насаждений»
Беседы: «Что такое природа?». Цель: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы. «Не загрязняй природу». Цель: рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы. «Все живое под нашей защитой». Цель: знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир. «Лес: любить, беречь и не бояться». Цель: знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
Дидактические игры: «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о растениях. «Времена года». Цель: закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, Развивать познавательный интерес. «Ходят капельки по кругу» Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе. «Назови растение». Цель: уточнить знания о комнатных растениях. «Живое – неживое». Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Чтение художественной литературы: «Планета Земля». Иллюстрированная энциклопедия для детей. «Почемучкина» энциклопедия. Экологические сказки о растениях: «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает»,«Сказы матушки земли» А. Лопатина, «Могучая травинка» М. Скребцова, «История одной Елочки», «Сказка о маленьком кедре». Экологические сказки о мусоре: «Зайчик и Медвежонок», «Нет места мусору»
Экспериментальная деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку.Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья).Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева)
Взаимодействие с родителями: Изготовление плакатов и участие в конкурсе экологических плакатов «Земля – наш общий дом». Консультации «Экологическое воспитание ребёнка в семье», «Правила поведения в природе». Памятка для родителей«Экологические игры с ребенком». Привлечение родителей к сбору семян однолетних цветов для посадки рассады и комнатных растений для группы.
Заключительный этап: В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым. Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы. Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии. Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. –Москва: ТЦ , Сфера 2004. – 240с. (Серия «Программа развития.»)
Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Сайт «Инфоурок». Презентация «Экологическая роль зеленых насаждений».