Использование Здоровье сберегающих технологий в режиме дня с детьми средней группы
Использование Здоровье сберегающих технологий в режиме дня с детьми средней группы
здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование Здоровье сберегающих технологий в режиме дня с детьми средней группы»
Из опыта работы
Использование Здоровье сберегающих технологий в режиме дня
с детьми средней группы
Воспитатель Киселёва Е.С.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности – движение; физические упражнения; минутки здоровья; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», разные виды гимнастик (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для глаз); подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (развитие ОВД); массаж, самомассаж; психогимнастика.
2. Оздоровительные силы природы; Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма ребёнка, замедляют процесс утомления.
3. Гигиенические факторы к ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Целенаправленная работа по здоровьесбережению требует специально созданной предметной среды. Обратились к родителям с просьбой помочь в изготовлении пособий и оборудования для двигательной деятельности детей.
Таким образом, в Центрах развития у нас появились:
♦ «Дорожки здоровья» с разными наполнителями, деревянные лошадки, флажки, султанчики, платочки, обручи, тд.
Дети очень любят здесь играть и заниматься, снимая психическое и физическое напряжение и удовлетворяя потребности в двигательной активности.
♦ Альбом с иллюстрациями «Я познаю себя», который мы рассматриваем с детьми, знакомимся со строением своего тела.
♦ Пособия на речевое дыхание, на развитие мелкой моторики (нанизывание, шнуровкм, прищепки)
♦ Картотеки гимнастик (дыхательной, пальчиковой. для глаз)
♦ Пальчиковый театр
Ежедневно пополняется и предлагается детям разнообразный изоматериал:
♦ рисунки - раскраски,
♦ пластилин, тесто,
♦ краски. Поскольку развитие мелкой моторики способствует развитию здоровья, то я часто использую нетрадиционные методы рисования, такие, как пластилинография, рисование пальчиком, штампами и др.
В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Л.И. Пензулаева Подвижные игры и игровые упражнения
для детей 3-5 лет
2. А.Е.Белая, .И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников»
3Т. А. Новомлынская Т. А. Новомлынская «Минутки здоровья»
в пособии предложена система игровых упражнений на укрепление мышц стопы, спины.
Но из нее подбираю простые этюды доступные пониманию детей (мимические этюды «Весёлый – сердитый»; «Сладкий - кислый»;
«Разные походки».
Работа по здоровье сбережению детей. Осуществляется в течении дня практически ежеминутно Свою работу я начинаю с утреннего приема детей. В эти первые минуты очень важно приветствие, улыбка, ласковое обращение к ребенку по имени. Стараюсь удивиться и восхититься любой мелочи (красивое платье, новая машинка, модная стрижка). Тем самым стараюсь создать благоприятный эмоциональный фон. Далее, видя настроение ребенка, осуществляется индивидуальный подход
Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Умывание водой проходит, как закаливающая процедура, так и массаж ладошек и пальчиков. Умываемся водой комнатной температуры.
Полоскание рта – это профилактика кариеса. И обучение приемам полоскания рта кипяченой водой после каждого приёма пищи мы начали с сентября месяца. Проходит в игровой форме.
Элементы самомассажа, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз подбираются и используются как во время НОД, с учетом смыслового значения и зависят от задач и целей занятия, так и в режимные моменты.
(Например спустило колесо у нашей машины, и вот мы с детьми превращаемся в «насосы». Или рисуем разноцветные шерстяные клубочки для бабушки, а на улице холодно, ручки, нос и щечки замерзли – самомасажем их согрели и тп.)
Двигательная разминкапроводится в перерывах между занятиями. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение.
Одевание на прогулку и раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, навыков самообслуживания взаимопомощи, культурно-гигиенических навыков. Все это способствует укреплению социального здоровья детей.
На прогулке использую сюжетные народные, хороводные игры, элементы спортивных упражнений – катание на самокате, велосипеде, подвижные игры на разные виды движений и разной интенсивности.
Подвижные игры - способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Моя задача обеспечить безопасность детей, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся.
Упражнения и игровые задания, связанные с уменьшением площади опоры, или проводимые на повышенной опоре всегда сопровождаются воспитателем. Теплая, сухая погода, а так же наличие возле участка твердого покрытия позволяет нам учить детей кататься на самокате.
Пешеходные прогулки по территории детского сада, играют большую роль в оздоровлении детей. Выполняя ежедневную двигательную нагрузку, выходя на прогулку или возвращаясь с нее, мы обязательно с ребятами проходим по экологической тропе во время которой, я организую поисковую деятельность, обращая внимание на природные объекты или явления, задаю вопросы с целью развитию интереса к наблюдению, и развитию физических качеств. Поскольку стоит теплая погода и позволяет световой день мы регулярно выходим с детьми на вечернюю прогулку.
Соблюдение режима дня, и режима двигательной активности, являются важным элементом здоровье сбережения, и способствуют быстрому засыпанию и глубокому сну.
Бодрящая гимнастика, после дневного сна с элементами закаливания.
Дети постепенно просыпаются и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия, затем выполняется ходьба по «Дорожке здоровья» - осуществляя профилактику плоскостопия. Массажная дорожка, состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы.
Совместная деятельность с детьми по развитию движений осуществляется у нас через спортивные развлечения (1 раз в м-ц), подвижные игры, игры – забавы, игры – соревнования типа «Кто у нас самый быстрый?», которые проводятся как со всей группой, так и с подгруппой. В хорошо знакомых играх роль водящего выполняют дети
Самостоятельная деятельность детей, как на прогулке, так и в группе организуется через создание условий, предлагаю детям спортивный инвентарь, двигательные игрушки, атрибуты к подвижным играм.
В индивидуальной работе идет отработка основных видов движения,
знакомство с пальчиковыми играми. Подбирая фольклорные песенки, потешки, которые сопровождают эти игры, я тем самым помогаю налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность « прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела, а также получить положительные эмоции
Таким образом, в процессе ежедневного использования здоровье сберегающих технологий укрепляется физическое и психическое здоровье, расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются культурно-гигиенические навыки, физические качества (быстрота, ловкость и др.)