ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные движения и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»
Л. Р. Сергеева, учитель – логопед
А. В. Чернышова, педагог – психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - «Детский сад №5» компенсирующего вида г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАТИКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные движения и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Необходимое условие работы на логоритмических занятиях - создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Именно с этой целью активно используют элементы психогимнастики.
В настоящее время большинство специалистов: Алябьева Е.А., Чистякова М.И., Ванюхина Г.А. склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма учащегося, без развития общего, эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.
Психогимнастика – целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.
Мимика – движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она тесно связана с артикуляцией и, стимулируя учащихся изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у них не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности подвижности мышц губ и щек. Выразительные движения лица и тела. Такие тренировки помогают детям осмыслению сцепления определенных мускулов лица с определенными переживаниями Регулярное проведение логоритмики с элементами психогимнстики позволит:
выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания; стабилизировать общий тонус организма;
улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
формировать двигательные умения и навыки, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений, ориентировку в пространстве; укреплять костно-мышечный аппарат;
тренировать психомоторные реакции (мимику, пантомимику, тактильную моторику).
В каждое логоритмическое занятие с элементами психогимнстики включены подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры, способствующие развитию музыкальных способностей детей, игры-упражнения для развития моторики кистей и пальцев рук, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнения для развития просодической стороны речи, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики.
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает стихи современных детских поэтов и малые формы русского фольклора: потешки, поговорки, заклички, прибаутки, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. Игры – потешки и хороводные игры полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»), что стимулирует речевую активность детей.
Значительная роль в работе отводится совершенствованию ритмического строя речи, то есть играм, созданным на материале стихотворных текстов. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует речевому развитию детей - формированию слоговой структуры слова и развитию активного словаря.
Особое место занимают игры, направленные на формирование мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмическим, несложным речевым (лексически и фонетически) и музыкальным сопровождением. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе и развитием мелкой моторики.
При использовании на логоритмических занятиях мимических упражнений, на начальных этапах их рекомендуется выполнять перед зеркалом, чтобы дети имели возможность контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения.
Движения и речевой материал предварительно не разучивается, проводится по подражанию с учителем – логопедом. Начинать можно с этюдов типа «Удивление» и «Сердитый дедушка», «Зеленый чай» тренировала мышцы, отвечающие за брови, нос и губы.
Примерный конспект логоритмического занятия с элементами психогимнстики « Во саду ли, в огороде» по теме «Овощи, фрукты»
Задачи:
закрепить знание детей об овощах и фруктах;
развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другие;
учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
формировать правильную артикуляцию во время пения.
развивать общую и мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сад к нашей бабушке. Будем помогать ей собирать урожай в саду и в огороде. (дети идут по кругу).
Логопед: недавно прошел дождик и появились большие лужи. Нам надо их обойти или перепрыгнуть (дети идут с высоко поднятыми коленями чередуя их с прыжком).
Основная часть.
Л: Наконец мы приехали. А как здесь легко дышится! Воздух какой чистый!
Упражнение на дыхание: на 1 – вдохнули,
на 2 – поем гласные звуки А, О, У, И
Л: вот вышла наша бабушка нас встречать.
Воспитатель надевает платок, берет корзинку и предлагает детям поиграть.
Бабушка: Ребята, скажите, пожалуйста, что сажают в огороде, а что в саду? (ответы детей)
Игра «Фрукт или овощ ?»
Перед вами 2 ведерка – одно зеленое, другое красное . Я буду называть фрукты или овощи. Если назову фрукт, вы кладете его в красное ведерко, если овощ – в зеленое.
Этюд «Мы пришли в огород, где растет много овощей».
Дети надевают шапочки разных овощей и выполняют движения под стихотворный рассказ учителя – логопеда:
Вот все рядышком сидят (дети сидят на стульях) И на солнышко глядят (Жмурятся). Выбегает тут редиска (выбегает ребенок - «редиска» кланяется, кружится на носочках, улыбается, садится на место). Поклонилась низко – низко, На носочках покружилась И на место воротилась. Выходит ребенок - «помидор», важно осматривает всех детей. Мимика. Плечи развернуты, слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
Вот протопал очень важно, Посмотрел на всех отважно Очень красный, сочный, сладкий, Дождем вымытый на грядке, помидор. А зеленая капуста. (Выразительные движения. Хлопает в ладоши, прыгает, пританцовывает, делает руки в стороны, поворачивается вправо-влево, садится). Растопырив листья густо, Прошуршала, прошумела И на место тихо села. Вышла важная картошка. (Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо – влево, на лице улыбка, кружится, садится на место). Поплясав еще немножко, Повертелась, покружилась, И на место воротилась. А за ней сердитый лук (Выходит ребенок - «лук», под музыку П. Хоффера « Битва», сдвинув брови, сощуренные глаза нижняя губа закушена, высоко поднимая колени, и садится на место). По дорожке прошагал И на грядку снова встал. Выполняются пластические этюды. Изобразить капусту на грядке, кабачок, подставивший солнышку бочок, соленые огурцы в банке.
Физминутка «Сажаем огород». Выполнять действия в соответствии с содержанием текста. Мы лопатки взяли, Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Грядки разровняли. Семена рядами Дружно мы сажали, А потом водою Теплой поливали.
Упражнение на развитие мелкой моторики, слухового внимания в сочетании с музыкой «Щи – талочка». Музыка М. Гоголевой.
Чищу овощи для щей. Хлопки в ладоши
Сколько нужно овощей ? развести руки в стороны;
Три картошки. Показать три пальца на левой руке;
Две морковки. Показать два пальца на левой руке;
Лука тоже три головки, показать три пальца на правой руке;
Да петрушки корешок, показать один палец на правой руке;
Да капустный кочешок, показать один палец на правой руке;
Потеснись – ка ты, капуста, работают локтями;
От тебя в кастрюле пусто, руки развести в стороны;
Раз, выставляют большой палец;
Два, указательный;
Три ! средний;
Огонь зажжен, хлопнуть в ладоши;
Кочерыжка, правой рукой показать в центр круга;
Выйди вон! большим пальцем левой руки показать назад .
Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан»
Хором.
С барабаном ходит Ёжик.
Бум-бум-бум!
На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
Подвижная игра «Фрукты-толстячки и фрукты-худышки»
Логопед выбирает играющих.
Логопед –Ты будешь толстенькое яблочко, а ты – худая слива. Справа от меня сидят фрукты-худышки (дети втягивают щеки), слева – фрукты-толстячки (дети надувают щеки). Встретились толстячки и худышки (дети в зеркале смотрят друг на друга), удивились худышки:
- Ах, какие вы, фрукты, толстые! (дети смотрят на толстяков, подняв брови вверх и широко раскрыв глаза)
Рассердились толстячки:
- Не такие уж мы толстые! (Дети хмурят брови, морщат губы и сердито смотрят на худышек).
Удивились худышки:
- О! Да вы еще сердитые! (дети округляют губы, как при произнесении звука О, раскрывают широко глаза и поднимают брови)
Ещё больше рассердились толстячки:
- У-у-у? Мы действительно сердитые. (Дети вытягивают губы в трубочку, сводят брови, сердито глядят на худышек). Сморщили нос худышки:
- Ф-фу! Не хотим с вами в одном саду расти. (Дети морщат носы и шепотом произносят: фу).
Скривили губы толстячки:
- Пф! Ну и не надо! (дети изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, шепотом говорят: пФ).
Логопед – Ребята, давайте помирим наши фрукты. (Дети протягивают друг другу руки).
Упражнения для развития речевых и мимических движений. - Посмотрите, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости: Он во рту у нас живёт, Никогда не устаёт, Что это? - Язычок очень любит есть фрукты, хотите поесть их в месте с ним? У меня на подносе кусочки фруктов. Закройте глаза, я буду вас угощать ими, а вы отгадайте, что я вам дала. И отвечайте на вопрос: какой это фрукт (твёрдый, мягкий, сладкий, кислый). Развитие лексико - грамматического строя речи
Л: Бабушка приготовила для нас угощения – соки. Давайте посмотрим, какие же соки она сделала?
Сок из моркови – морковный;
Из капусты - …
Из огурцов - …
Из помидоров - …
Из яблок - …
Из груш - …
Из вишни - …
Из слив - …
Из абрикосов - …
Из апельсинов - …
Развитие чувства ритма, темпа, слухового восприятия
Л: давайте еще раз вспомним какие овощи и фрукты мы знаем и отхлопаем по слогам эти слова.
Огурцы – о-гур-цы
Помидоры – по-ми-до-ры
Яблоки – яб-ло-ки и т.д.
Л: Давайте на прощание для нашей бабушки споём песню «Урожайную» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филипенко).
3. Итог занятия
Л: Чем мы сегодня занимались, о чем говорили?
Список литературы
Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Волковой Г.А.. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль.: Академия развития, 2006. – 8 с.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет / Под ред. М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.