kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование технологии рисуночного письма для формирования коммуникативной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии рисуночного письма для формирования коммуникативной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»»



















«Использование технологии рисуночного письма для формирования коммуникативной компетентности у детей

младшего дошкольного возраста»



Гула О.В., воспитатель

МБДОУ №41



















«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»


Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.

(слайд 2)

Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.

 Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .

Коммуникативная компетенция – это способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

(слайд 3)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- владение речью как средством общения и культуры.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

   В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся кейс-технологии.

(слайд 4)

Поэтому для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста я решила использовать кейс-технологии. Поставила перед собой цель, которую вы можете видеть на слайде. 

Цель: формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий.

При этом я решаю следующие задачи:

(слайд 4)

Задачи:

  • Учить детей находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими,

  • Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

  • Воспитывать желание отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям.

  • Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

  • Привлечение родителей к активной педагогической деятельности процессе использования полученных знаний детей в рамках реализации кейс-технологии.

(слайд 5) Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

(слайд 6) В своей работе использую следующие программы и методики

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Л. Дубинина «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», М. П. Нечаев, Г. А. Романова Интерактивные технологии в релизации ФГОС дошкольного образования, Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Шимутина Е. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе.

(слайд 7) Свою работу строю на основе современных дидактических принципов, которые опираются на кейс- технологию:

  • принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей) В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

  • принцип вариативности. Он предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора дошкольника.

  • принцип прагматизма. При работе с кейсами восприятие ребенка направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Метод кейс - технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы.

(слайд 8)

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка.

  Существуют различные виды кейс-технологий, которые отражены на слайде. (слайд 9)

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Все эти виды кейс - технологии тесно связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации.

(слайд 10) В старшем возрасте, реализуя кейс-технологию, через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей формирую коммуникативную компетенцию, умение работать в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствую применению знаний в дальнейшей жизни.

Для детей разработала игры  с использованием кейс-технологии:

- на эмоциональное сближение детей: «Если добрый ты», «Мы любим друг друга»;

(слайд 11) -на развитие коммуникативных навыков: «Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и др.

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Любой кейс можно использовать в разных режимных моментах на протяжении всего дня, а также как в групповой, так и индивидуальной работе.

Сегодня я хочу рассказать Вам о ролевом проектировании, который я активно применяю в процессе формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников.

(слайд 12)

Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель данной технологии - на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Предлагаю детям ситуацию «Настоящие друзья»

Ситуация: « Коле купили новый набор конструктора «ЛЕГО». Он очень обрадовался и в процессе кропотливой игры соорудил высокий замок. Дима проходил мимо, задел замок ногой, он упал и разрушился…»

Данная технология содержит этапы, которые указаны на слайде.

(слайд 13)

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Рефлексия

Анализируют, делают выводы.

 Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрываем ситуаций

Детям предлагается разбиться на пары: один  ребенок – мальчик, который построил замок из конструктора, другой ребенок – мальчик, который разрушил этот замок.

(слайд 14) Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце с детьми  приходим к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Другая кейс-технология, о которой я хочу сегодня рассказать это технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.

(слайд 15)

Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Цель этой технологии - формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно анализировать ситуацию,  диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Я хочу привести вам пример использования кейс-стади в работе с детьми

( слайд 16) Кейс «Знакомство»

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Познакомив детей с ситуацией, я использую этапы данной технологии, которые указаны на слайде.

Технологическая карта деятельности технологии кейс – стади.

Название

этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.

Присваивает проблему.

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2. Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.

Находят совместное решение.

Формулируют выводы.

3. Презентация

Организует презентацию решения кейса.

Помогает сравнить предложенные решения.

Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

4. Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

Вопросы:

• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

• Что они должны были сделать?

• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Далее обсуждаем ситуацию и находим правильное решение данной проблемы.

(слайд 17) Задачи данного кейса: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

С детьми мы рассматривали ситуацию. Например:

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:

- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы:

• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

• Используя какие слова Даша могла поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

(слайд 18) Задачи данного кейса: формировать культуру общения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Я считаю, что данные кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе со мной дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. А работа моя направлена на формирование коммуникативной компетентности, устранение тревожности, на повышение уровня самооценки детей.

(слайд 19)Подводя итоги работы, направленной на формирование коммуникативной компетенции посредством использования кейс-технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень коммуникативных навыков, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

Используя кейс - технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста я убедилась в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим.

Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые кейс-технологии улучшают качество образования, обеспечивают гибкость образовательного процесса, повышают мотивацию воспитанников к получению знаний и ускорению процесса усвоения этих знаний, что является важным этапом для становления их жизненного опыта позитивного социального взаимодействия.


(слайд 20) Спасибо за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гула Оксана Витальевна

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства