Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста.
Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста.
Существуют ряд учебно-игровых пособий способствующих формированию и развитию мыслительных способностей дошкольника.
В педагогической практике современного детского сада данные пособия с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста.»
Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста.
Формирование мыслительных умений и способностей - одна из важных задач в развитии ребёнка. Существуют ряд учебно-игровых пособий способствующих формированию и развитию мыслительных способностей дошкольника.
В педагогической практике современного детского сада данные пособия с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Например – логические блоки Дьёныша, палочки Кьюизена, игры Воскобовича, кубики Никитина,Геоконд , а также система развития логико математических представлений и умений, основанных на использование игр и упражнений с этими пособиями.
Определены задачи использования этих игровых пособий в работе с детьми:
-Развивать логическое мышление.
-Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
-Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
-Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
-Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
-Развивать пространственные представления.
-Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
основами математики и информатики.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возраста и возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи (можно игрушки от киндера), обручи, веревочки и пр.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
ПАЛОЧКИ X. КЮИЗЕНЕРА
Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию -соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», научить делить целое на части, измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел,помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала.
ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество.
Технология В. В. Воскобовича заключается в посторенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь.
Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Важно помнить, что развивая мыслительные способности у детей, они вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.
Геоконд Воскобовича
Геоконт – это детская игра-конструктор по развивающей методике Воскобовича. Внешне она выглядит как фанерная разноцветная доска с гвоздками, расположенными в определенной последовательности. Сделать такую игру-конструктор можно и самостоятельно своими руками. Для этого используют фанерную доску с расчерченной координатной сеткой и разноцветные канцелярские кнопки. Игра также имеет набор цветных резинок, пособие с иллюстрациями, объясняющими принципы действия, и задания разной сложности.
Для детей это не просто доска, а сказка с отдельными героями: Гео, вороном Метром и дядей Славой. Суть игры заключается не только в выполнении заданий разного уровня сложности, но при этом дети путешествуют с малышом Гео, развивая воображение. Конструируя из разноцветных резинок разнообразные геометрические фигуры, дети тем самым помогают преодолеть разные препятствия главному герою в Фиолетовом Лесу. Игровая поверхность размещается на удобной плоскости (стол, табурет). Малыш натягивает разноцветные резинки на гвозди, установленные на координатной прямой, действуя по образцу или решая задачи разной сложности. В пособии к игре-конструктору «Геоконт» по методике Воскобовича есть разные описания схематических рисунков, которые должны получаться в результате работы.
Кубики Никитина.
Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста. Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.
Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».
Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор. ,
Также существуют пособия по системе Монтессори, карточки Домана, на основе всех запатентованных пособий, воспитатели и родители нередко самостоятельно мастерят учебно игровые пособия для развития мыслительных способностей детей дошкольников, это никем не запрещено. Но необходимо соблюдать определённые правила и рекомендации:
- пособие должно быть эстетически оформлено,
-изготавливая пособие вы должны четко определить цели задачи, данной игры.
-вопросы или задания должны быть чёткие и грамотные.
-не допускается подмена понятий в различной тематике.