kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование логико-математичесских игр в работе с детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование логико-математичесских игр в работе с детьми»

         «Математика приводит в порядок ум», т.е. наилучшим способом формирует примеры мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель дошкольного учреждения – подготовка детей к обучению в школе.

 Содержание обучения определяется двумя основными линиями:

а) предлогическая, т.е. подготовка мышления ребёнка к применениям в математике способам рассуждений;

б) предматематическая, т.е. непосредственно математическое развитие детей,

подготовка мышления ребёнка к усвоению базисных знаний по математике, т.е. недостаточно дать детям какие-то определённые конкретные знания по математике. Нужно научить детей мыслить, т.е. выполнять такие мыслительные операции как анализ (анализ слова, разбор его структуры, выделение признаков), синтез (мысленное содержание в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа), сравнение (мысленное установление сходства или различия предметов), обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных понятий), классификация (распределение предметов по группам), абстрагирование (мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечения от других) и т.д. Нужно научить детей догадываться, доказывать.

 Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 4-5 лет до 10 лет. Если же начинать формировать логическое мышление позже, то это будет протекать с большими трудностями, и часто остаётся незавершенным.

Логико-математические игры относятся к занимаемому математическому материалу. Долгое время в нашей педагогике был заметный спад к его использованию, было повальное увлечение дидактизмом, в лучшем случае при математическом развитии использовались фрагменты игры, обыгрывания, дидактической игры. И сейчас, когда занятие, как форма организации детей при математическом развитии отменена в младшей и средней группе, воспитатели всё же называют эту работу «занятием». Не нужно забывать, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Математическое развитие детей должно происходить в игровой занимательной форме, не исключая вовсе традиционную методику А.И. Ледниной. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование логико-математичесских игр в работе с детьми»»

«Использование логико-математичесских игр в работе с детьми»


«Математика приводит в порядок ум», т.е. наилучшим способом формирует примеры мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель дошкольного учреждения – подготовка детей к обучению в школе.

Содержание обучения определяется двумя основными линиями:

а) предлогическая, т.е. подготовка мышления ребёнка к применениям в математике способам рассуждений;

б) предматематическая, т.е. непосредственно математическое развитие детей,

подготовка мышления ребёнка к усвоению базисных знаний по математике, т.е. недостаточно дать детям какие-то определённые конкретные знания по математике. Нужно научить детей мыслить, т.е. выполнять такие мыслительные операции как анализ (анализ слова, разбор его структуры, выделение признаков), синтез (мысленное содержание в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа), сравнение (мысленное установление сходства или различия предметов), обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных понятий), классификация (распределение предметов по группам), абстрагирование (мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечения от других) и т.д. Нужно научить детей догадываться, доказывать.

Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 4-5 лет до 10 лет. Если же начинать формировать логическое мышление позже, то это будет протекать с большими трудностями, и часто остаётся незавершенным.

Логико-математические игры относятся к занимаемому математическому материалу. Долгое время в нашей педагогике был заметный спад к его использованию, было повальное увлечение дидактизмом, в лучшем случае при математическом развитии использовались фрагменты игры, обыгрывания, дидактической игры. И сейчас, когда занятие, как форма организации детей при математическом развитии отменена в младшей и средней группе, воспитатели всё же называют эту работу «занятием». Не нужно забывать, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Математическое развитие детей должно происходить в игровой занимательной форме, не исключая вовсе традиционную методику А.И. Ледниной. Таким образом, одной из линий математической подготовки ребёнка к школе является предлогическая, т.е. подготовка мышления ребёнка к применяемым в математике способам рассуждений. Логика – это от греческого логос - слово, понятие, рассуждение – наука о законах и операциях правильного мышления. Основной принцип логики – правильность рассуждений (вывода) определяется его логической формой (структурой), и не зависит от конкретного содержание входящих в него утверждений, т.е. мы даём схему рассуждения, в которой можно менять содержание, но выбор всегда будет верным.

Логика и математика соотносятся между собой как части одной и той же науки (логицизм).

Логическая игра – способ сообщения определённых схем мышления в доступной для детей форме – игровой. Например, «Цифры по порядку» - они располагаются в таблице в случайном порядке. Ребёнку необходимо отыскать и назвать числа в порядке возрастания; «Заменить все» (на наборном полотне 7-8 картинок, дети рассматривают 10 секунд, затем закрыть картинки, ребёнок должен перечислить по порядку); «Найди вырезанные кусочки»; «Один лишний»; «Обручи» (геометрические тела); «Головоломка с палочками», «Найди недостающую фигуру»; «Назови одним словом» и т.д. Логико-математические игры – логические игры с математическим содержанием. Например, «Чья пара быстрее» (дети делятся на пары и берутся за руки, дети бегают до стола, быстро складывают в портфель разбросанные по столу тетради, учебники, ручки, карандаши и т.д. Затем возвращаются на место и рассказывают, сколько и каких предметов было на столе. Побеждает самая быстрая и внимательная пара. Логические задачи, например, «У двух сестёр по одному брату. Сколько детей в семье?» (трое); «Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит не одной ноге» (4кг.) Если ребёнок не справляется с задачей, то возможно, он ещё не научился концертировать внимание и запоминать условие. Поняв принцип решения логических задач, ребёнок убедится в том, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для её решения необходимо понять, в чём тут хитрость.

Классифицировать логические игры можно по разным признакам – по содержанию, назначению, по характеру мыслительных операций, т.е. по способу рассуждений, по направленности тех или иных умений ит.д. Правильнее классифицировать по:

  1. Способам рассуждений: «Какой фигуры недостаёт?», «Найди лишнее»

  2. На нахождения признаков сходства и отличия: «Лабиринты»

  3. Распознавание частей в целом

  4. Восстановление целого из частей

  5. Продолжение ряда логического (сериация)

  6. Классификация. « вычислительные машины»


Большинство педагогов – психологов рекомендуют начинать работу с логико-математическими играми с 5 – 6 летнего возраста (Михайлова З.А. «Столяр»). Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. советуют начинать вводить обучающие логико-математические игры уже с 3-4 лет. Практика проведения игр показала, что младшей, средней группы с интересом играют и успешно справляются с требованиями, но при отборе игр нужно учитывать особенности детей той или иной группы. Например, для детей второй младшей группы нужно подбирать игры, где задействовано не более двух предметов в логическом ряду. Предметы и фигуры должны быть детям хорошо знакомы. В средней группе количество предметов в логическом ряду может быть увеличено до пяти, можно использовать счёт. В старшей группе увеличено до десяти, т.е. усложняется содержание игр, способы рассуждений.

Чтобы расширить свои педагогические знания в вопросе использования логико-математических игр в работе с детьми, нужно изучать соответствующую литературу, такую как: «Логика детей» Тихомирова Л.Ф.; «Развиваем логику и мышление» Черенкова Е.; «Давайте поиграем» Столяр А.А.; «Игровые занимательные задачи» Михайлова З.А.; Журнал «Дошкольное воспитание» №1 – 1991г. №5,9 – 1992г. Написать консультацию для родителей; подготовить картотеку игр по логике, использовать в работе, давать домашнее задания детям поможет книга Столяра А.А., Собалевского «Методические указания». Я выяснила и изучила методику, что знакомя с одним видом логико-математических игр от самого простого до самого сложного, сначала даём образец способа рассуждения, а затем заменяем материал и предлагаем ребёнку повторить игру. Для работы с детьми использован алгоритм работы: 1) Рассматриваем логический ряд, каждую фигуру.

2) Находим последовательность. 3) Рассматриваем второй логический ряд.

4) Сравниваем с первым, отмечая общее и отличие. 5) Рассматриваем третий ряд. 6) Сравниваем со вторым и первым, обобщаем. 7) делаем вывод.

Следуя древней пословице: « Я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю - и я понимаю.» Необходимо использовать как можно больше наглядного материала – карточки, картинки, игрушки и счётный материал; палочки, кружочки, пуговицы и т.д. Ребёнку интересна конечная цель - сложить найти нужную фигуру, преобразовать – которая увлекает его.

Различная литература предлагает применять знания в работе с детьми, научить детей искать решения, овладевать мыслительными операциями и действиями с применениям дидактических пособий «Логические блоки Дьенеша», представляющее собой комплект объёмных и плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами – формой, цветом, величиной, толщиной. (приложение 1,2)

Например, на карточке с помощью символов указанна последовательность составления цепочек блоков. В соответствии с указанной закономерностью дети выкладывают цепочки: после зелёного блока следует красный, затем синий и опять зелёный. Палочки Кюзенера позволяют моделировать число. Это дидактический материал представляет собой набор палочек в виде прямоугольников и кубиков. Все палочки отличаются друг от друга по величине и цвету. Этот материал иногда называют «цветные числа». Критерий успешности использования блоков самостоятельное успешное решение задачи ребёнком.

Практика работы убеждает в необходимости использования такого дидактического материала, подтверждает повышение эффективности работы при использовании занимательной математики. Поэтому не столь важно дать знания дошкольникам из математики, сколько научить их логически мыслить, развить математическое мышление, математические способности развивать логические операции.

Найди чем отличается и почему? Эти задачи изображаются графически в таблицах, группируются по видам. Постепенно усложнять.

  1. «Вставь числа пропущенные в примерах», «Назови предмет, который обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 3 стороны и 3 угла.

б) имеет 5 сторон и 5 углов.

  1. «Чем похожи числа?»

Даны кружки большие и маленькие, чёрные и белые. Они разделены на две группы. Задачи: определите по какому признаку разделены кружки – по цвету, величине, по цвету и величине.

  1. « Дорисуй», «Составь картинку»

  2. «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»

  3. «Продолжи ряд цифр», «продолжи ряд предметов»

  4. «Какое число в ряду лишнее и почему», «Какая геометрическая фигура лишняя и почему», «Лишнее число».



Список литературе:


Традиционную методику А.И. Ледниной

Логические блоки Дьенеша»

Логика детей» Тихомирова Л.Ф.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Использование логико-математичесских игр в работе с детьми»

Автор: Блинская Елена Михайловна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства